Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Современный мир характеризуется процессами постоянного усложнения общественно- политических отношений, многие страны испытывают на себе сильнейшие потрясения, связанные с возрастающей поляризацией общества, с подрывом стабильности в экономических и политических сферах. Миграционные процессы становятся неуправляемыми. В связи с этим всё больше нарастает напряжение как отдельных субъектов, так и целых групп, которое выливается в форме всевозможных протестов. Волна социального недовольства, насилия, экстремизма, захлестнувшая разные страны фиксирует вступление человечества в эпоху радикального протеста [3]. Масштабы террористических действий также возросли. Всё это характеризует заявленную тему как актуальную.

Данные процессы опасны в первую очередь тем, что каждый человек так или иначе участвует в политической жизни общества [5]. Становление личности включает в себя в том числе и становление её как субъекта политики. Молодые люди впитывают политические установки и идеи и активно реализуют их, включаясь в политическую жизнь. Трансформация нашей политической системы зависит от политической социализации молодежи.

Целью данной статьи является выявление социально-психологических причин радикализации личности в современном обществе как в теоретическом, так и в практическом плане.

Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм» [1].

Иногда термин «радикализм» употребляется почти как синоним понятия «экстремизм». Но между данными понятиями существует определенная разница. В отличие от экстремизма, радикализм фиксируется, прежде всего, на содержательной стороне тех или иных («корневых», крайних, хотя и не обязательно «экстремальных») идей и, во вторую очередь, на методах их реализации. Радикализм может быть исключительно «идейным», а не действенным, в отличие от экстремизма, который всегда бывает действенным, но не всегда идейным.

Актуальность радикальных взглядов в обществе повышается при экономическом неблагополучии страны или политической нестабильности.

Радикализация — это процесс, обусловленный рядом достаточных предпосылок и условий. Концепция радикализации еще очень нова; большинство исследований на эту тему относятся к последнему десятилетию XXI в. В числе причин и условий радикализации, которые могут в итоге привести к насильственную экстремизму, исследователи выделяют факторы микро- (индивидуальный уровень), мезо- (семья, близкие родственники) и макро-уровня (роль государства).

Несмотря на то, что факторы макро - и мезо-уровня традиционно признаются играющими значительную  роль  в  радикализации  взглядов,  риск  радикализации  в  первую  очередь обусловлен индивидуальными (или личностно-психологическими) характеристиками. Различные типы личностей радикализируются и присоединяются к экстремистским группам, руководствуясь самыми разными мотивами.

Говоря о причинах радикализации личности в современном обществе, на основе анализа изученной нами литературы, можно выделить 2 группы: социальные и индивидуальные, которые из-за их тесной взаимосвязи можно назвать социально-психологическими.

Итак, какие же конкретные причины радикализации личности существуют?

1.                   Наличие в регионе значительного по числу маргинализированного меньшинства. Именно на этот слой общества чаще всего направлена пропаганда, они, в силу своих особенностей, находятся в «группе риска» [4].

2.                   Следующей причиной является подозрительное или негативное отношение общества к отдельным группам людей.

3.                   Неприязненное отношение к религии в общем и, в особенности, к исламу (религиозная нетерпимость).

4.                   Внешняя политика, направленная на поддержку репрессивных режимов в мусульманских странах [2].

5.                   Существование сетей по вербовке сторонников в радикальные движения.

Данные причины носят социальный характер. Далее рассмотрим индивидуально-психологические причины.

6.                   Личные связи с радикализированными людьми, наличие авторитетности этих людей.

7.                   Недовольство жизнью в сочетании с желанием делать что-то осмысленное и важное.

8.                   Конфликт идентичности,  тяготение к сильной групповой идентичности, которая может разрешить этот конфликт.

9.                   Перенесенная психологическая травма, уязвимость для влияния тех, кто обещает воздаяние или месть.

10.                Такие черты личности, как страсть к приключениям и бунту, желание быть частью чего-то.

11.                Кризисные периоды жизни (например, подростковый кризис).

Этот список не исчерпывающий. Наличие данных признаков также не означает того, что личность радикализована. Также нельзя сказать, что есть определенный сценарий или портрет такой личности. Известные случаи радикализации говорят об обратном – портрет радикализованной личности чаще всего уникальный и не стереотипный. Эти люди могут быть из полностью христианских семей, они могут иметь любую профессию (известен американский армейский психолог, который в 2009 застрелил 13 человек), они могут жить в благополучных районах и так далее. То, что чаще всего людей радикализуют в мечетях – ошибка. Это, по большей части происходит в тюрьмах, интернете и социальных сетях [6].

В рамках данной темы нами было проведено исследование, направленное на выявление представлений молодежи о социально-психологических предпосылках радикализации и вопросов, связанных с личностью человека, подверженного данному явлению. Был составлен опросник, состоящий из 12 вопросов. В исследовании участвовали 56 человек, как мужского, так и женского пола, возраст – от 18 до 25 лет. Результаты исследования представлены ниже.

В ходе исследования было обнаружено, что большинство людей убеждены в том, что именно совокупность внутренних и внешних факторов приводит к радикальным установкам (70% опрошенных).

