Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СКЛОННОСТЯМИ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодѐжи к выбору профессии с учѐтом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

На данный момент существует ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения старшеклассников. Это - система профориентации, которая дает нужные знания обучающимся для ориентации в мире профессий, умения объективно оценивать свои индивидуальные особенности, а также, разрабатывает диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии [2].

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всѐ ещѐ не достаточно полно достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика. Отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов. В частности, отсутствует прогностически валидная информация относительно перспективы учащегося успешно освоить и осуществлять профессиональную деятельность, которую ему рекомендуют профориентатор. Как правило, профконсультант на основе механического наложения способностей ребенка на требования профессии, точнее на психограмму этой профессии, делает умозаключение о соответствии личностных особенностей подростка требованиям профессий.  При этом, с нашей точки зрения, необходимо  учитывать не только степень сформированности представлений подростка, о рекомендуемой ему профессии,  но и социальное окружение подростка, профессии его родителей и близких значимых родственников. Иначе говоря, степень осведомленности подростка относительно профессии формируется исподволь в процессе социализации, формирования социального и эмоционального интеллекта. Ориентируясь на успешных в той или иной профессии значимых взрослых, ребенок не только вдохновляется идеей освоить эту профессию, но и, выбрав ее может рассчитывать на реальную помощь при профессиональной оптации. Зачастую, рекомендации профконсультанта без учета вышеуказанных аспектов, могут выглядеть для ребенка абсолютно неожиданными, так как он о них вообще никогда не слышал.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своѐ будущее.

В этот момент осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится  вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально- личностных выборов, идентификации, профессионального становления [1].

В связи с актуальностью было проведено эмпирическое исследование, цель которого выявить взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта и профессиональных склонностей старшеклассников.

Была выдвинута гипотеза – существует взаимосвязь между уровнем развития социального и эмоционального интеллекта и профессиональными склонностями старшеклассников. Чем выше значения по субшкалам эмоционального интеллекта, тем ярче выражена склонность к профессиям с эстетической и гуманитарной направленностью. Чем выше значения по субшкалам социального интеллекта тем, выше склонность к профессиям, связанным с общественно значимыми сферами деятельности – военные специальности, транспорт, общественная деятельность.

В исследовании участвовало 27 человек, старшие подростки в возрасте 15 лет. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 21 г. Твери.

Методики исследования: опросник «Социальный интеллект» (методика Н. Холла в модификации Г.В. Резапкиной); тест Эмоционального интеллекта Н. Холл; Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика); методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока; опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной).

Для обработки полученных данных использовалась программа обработки данных SPSS. Математическая обработка результатов состоит из нескольких этапов.

На первом этапе после обработки первичных протоколов была составлена матрица первичных данныхт естирования.

Для достижения цели исследования, а именно выявления корреляционных взаимосвязей между параметрами исследования, была  проведена  проверка на  нормальность распределения с  помощью  критерия Колмогорова-Смирнова. По критерию Колмогорова-Смирнова было выявлено, что асимптотическая значимость > 0,05. Это соответствует нормальному распределению. В этом случае для выявления взаимосвязи параметров релевантен параметрический коэффициент корреляции по Пирсону.

На втором этапе обработки результатов с целью выявления взаимосвязи между уровнем общего, социального и эмоционального интеллекта с профессиональными склонностями и интересами был проведен корреляционный анализ, посредством коэффициента Пирсона. Выборка испытуемых составляет 27 человек, созданная естественным образом – это обучающиеся 9х классов МОУ СОШ № 21.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Выявлена сильная положительная взаимосвязь склонности к журналистике и эмоционального интеллекта (r = 0,454, при р = 0,017). Эмоциональный интеллект включает в себя такие компоненты (субшкалы опросника на ЭИ) как: эмоциональную осведомленность, самомотивацию, эмпатию и распознавание эмоций других людей. Именно эти качества необходимы журналисту для успешной профессиональной деятельности. Иначе говоря, для того, что бы быть успешным в данной профессии учащийся должен обладать хорошо развитым эмоциональным интеллектом. В случае, если ребенок выбирает в качестве профессионального предпочтения журналистику и при этом имеет низкий эмоциональный интеллект, он, вероятно, с большими трудностями будет проходить стадии профессиональной адаптации. При этом, даже пройдя их с определенными трудностями, маловероятно, что станет хорошим специалистом и сможет быть успешным в своей работе.

