Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В настоящее время высшее образование реализует индивидуализированные формы профессионального развития будущего специалиста,  представляя возможность формировать собственную (индивидуальную) траекторию развития.

Возможность такой формы обучения подробно рассмотрена в концепции поисковой активности, предложеной В.С. Ротенбергом. Эта концепция основана на современных психофизиологических представлениях o         работе головного мозга, устойчивости организма к стрессу и заболеваниям (психическим и психосоматическим), исследованиях поведения в неопределенных ситуациях, творчества и социальной активности [1, с.53].

Поисковая активность - это активность, направленная на изменение внешней ситуации или отношения личности к сложившейся ситуации (переоценка и пересмотр) при отсутствии точного прогноза результата этой активности.

Для понимания природы поисковой активности целесообразно указать два момента:

1)        она проявляется в условиях неопределенности, когда невозможно предусмотреть результаты выполняемых действий;

2)     она предполагает обратную связь, т.е. постоянный анализ ситуации и результатов (достижений) на каждом этапе деятельности.

Концепция В.С. Ротенберга связывает поисковую активность с инновационной деятельностью, эффективной учебной и научной работой, творчеством и другими видами активности, которые требуют конкретного риска. Эта активность требует большого количества энергии и побуждает личность к участию в стрессогенных и опасных ситуациях. Однако, с помощью обратной связи, поисковая активность является адаптивной и ее субъект не склонен к поведению с разрушительными действиями. Суть этой обратной связи в изменении направления поиска без снижения сего интенсивности, вплоть до смены определенной цели и задачи, если выбранное до этого направление сопряжено с высоким риском и не может себя оправдать [5, с.120].

В исследованиях, проведенных В.В. Аршавским и В.С. Ротенбергом, установлено, что поисковая активность не зависит от результата деятельности личности и способствует поддержанию резистентности к стрессовым воздействиям (здоровья), повышает психическую устойчивость к психосоматическим заболеваниям. [6, с.60].

Поисковая активность выступает компонентом многих конкретных моделей поведения, включая исследовательское и ориентировочное. Также сюда следует отнести и фантазирование, планирование, переоценка ситуации, синтез и анализ, и другие мыслительные операции, проявляющиеся в полной мере в учебно- воспитательном процессе. Поисковая активность может проявляться в качестве патологического поведения (чрезмерная педантичность, различные асоциальные поступки, потери связи с реальностью, ипохондрическое поведение, чрезмерная педантичность, фантазерство и пр.). В некоторых своих вариациях поисковая активность может представлять опасность для социума и быть разрушительной.

Концепт поисковой активности дает возможность определить типы поведенческих установок. Так, деятельность, опирающаяся на 100% прогноз результатов, может быть названа стереотипным поведением. Отсутствие постоянной оценки субъектом результатов активности ведет к хаотическому поведению, когда действия ученика спонтанны и слабо зависят от изменения ситуации. Наконец, общее снижение активности проявляется в отказе от поиска. У животных крайнее проявление отказа от поиска выражается в виде замирания- страха (феномен выученной беспомощности), у человека это состояние характеризуется как депрессия. Таким образом, альтернативами поисковой активности являются стандартно-стереотипное поведение (попытка действовать в изменившейся ситуации в соответствии с прежними стереотипами), хаотическое поведение (бессистемные пробы, не сопровождающиеся анализом ситуации) и пассивное избегание поиска. [5, с.119].

Исследование прогностических возможностей концепции поисковой активности позволяет прийти к выводу, что поисковая активность в качестве поведенческой установки, в достаточной степени, определяет содержание и характер учебной деятельности.

Студенты, имеющие низкую поисковую активность, и соответственно, с заниженной самооценкой, чаще отказываются от поиска (т.е. капитулируют), когда они испытывают неудачные ситуации в поиске. Эта категория студентов в большей степени подвержена фрустрации неудач в учебно-профессиональной деятельности, эти студенты не пытаются установить причины и извлечь выводы, склонны бросать учебную деятельность. Следовательно, проблема неуспеваемости и «текучести» студентов целесообразна рассматривать в контексте формирования поведенческой установки на отказ от поиска. Например, академически неуспевающие студенты могут считать причиной низких оценок является отсутствие определенных способностей, низкий уровень интеллектуальных возможностей, переутомление и плохое состояние здоровья, и в этом его беспомощность, которая обусловлена внутренними причинами, стабильна, так как подобная самооценка своих возможностей и способностей может детерминировать не только низкий уровень профессиональной подготовки, но и неудачи в будущем [3, с.39].