Вопрос о связи вероисповедания человека и радикализации показал расхожие результаты. 46% привязывают влияние вероисповедания человека к его возможной радикализации, 38% - нет.

Большинство опрашиваемых, а именно 57%, отметили, что опасность быть подверженным радикализации не зависит от пола. В то же время, 38% испытуемых считают, что этому больше подвержены мужчины, и лишь 5%- что женщины. Часть людей предполагает, что возраст не играет существенной роли. Остальные указывали возраст начиная от подросткового (самая большая цифра – 55 лет). Была указана также характеристика «Сознательный возраст».

В вопросе о вероятности определения радикализованной личности по внешнему виду мнения респондентов разделились практически пополам (54 и 46%). Это может являться следствием наличия у первой группы респондентов стереотипизированных представлений о внешности радикализованной личности или подменой понятий «радикализама», «экстремизма», «терроризма».

86% опрошенных людей считают, что одним из факторов радикализации является нетерпимость к каким-либо нациям или группам людей.

На вопрос о том, какие личностные черты могут быть присущи радикализованным людям, были даны следующие характеристики: жестокость(агрессивность), грубость, замкнутость, социопатия, склонность к риску, личностные травмы, жажда власти, упрямство, ригидность, следование определенным принципам, нетерпимость, вспыльчивость, бескомпромиссность, резкость, ненависть, гордыня, зависть, уверенность в тебе, целеустремленность, низкая/высокая (неустойчивая) самооценка, мнительность, фанатичность, эксцентричность, непредсказуемость, заторможенность, нищета, борьба с коррупцией, низкая грамотность, прямолинейность, смелость, эмоциональная нестабильность, зависимость от авторитета, эгоизм, корысть, слабохарактерность, чрезмерная закрытость, лидерские качества, импульсивность, закомплексованность, отвращение, жесткость, непоколебимость, решительность, скрытность, наглость, глупость, заблуждение, консерватизм, узкость мышления, расчетливость, быстрая раздражимость, непредсказуемость, неадекватность, амбициозность, стремление к несуществующим идеалам, желание самоутвердиться, 

Большинство опрашиваемых считают, что радикализация не зависит от профессии либо затруднились ответить. Остальные привели в пример такие профессии, как: военные, политики, правоохранительные органы, священнослужители, люди с низким уровнем образования.

73% опрошенных согласились утверждением, что активное использование интернета (в частности – социальных сетей) повышению вероятности стать приверженцем радикальных взглядов. 88% опрошенных считают, что СМИ влияют на формирование и развитие радикальных позиций и взглядов. 40% не считают, что они могут быть подвержены влиянию каких-либо радикальных взглядов, 14% считают, что они подвержены влиянию таких факторов, остальные затруднились ответить.

На вопрос о возможности искоренении таких явлений, как радикализм, экстремизм, терроризм получены следующие ответы: 18% согласились с данным утверждением, 59% думают, что это возможно лишь частично, 23% считают, что искоренение невозможно,

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Обществу и отдельным странам очень трудно бороться с радикализацией именно потому, что люди в своем выборе руководствуются внутренней мотивацией. Ситуация в стране хоть и играет огромную роль, но именно личностные особенности заставляют человека примкнуть к подобным группировкам.

Таким образом, при исследовании причин насильственного экстремизма необходимо учитывать факторы риска радикализации, зависящие от индивидуальных характеристик конкретного человека. Любое обсуждение вопросов радикализации без учета контекста будет неполным. В центре рассматриваемой модели поведения находится человек, подверженный влиянию различных внешних и внутренних факторов (индивидуальное измерение насильственного экстремизма). В этой связи достижение положительных результатов в сфере противодействия насильственному экстремизму предполагает разработку на государственном уровне специальных программ, направленных на профилактику экстремистской деятельности с учетом факторов микро- и мезо-уровня, принимая во внимание психологический контекст (проблемы идентичности, кризиса и особенности развития личности).

 

Список литературы

 

1.             Гринев, А.В. Краткий терминологический словарь по дисциплине Политология [Электронный ресурс] / А. В. Гринев. – С-ПбГУП, Санкт-Петербург. – 2004. – http://www.twirpx.com/file/269572/

2.             Гусейнов, А.Ш. Генезис радикальных форм протестной активности личности / А.Ш. Гусейнов // Армия и общество. – М.: «Наука-XXI». – 2015. – № 2. – С.114-120.

3.             Гусейнов, А.Ш. Психологический анализ условий радикализации деструктивных форм протестной активности личности / А.Ш. Гусейнов // Казанский Педагогический журнал. – 2015. -№6. – С. 124-129.

4.             Красин, Ю.А. Политические аспекты социального неравенства / Ю.А. Красин // Вестник российской академии наук. – 2006. – Т.76 №11. – С. 971-977.

5.             Свертков, И.А. Радикализация молодежи начала XXI века как фактор модернизации молодежной политики Российской Федерации/ И.А. Свертков // Вестник ВГУ. – 2009. – № 2. – С. 169-171.

6.             Wijnand A. P. Van Tilburg, Going to political extremes in response to boredom / European Journal of Social Psychology. –Volume 46. – Issue 6. – P. 661–791.