Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Современная жизнь общества чрезвычайно насыщена стрессогенными ситуациями. Основной чертой повседневной жизни людей становится умение преодолевать трудные ситуации, а также приспособление к изменяющимся условиям. В настоящее время возросло количество работ, посвященных взаимосвязям стратегий совладающего поведения с разными личностными факторами, такими как интеллектуальные способности, состояние здоровья, социокультурные особенности, возрастные периоды.

Младший школьный возраст – это начальный период формирования осознанных механизмов совладания, которыми ребенок овладевает, взаимодействуя со взрослыми и детьми, в первую очередь, в семье, а затем и в социуме [4]. Особое значение для гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста имеет формирование эффективных копинг-стратегий и их сбалансированность на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях. По мнению таких авторов, как Т.Л. Крюкова [3] и М.В. Сапоровская [5], репертуар копингов с возрастом расширяется и количество неэффективных копингов уменьшается, однако, наблюдаются и гендерные различия в выборе копинг-стратегий. В исследовании М.В. Сапоровской [5] были отмечены следующие гендерные особенности: для мужчин характерна большая направленность на деятельность и использование активных стратегий; женщины же используют пассивные копинг-стратегии, они больше погружены в анализ межличностных отношений и направлены на поиск эмоциональной поддержки.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении гендерных особенностей совладающего поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Всего было обследовано 62 учащихся 1-4 классов МБОУ СОШ №39 города Иркутска. Для определения предпочитаемых стратегий совладания использовался опросник копинг-стратегий для детей младшего школьного возраста под редакцией И.М. Никольской и Р.М. Грановской [4]. В нашей работе 26 копинг-стратегий были распределены по четырем шкалам: «Разрешение проблемы» - активная поведенческая стратегия; «Поиск социальной поддержки» - активный поведенческий копинг-ресурс; «Игнорирование  проблем»  -  пассивная  поведенческая  стратегия;  «Агрессивный  копинг»  -   активная поведенческая стратегия. Полученные данные были обработаны с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 22».

Анализ результатов исследования начнем с ассоциаций, которые возникли у учащихся с понятием «трудные жизненные ситуациями»: во взаимоотношениях с родителями (32%); в учебной деятельности и отношениях с учителями (24%); в отношениях с друзьями и одноклассниками (18%); состоянием здоровья своим или здоровьем родственников (8%); потеря работы родителями и связанное с этим тяжелое финансовое положение семьи (6%); смерть близких людей или животных (4%). Отметим таким образом включенность детей во все сферы жизнедеятельности, как семейные, так и социальные. Мы можем предположить, что родители на современном этапе развития российского общества, не приукрашивают жизнь детей, не создают иллюзорные миры, а полностью включают их в реальность жизни.

Мы обнаружили отличия копинг-стратегий с учетом гендерной принадлежности. Как видно из Рисунков 1 и 2, в стрессовой ситуации мальчики и девочки по  - разному реагируют на них. Так, имеется выраженное стремление мальчиков чаще проявлять независимость, отрицание, которое помогает им уменьшить значимость неприятных ситуаций. Девочки же немного реже применяют дистанцирование от неприятных ситуаций. Как указывают авторы методики, данная копинг-стратегия является ведущей в этом возрасте [4].

 


Девочки достоверно чаще обращаются за социальной поддержкой к родителям, чем мальчики. Эти различия указывают на большую потребность девочек в ком-то, с кем они могут вербально или невербально взаимодействовать. Данный факт подтверждается в исследовании Т.А. Климонтовой о влиянии позитивной оценки на доверительные отношения [2].

В меньшей степени для мальчиков и девочек характерно стремление к решению сложных ситуаций. Это объясняется тем, что у младших школьников только начинает формироваться абстрактное, логическое мышление и опыт работы с информацией еще только приобретается. Возможность применения интеллектуальных копинг- стратегий у младших школьников еще мала [4].

Для мальчиков не характерно обращение к конфрантативным способам совладания, т.е. они крайне редко выражают неподчинение, упрямство, активный протест, девочки еще более послушны, уступчивы особенно к людям, которые более авторитарны и сильнее их.


Анализ распределения статистических различий в выборе стратегий у мальчиков и девочек выявил значимые различия по такой шкале, как конфрантативный копинг (U=-2,1, р˂0,03). Эти результаты можно объяснить с точки зрения гендерных отличий, по-видимому, это связано с существующими полоролевыми стереотипами. Так, для мальчиков характерна более агрессивная реакция на стрессовую ситуацию, она характеризуется большей потребностью в сбрасывании физической и вербальной напряженности. Для девочек же наличие агрессивных копингов рассматривается как «отказ от женственности», так как полоролевой стереотип связан с представлением о девочке как мягкой и нежной.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что выбор копинг-стратегий при совладании с трудными, стрессовыми ситуациями учащимися младшего школьного возраста детерминирован гендерной принадлежностью. Это следует учитывать при проведении психо-коррекционных и профилактических работ с детьми младшего школьного возраста.

 

Список литературы

1.      Бартош, О.П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков. // Вестник ЮУрГУ.2012. №6. С.42-46.

2.      Климонтова, Т.А. Доверие как показатель открытости внутреннего мира человека / Т.А. Климонтова, А.П. Кожевина // Историческая и социально-образовательная мысль. - №6/1, 2014. С. 192-195.

3.      Крюкова, Т.Л. Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: «Институт социологии РАН», 2008. С.88-95.

4.      Никольская, И.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001. 507с.

5.      Сапоровская, М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: дис. … канд. психол. наук. / М.В. Сапоровская. - Кострома, 2002. - 152 с.