Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН И ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Во все времена женская преступность рассматривалась как особое явление, а её доля в общей картине преступлений в России не превышала 15%.

В современной России она (как и преступность мужская, а также подростковая) объясняется учёными девальвацией общественных ценностей, экономической нестабильностью, кризисом в основных сферах жизнедеятельности российского общества, обусловливающим снижение уровня жизни россиян и их социальной безопасности.

В XXI в. это социальное явление носит волнообразный характер с общей тенденцией роста. Если на рубеже конца ХХ - начала ХХI вв. российские женщины совершали относительно лёгкие преступления (кражи; сбыт, приобретение, хранение наркотических веществ, присвоение и растрата), то в последнее десятилетие наметился рост совершаемых ими преступлений, относящихся к числу тяжких и особо тяжких (причинение тяжкого вреда здоровью, убийства, грабежи, разбои).

В 2014 г. 19,5% осужденных женщин отбывали наказание в исправительных учреждениях повторно, основная масса (80,5%) - впервые . По данным института демографии национальных исследований университета «Высшая школа экономики», в январе - декабре 2015 года в Российской Федерации зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений, или на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2015 году доля женщин в общей картине преступности вновь поднялась после небольшого снижения до 15,3% в 2011 - 2012 гг. и её уровень составил 16%.

Понятно, что проблема профилактики женской преступности, в т.ч. в местах лишения свободы и в постпенитенциарный период, сегодня является одной из актуальнейших социальных проблем, причём не только в России. Так в заключении, сделанном группой экспертов, работавших на XII Конгрессе ООН по организации работы с женщинами, совершившими правонарушения: «…Необходимо, чтобы в каждой стране, включая Россию, прилагались все усилия для организации и поощрения всесторонних и ориентированных на конкретные результаты исследований правонарушений, совершаемых женщинами; причин, побуждающих женщин вступать в конфликт с системой уголовного правосудия; влияния, которое оказывает вторичная криминализация и тюремное заключение на женщин; характерных черт женщин-правонарушителей; а также программ, направленных на сокращение рецидивов правонарушений среди женщин, как основы для эффективного планирования, подготовки программ и выработки политики в ответ на потребности женщин-правонарушителей в социальной реинтеграции. Россия учитывает международные рекомендации по работе с женщинами-правонарушителями и в настоящее время проводит определенную работу в этом отношении».

В качестве сохраняющейся позитивной тенденции следует отметить, что подавляющее большинство женщин (до 98%), находящихся в местах лишения свободы, старается поддерживать полезные социальные связи. В последние годы обозначилась тенденция увеличения числа осужденных женщин, вступающих в брак во время отбывания наказания. Это явление обусловлено процессами гуманизации отбывания наказания, расширением прав осужденных в области переписки, телефонных переговоров и свиданий, что объективно способствует увеличению контактов, установлению отношений, приводящих, в т.ч. и к замужеству осужденных женщин. Подобные ситуации носят позитивную направленность, которую необходимо использовать в соответствующих позитивных установках на исправление у осужденных женщин.

Почти две трети женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, имеют детей: у каждой третьей есть один ребенок, у каждой пятой-      два, у каждой десятой - от трех до пяти и более детей. Доля детей, переданных на воспитание родственникам, вдвое превышает суммарную долю детей, переданных в детские дома и находящихся в домах ребенка при исправительных учреждениях, что означает относительную сохранность позитивных и социально полезных связей женщин с обществом.

Планы женщин после освобождения имеют социально-позитивную направленность и сводятся: к поиску работы (55,1%, восстановлению полезных социальных связей, созданию семьи, повышению образовательного уровня (34,3%). Вместе с тем 5% женщин отметили, что после освобождения

«ничего не будет делать». Данные по рецидиву преступлений среди осужденных женщин, полученные в ходе опроса, позволяют предположить, что социально опасный образ жизни будет продолжать вести каждая четвертая (24,2%) из освобожденных. Ясно, что эти данные носят усредненный характер, т.к., например, в ИК ГУФСИН России по Хабаровскому краю около 90% осужденных женщин привлекались ранее к уголовной ответственности, многие из которых (22%) - 3-5 раз. Однако никто из опрошенных женщин прямо не отметил в анкете, что «вернется в ИУ».

