Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НА ПОРОГЕ БУДУЩЕГО

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2018г.

У учащихся с нарушенным слухом процесс профессионального самоопределения на проективном этапе имеет свои особенности. Отечественные дефектологи доказали, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка обнаруживаются и у детей с нарушенным слухом, но по-особому.

Согласно полученным результатам (2017 год) психологического исследования важно отметить, что профессиональные интересы слабослышащих учащихся малодифференцированны. Учащихся с нарушением не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. Многие называли одновременно и профессию, специальность, сферу деятельности. Однако подростки не могли назвать конкретно интересующую их профессию, ответы были похожи на простое перечисление профессий, которые подросткам знакомы из повседневной жизни.

Можно сказать, что к своему профессиональному будущему подростки с нарушенным слухом предъявляют достаточно высокие требования. Их профессиональные интересы развиваются параллельно профессиональных интересов слышащих сверстников, хотя отличаются качественными новообразованиями. Подростки крайне не объективны в своих выборах, с точки зрения слухового дефекта, обладают менее выраженной степенью осознанности выбора.

Наше исследование подтвердило ряд важных психологических особенностей старшеклассников с нарушениями слуха, социально-педагогических условий, влияющих на профессиональное самоопределение.

Речевая недостаточность, определяющая ограничение объема получаемой информации существенно осложняют развитие познавательных процессов, прежде всего, технического мышления учащихся с нарушениями слуха, что в свою очередь оказывает решающее влияние на уровень общетеоретических и специальных знаний глухих и слабослышащих, на состояние их мировоззрения, на уровень знаний о профессиях, о путях достижения профессиональных целей.

Это позволило нам продолжить профориентационную работу в школе и перейти к завершающему этапу КИП – 2015.

Для эффективности работа направлена на развитие познавательных интересов слабослышащих, на расширение знаний о профессиях, о возможностях достижения тех или иных профессиональных предпочтений. В ходе исследования мы так же установили необходимость систематической и планомерной работы по профориентации учащихся с нарушениями слуха не только в учебном процессе, но и во внеклассное время.

Подходит к завершению реализация программы КИП – 2015 года МАО СОШ №33 г. Новороссийска.

Цель III этапа: подготовить учащихся с нарушенным слухом к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Описание этапа (что делали): профессиональное определение и разработка индивидуальной программы подготовки обучающихся к овладению выбранной профессией.

Система профессиональной ориентации обучающихся с нарушеным слухом делиться по направлениям.

1.                   Профориентационное   информирование.

Цель: ознакомление с различными профессиями, дать максимально широкое и достоверное представление о существующих профессиях, тенденциях на рынке труда.

Формы работы: профинформация; профпропаганда; профагитация;встреча со специалистами; экскурсии.

2.                   Профессиональная диагностика.

Цель: выявить индивидуальные способности, интересы, склонности к определенным профессиям, определить возможный спектр будущих профессий. Тесты, направленные на профориентацию выявляют интересы, склонности школьников к тем или иным занятиям, способности, в том числе и интеллектуальные. Существуют несколько различных тестов по профориентации. По окончании тестирования получает описание своих качеств, а также перечень наиболее подходящих профессий.

Формы работы: мониторинг учебной и профессиональной мотивации; комплексное использование методик, опросников профориентационной направленности; составление матрицы выбора профессии.

3.                   Профконсультация.

Цель: Сузить спектр профессий до нескольких наиболее подходящих, пройти дополнительное тестирование, узнать больше информации об интересующих профессиях.

Формы работы: Составление коррекционно-развивающих программ; составление профессиограмм; индивидуальная диагностика с помощью информационных технологий; создание и ведение карт профконсультации с расширенной информацией для комплексной оценки профессиональной направленности учащихся.

4.                   Социально-профессионалшная адаптация и профессиональное воспитание. Цель: подготовить обучающихся к овладению конкретной профессией.

Формы работы: проектная деятельность; система мероприятий по профориентации;вовлечение школьников в разнообразную творческую деятельность; организация различных видов познавательной и трудовой деятельности; комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры.

Реализация плана работы по профориентации «Профессиональное и личностное самоопределение слабослышащих детей с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей» помогла обучающимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям. Проведение профориентационной работы в школе помогло облегчить таким детям их профессиональный выбор.

Результатом реализации программы является успешное социальное развитие слабослышащих детей, которая обеспечила возможность интегрироваться в общество здоровых сверстников.

К концу реализации программы у учащихся  сформированы понятия о профессиях и профессиональной деятельности, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии. Обучающиеся научились соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, о современных формах и методах в условиях современного рынка, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования, использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенности в себе.

Положительные результаты работы доказывают эффективность разработанной программы «Профессиональное и личностное самоопределение слабослышащих детей с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей».

 

Список литературы

 

1.                   Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 2010. - 159с.: ил. - (О профессиях, производстве и людях труда).

2.                   Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,  2013. –336 с.

3.                   Твоя профессиональная карьера: Учебник/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.: Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шаланиной. – М.: Профвещение, 2014. – 159 с.