Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ЭРГОНОМИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.
Значительной частью деятельности любого вуза является воспитательная работа. Хотя сегодня она исключена из аккредитационных показателей, это нисколько не снижает уровень ее значимости. Известно, что социализация  детей  –  это  формирование  ценностных  ориентиров,  а социализация взрослых – коррекция поведения, создание его адаптивных и просоциальных форм [4]. Студенческая молодежь относится к своеобразному возрастному периоду, о котором говорят еще не взрослые и уже не дети. Такой подход позволяет предположить, что работа со студенческой молодежью должна опираться на аксиологический и на адаптивный принципы, учитывая особенности возрастной группы. Для технологического вуза, в силу его дисциплинарного набора, основная часть воспитательной работы возложена на гуманитарный сектор образования и на организацию внеаудиторной активности. Эти аспекты деятельности, в основном, формируют воспитательное пространство технологического вуза [1].

Целью настоящего исследования была оценка эргономичности [3] воспитательного пространства Института тонких химических технологий Московского технологического университета (ИТХТ МТУ). В статье приводятся результаты многофакторного психологического тестирования, выявлявшего наиболее характерные черты личности студента и студентки 4 курса, обучавшихся в 2014/15 уч.г. Проанализированы 6 факторов, позволяющие оценить ключевые характеристики субъекта.

Представлены усредненные психологические портреты студентов четвертого курса ИТХТ, обучавшихся на различных направлениях подготовки бакалавриата. Стоит отметить, что подобные исследования проводятся в вузе уже в течение нескольких лет [2; 5;7 и др.]. При помощи анализа полученных данных была оценена стрессоустойчивость студентов и выявлены их механизмы адаптации.

В тестировании приняло участие 90 человек: 60 студенток и 30 студентов. Средний возраст респондентов составил 21 год. В качестве критериев сравнения были выбраны такие черты психологического портрета как тревожность, волевая саморегуляция, темперамент, направленность личности, механизмы психологической защиты и акцент характера. Данные параметры варьировались по гендерному признаку.

Тревожность исследовалась по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [6, с. 34–37]. В ходе исследования обнаружилось, что у девушек общий показатель несколько завышен, а у юношей он попадает в границы нормы. Личностная тревожность находится на гораздо более высоком уровне у респондентов женского пола и превышает предел нормальных показателей. Уровень же реактивной тревожности одинаков на общем фоне и составляет чуть более 20, что соответствует пониженной тревожности. Можно сделать вывод о том, что респонденты обоих полов не являются тревожными личностями, однако девушки в настоящий момент переживают стресс.

На методике А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана [6, с. 9–12] исследовалась волевая саморегуляция. Следует отметить, что ее показатели практически не различались по гендерному признаку. Волевые характеристики всех респондентов находятся в зоне высоких показателей. Положительным моментом является отличный уровень самообладания, который и у девушек, и у юношей имеет высокие значения 10 из 13 единиц, при верхней границе ― 13.

Представляются интересными результаты исследования по изучению доминирующего типа темперамента с помощью теста Айзенка [6, с. 20–26]. Оказалось, что черты сангвиника и холерика преимущественно преобладают в темпераменте резидентов обоих полов. Некоторая составляющая флегматического темперамента характерна для респондентов мужского пола. В то же время некоторая доля меланхолического темперамента присуща девушкам.

В исследовании диагностики направленности личности по методике Б. Басса [6, с. 13–20], не дифференцированной по гендерному признаку, с небольшой разницей по общей сумме баллов было выявлено, что большинство опрошенных направлено на осуществление своих планов (эгоцентрическая направленность) и выполнение различных заданий, исходя из собственных интересов. У большей части респондентов присутствует направленность на общение, этот показатель находится в зоне экстраверсии. В то же время выявлено, что опрашиваемые студенты настроены на индивидуальный характер поощрения как при личной, так и при командной работе.

При исследовании «Индекса жизненного стиля» (Механизмов психологической защиты) по методике Р. Плутчика, Х. Киллермана, Х. Конте [6, с. 44–52] обнаружено, что такой незрелый механизм защиты как отрицание используется юношами и девушками в примерно одинаковом соотношении (59 и 57 % соответственно), девушки также в значительной степени пользуются регрессией ― 60 %, впрочем, для них она может ассоциироваться с маркером женственности. Юношам присуще одиноково выраженное использование компенсации и проекции, из чего можно сделать вывод об отсутствии четкой склонности к пассивной или активной адаптации. У девушек проекция доминирует над компенсацией, что определяет склонность к пассивной адаптации. В качестве положительного момента можно выделить наличие высокого показателя интеллектуализации (64 и 59 % у юношей и девушек соответственно), которая проявляется в формировании правильного восприятия картины «причина – явление». Обладание таким компонентом мировоззрения весьма полезно для ученого, основной деятельностью которого является выявление причинно- следственных связей.

Акцент характера респондентов был определен при помощи теста Шмишека [6, с. 52–64]. После усреднения позиций «Профиля акцента характера» получился условно нормальный характер. Лишь некоторые его точки попали в диапазон тенденций акцентуации: для девушек это дистимность, экзальтированность, эмотивность и циклотимность, а для юношей ― гипертимность и экзальтированность. В качестве примера наличия высокого сходства можно отметить близкие показатели по демонстративности (12 у девушек [далее ― Д], 13 у юношей [далее ― Ю]), застреванию (14 Д, 14 Ю), гипертимности (16 Д, 15 Ю). и дистимности (7 Д, 6   Ю).   Основные   отличия   профилей   заключаются   в   более   высокой тревожности, экзальтированности, эмотивности и циклотимности у девушек.

Можно наблюдать наличие определенной корреляции личностных характеристик, полученных по различным методикам. Например, диагностика тревожности и акцент характера показали схожие результаты, подтвердившие повышенную тревожность и насыщенный эмоциональный фон, свойственный девушкам. Корреляция результатов исследования, полученных по различным методикам, позволяет утверждать, что степень достоверности психологического портрета студентов и студенток достаточно высока.

Получившийся в результате проведенного исследования усредненный психологический портрет является достаточно благоприятным, а значит студенты не испытывают адаптивных трудностей, чувствуют себя в вузе сравнительно комфортно. Мы также можем высказать предположение о наличии в целом благоприятного климата воспитательного пространства вуза, но в то же время говорить о необходимости дополнительной психологической поддержки девушек.

 

 

Список литературы

 

1.            Вольнякова О.А. и др. Воспитание, студенческое самоуправление и гуманитарная культура в технологическом вузе. – М.: Изд-во МИТХТ, 2012. – 236 с.

2.            Пономарев Ф.В. Психологические устремления и проблемы первокурсников // Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ: сборник материалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15 мая 2015 г., Самара, СамГТУ). Вып.3. – Самара: Самар.гос. техн. ун-т, 2015. С. 229– 233

3.            Резниченко   М.Г.   Построение   воспитательного   пространства  вуза. Самара: изд-во СГПУ, 2006. – 236 с.

 4.            Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.

5.            Юркина Л.В. Психологические основы оптимизации управления контингентом учащихся технологического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 265–272

6.            Юркина Л.В. Тестовые материалы для психолого-педагогической диагностики. – М.: Изд-во МИТХТ, 2013. 68 с.

7. Юркина Л.В., Горский А.А. Диагностика актуального состояния воспитательного пространства МИТХТ (на примере студентов факультета «БС» // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1. № 3. С. 28–34.