По словам В.С. Ротенберга, коварство выученной беспомощности в том, что она имеет тенденцию к экспансии на те виды деятельности, которые не были затронуты в учебно-профессиональном процессе. Вероятностно, осуществление такой перспективы мало возможно, если будет реализована какая-нибудь деятельность, которая не охвачена беспомощностью (работа, общественная деятельность, спорт). Поэтому одним из важных способов самостоятельной компенсации установки на отказ от поиска для студента является поиск интересов вне учебной деятельности [4, с.82].

Студент с низкой поисковой активностью может приписывать причины также внешним стечениям обстоятельств, например, предъявление завышенных требований преподавателем. Эта беспомощность может быть устойчивой и проявляется во всем учебном процессе. Но такая же установка может относится и к одному предмету, и тогда поисковый отказ будет иметь локализованный характер и не отразиться на успешности усвоения знаний по остальным дисциплинам.

Необходимо отметить, что способности такой категории студентов, которые входят в «группу риска отчисления», зачастую не отличаются от способностей остальных студентов.

Использование индивидуальных образовательных траекторий предполагает предъявление неудовлетворительных результатов поддерживающей «мягкой» форме для таких студентов, позволив бы снизить риск отчисления этой группы студентов [2, с.175].

Очевидно, в таких случаях целесообразно исключить образовательные стратегии, которые провоцируют повторы ситуаций с итогом неудач, и приводят к формированию выученной беспомощности - студент перестает понимать связь между осуществляемыми действиями, которые направлены на достижение цели и ожидаемым результатом.

Важным представляется в первое время обучения обращать внимание на проявление высокого уровня самостоятельности студентов со слабо выраженной поисковой активности, формировать ее последовательно и постепенно, предъявляя учебные задачи, которые требуют большей и большей самостоятельности.

Таким образом, существенную роль в деформации активной позиции в жизни играет развитие состояний отказа от поиска, что приводит к нарушению взаимодействия личности с окружающей средой, когда возникает угроза его психическому и физическому здоровью.

В качестве развития состояний отказа от поиска могут выступить различные причины, которые отличаются по объективным условиям формирования такого состояния и по субъективной оценке происходящих событий.

По И.С. Коростелевой, В.С. Ротенбергу на поисковую активность студентов влияет следующие две группы событий:

-    к первой группе относятся те ситуации, когда человеку для достижения цели не нужно осуществлять поисковое поведение. Имеющая при этом место фрустрация исходной поисковой активности в конечном счете приводит к возникновению эмоциональной напряженности, обусловленной страхом перед изменением ситуации, что ведет к отказу от поиска;

-    ко второй группе относятся те жизненные ситуации, в которых неудачи, следуя одна за одной, приводят к тому, что человек устает с ними бороться и ждет, что его действия, направленные на достижение цели, не приведут к желаемому результату. Неудачи начинают приобретать для него большую эмоциональную значимость или личностный смысл, чем достижение цели. Все это приводит к развитию пассивной стратегии поведения [8].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что поисковая активность, выступая в качестве поведенческих установок, определяет результативность и эффективность деятельности, в частности учебно-профессиональной. Поэтому следует подчеркнуть важность в сформированности поведенческих установок в качестве поисковой активности. Именно они формируют мотивационную направленность человека и составляющие «Я-концепции». Именно они позволяют профессионально и личностно развиваться и совершенствоваться человеку. Именно они создают нужную картину восприятия мира.

 

Список литературы

1.      Hiroto, D. S. Locus of control and learned helplessness // J. Exp. Psychol. 1974. N 102.

2.      Обозов, H.H., Копеина, Н.С. Психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы в вузе /Н.Н. Обозов, Н.С. Копеина //Психологическое обеспечении учебно-воспитательного процесса в вузе. - JI., 1985.- 218 с.

3.      Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга /В.С. Ротенберг,  — М. : Центр гуманитарной литературы РОН, 2001. — 254 с.

4.      Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский //Вопросы философии. — 1984. — № 4. — С. 78—86.

5.      Ротенберг, B.C., Аршавский, В.В. Стресс и поисковая  активность / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский //Вопросы философии. — 1979. — № 4. — С.117—127.

6.      Ротенберг, В.С., Аршавский, В.В. Поисковая активность и адаптация /В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. - М., 1984. - 192 с.

7.      Рыбакова, А.И. Развитие социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе /А.И.Рыбакова //Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2008. - № 9(47). – с. 119-122.

8.      Рыбакова, А.И. Становление социально-психологической компетентности специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук/ А.И.Рыбакова. – М.: РГСУ, 2008. – 202 с.