Как показывают опросы, проблемы, которые могут возникнуть после освобождения, находящиеся в исправительном учреждении женщины намерены решать самостоятельно, лишь немногие из них рассчитывают на помощь родственников и друзей. За помощью к государственным органам, общественным и иным организациям обращаться не будет. В ближайшие планы после освобождения входит создание семьи и трудоустройство.

Однако в реальности эти позитивные планы могут оказаться несбыточными в силу целого ряда причин объективного и субъективного характера. Чтобы понять, что именно толкает женщин на повторные преступления, а также с целью определения мишеней коррекционно- профилактической работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы, в начале 2016 г. нами было обследовано 104 женщины из трёх исправительных учреждений, где они отбывают наказание за повторные преступления. Это женщины в возрасте от 22-х до 62-х лет (средний возраст осужденных - 37 лет). Впервые были осуждены: до наступления совершеннолетия - 11 женщин (10,6%); в возрасте 18-30 лет – 68 женщин (65,4%); после 30 лет - 25 женщин (24%). Средний возраст 1-ой судимости - 25 лет. Возрастной диапазон между двумя судимостями составил от 2-х месяцев до 30 лет. Второе преступление после выхода на свободу обследованными женщинами было совершено в период: до года - 15 женщин (14,4%); от 1 года до 2-х лет - 18 женщин (17,3%); от 2-х до 20 лет - 71женщина (68,3%).

 Женщинам было предложено указать те трудности, с которыми им пришлось столкнуться после того, как они отбыли срок наказания за 1-ое преступление. Получены следующие результаты (цифры отражают количество женщин, отметивших ту или иную трудность): 1. Было трудно найти достаточно хорошо оплачиваемую работу – 39; 2. Было трудно найти хоть какую-то работу – 24; 3. Недоверие людей – 23; 4. Другое – 22; 5. Нехватка денег – 15; 6. Не могла отказаться от участия в сомнительном деле – 14; 7. Негативное влияние друзей – 8; 8. Проблема жилья – 7; 9. Трудности с пропиской – 5; 10. Трудности в получении паспорта – 4; 11. Трудности в получении медицинского полиса – 3.

Женщины также указали, кто именно помогал им обустроить жизнь после освобождения из мест лишения свободы: 1. Родные и близкие - 95; 2. Никто - 16 (15,4%); 4. Старые друзья – 12; 6. Церковь – 3; 7. Другое – 3; 8.

Участковый – 1; 9. Социальная служба – 1.

 По мнению обследованных нами женщин, от совершения ими повторного преступления их могли удержать: 1. Трудоустройство – 37; 2. Любимый человек – 35; 3. Постоянное место жительства – 10; 4. Участковый –    3; 5. Другое - 38 (36,5% всей выборки). Очевидно, что этот показатель требует более пристального внимания, поскольку он свидетельствует о том, что упущены какие-то весьма значимые факторы повторных преступлений.

Также была выполнена комплексная оценка делинквентности (по методике «КОД»). Полученные результаты мы сравнили с нормативными показателями по выборкам условно осужденных и представили в таблице 1.

Таблица 1.

 Нормативные показатели по выборкам условно осужденных и средние значения по выборке женщин, отбывающих наказание в ИУ в 2016 году.

  

 

 

 

п/п

 

 

 

 

Психологический признак

Средние значения

Не

выдержавш ие условный

срок

 

 

Осужденные женщины 104 чел.

1.

Отчуждение

6,33±2,5

5,2

2.

Склонность к нарушению норм и правил

6,05±2,25

7,0

 

3.

Установка на социально-

благожелательные ответы

 

2,26±1,62

 

4,7

4.

Склонность ко лжи

8,22±2,39

5,6

5.

Импульсивность

6,43±2,45

7,8

 

6.

Комплексная оценка делинквентности

(КОД)

29,29 ±

10,76

 

30,3

 

 Высокий уровень КОД (выше 40 баллов) обнаружен у 5-и женщин (4,8% всей выборки). И это означает высокую вероятность рецидива преступления.