Выявлена сильная положительная взаимосвязь предпочтений в качестве профессии общественной деятельности с компонентами (субшкалами СИ) социального интеллекта, такими как: самомотивация (r = 0,562, p

= 0,04) и самосознание (r = 0,556, p = 0,03). Деятельность добровольцев только тогда будет получаться хорошо, когда они будут четко осознавать, что хотят работать на благо людей безвозмездно, ради чужого благополучия и не требуя при этом ничего взамен. У такого обучающегося должна быть сформирована потребность помогать людям, нуждающимся в помощи, эмпатии.

Выявлена умеренная положительная взаимосвязь профессиональной склонности к педагогике с эмпатией (r= 0,416, p = 0,) и самосознанием (r = 0,459, p = 0,011) (субшкалами опросника ЭИ). Стать успешным педагогом, хорошим учителем, получить признание в этой профессии, может получится у человека, который способен поставить себя на место другого, понимать и учитывать чувства других людей. Педагогика предполагает постоянное общение с разными людьми. Чтобы освоить педагогическую деятельность нужно иметь явно выраженную склонность к работе с людьми.

Выявлена умеренная положительная взаимосвязь эмоционального интеллекта и склонности к изобразительному искусству (r = 0,401, p = 0,03), склонности к сценическому искусству (r = 0,388, p = 0,02). Высокий уровень эмоционального интеллекта является одним из гарантов эффективной самореализации в профессиях эстетической направленности, а именно сценического и изобразительного искусства. Умение быть неординарным, независимым, правильно понимать и транслировать окружающим свои эмоции в нужный момент обеспечит успешность специалиста в данной отрасли. При этом учащиеся, склонные к профессиям, связанным с изобразительным искусством, вероятно, будут малоуспешны в овладении профессиями экстремальной направленности, такими как военные специальности, экспедиционная работа и т.д.

Выявлена умеренная положительная взаимосвязь шкалы теста социального интеллекта – саморегуляции с препочтениями следующих профессий: география (r = 0,412, p = 0,02), транспорт (r = 0,385, p = 0,012), военные специальности (r = 0,504, p = 0,016), история (r = 0,402, p = 0,04). Профессиональная деятельность, связанная с военными специальностями, транспортом требует высокой саморегуляции от профессионала в силу часто встречающихся экстремальных обстоятельств этих видах деятельности. Кроме того, ошибки в этих видах деятельности могут повлечь за собой экологические, техногенные, гуманитарные катастрофы. Именно поэтому, высокая саморегуляция, как компонент социального интеллекта может обеспечить успешность в этих видах деятельности.

Профессиональная деятельность, связанная с географическими и историческими исследованиями, зачастую предполагает монотонию, однообразие трудовых операций. Поэтому высокая саморегуляция, как компонент социального интеллекта, должна обеспечить устойчивость сосредоточенность внимания, отсутствие ошибок в работе, педантичность в исполнении трудовых функций. Только наличие саморегуляции может обеспечить результативность этих особых видов профессиональной деятельности, когда социальная полезность от создаваемого профессионалом результата будет социально востребована не сразу, а с отсрочкой во времени и не ясно кем конкретно.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Была выявлена взаимосвязь между уровнем развития социального и эмоционального интеллекта и профессиональными склонностями старшеклассников. На достоверном уровне было доказано, что чем выше значения по субшкалам эмоционального интеллекта, тем ярче выражена склонность к профессиям с эстетической и гуманитарной направленностью. Чем выше значения по субшкалам социального интеллекта тем, выше склонность к профессиям, связанным с общественно значимыми сферами деятельности – военные специальности, транспорт, общественная деятельность.

Результаты имеют прикладное значение и могут быть использованы в профориентационной работе в средних общеобразовательных учреждениях.

 

Список литературы

1.      Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986-112 стр.;

2.      «Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов»; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988-223 стр.