Интересные результаты получены в ходе сравнения женщинами своей жизни на свободе между двумя судимостями с их нынешней жизнью в исправительном учреждении. Для этого использовалась 10-балльная шкала. В итоге обнаружено: оценка жизни на свободе (среднее значение) - 6 баллов; оценка нынешней жизни в исправительном учреждении (среднее значение) - 4,7 балла. При этом: 20 женщин (19,2%) оценили жизнь на свободе как более трудную, чем в исправительном учреждении; 21 женщина (20,2%) - как не имеющую отличий от жизни в исправительном учреждении; 63 женщины (60,6%) отметили, что их жизнь на воле была лучше, чем в заключении.

Сегодня задача профилактики рецидивной женской преступности решается в исправительных учреждениях ФСИН России в рамках программ подготовки к жизни на свободе: а) по программе общей психологической подготовки (заблаговременная подготовка); б) по специальной программе (непосредственная подготовка к освобождению). Психологи применяют различные методы и технологии индивидуально-групповой работы, направленные на предотвращение различных правонарушений, приводящих к совершению преступлений (пьянство, потребление наркотиков, бродяжничество, проституция и др.); оказывают помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации; женщинам, осужденным к наказаниям без изоляции от общества.

Многим из женщин, отбывающих наказание, а также вернувшимся из мест лишения свободы, необходима социально-психологическая помощь в формировании социальной идентичности, что означает самоопределение по гендерному, семейному, профессиональному, религиозному и другим признакам. В целях профилактики преступлений также важна работа с социальной сетью осужденных женщин, с их семьями. Здесь уместны: возрастно-психологическое консультирование, семейное консультирование и семейная психотерапия; консультирование по реализму (метод У. Глассера), арт-терапия, телесно-ориентированные методы, женские терапевтические группы и др.

Однако общесоциальные, специальные и индивидуальные меры профилактики женской преступности только тогда могут дать заметный социальный эффект, когда будут применяться систематически, комплексно и при этом дифференцированно, с учетом специфики конкретных регионов, а также возрастных и иных особенностей, присущих различным категориям женщин-преступниц. В этом плане важно межведомственное взаимодействие участковых полицейских и психологов системы социальной защиты населения, чтобы освободившаяся женщина смогла получить помощь и поддержку по месту жительства, в т.ч. в социальной службе.

В заключение можно сказать, что результатом ресоциализации осужденных женщин, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, а с другой - выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка женщин, освободившихся из мест лишения свободы, на новый образ жизни подкрепляется общесоциальными условиями жизнедеятельности. В других случаях, как мы можем видеть по данным исследований, у женщин возможны рецидивы преступного поведения.

 

 Список литературы

 

 

1.     Вяткина А.С. Девиантное поведение женщин как проявление конфликта в  современном социуме: Дис.  …канд.  социол.  наук. - Саратов, 2009. - 168 с.

2.     Итоги работы совещания группы экспертов по разработке специальных дополнительных правил обращения с женщинами, находящимися в заключении, и женщинами, в отношении которых применяются меры, связанные или не связанные с содержанием под стражей: доклад, представленный Председателем группы экспертов на                    XII       Конгрессе           ООН   по   предупреждению  преступности   и уголовному правосудию. - Сальвадор, Бразилия, 12-19 апреля 2010 года. - V/09-89226 (R). - Р. IV. - Правило 67.

3.     Лелеков В.А., Урусова Т.В. О предупреждении женской преступности мерами  общесоциальной  профилактики  //Вестник ВоронежскогоинститутаМВДРоссии. - 2014. - №2. - С.12-17.

 4.     Рыбакова Н.А., Котельникова Н.И. Психосоциальная работа с женщинами в условиях группового взаимодействия. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2003. - 176 с.

5.     Степанян Ш.У. Современная женская преступность в России и пути ее предупреждения //Российский следователь. - 2011. - №8. - С. 27 - 33.

6.     Характеристика осужденных (по состоянию на 1 июня 2014 года) аналитический материал / под общей ред. А.Н. Антипова: ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. - 58 с.

7.     Цветкова Н.А. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания: Автореф. дис. д- ра психол. наук. - Москва, 2009. - 52 с.

8.     Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е. Технологии социально- психологической работы с осужденными к наказаниям без изоляции от общества. - М.: Столичный бизнес, 2011. - 259 с.

 9.     Шилов А.И., Карпушина М.В. Социально-демографическая характеристика осужденных женщин, совершивших преступления после            отбытия   наказания  (при   рецидиве)   //Психопедагогика  в правоохранительных органах. - 2011. - № 4. - С. 40-42.