Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта активной познавательной деятельности является важной целью образовательной системы, а ее достижение возможно лишь при обеспечении адекватного протекания процесса адаптации, понимаемой не только как приспособленность к функционированию ДОУ, но и как готовность к дальнейшему развитию в имеющихся условиях.

   Практика показывает, что многие недостатки в развитии ребенка остаются не устраненными в силу того, что, несмотря на признание системного характера самого явления социально-психологической дезадаптации, ее коррекция и профилактика строится на уровне работы с отдельными проявлениями и сводится в конечном итоге к приспособлению ребенка к требованиям режима и системе занятий в ДОУ.

   В исследованиях, посвященных коррекции и профилактике дезадаптации, при констатации сложности структуры факторов риска, ребенок как объект коррекции рассматривается часто либо вне социально- педагогической ситуации развития, либо вне воспитательного микросоциума семьи.

    Комплексная природа факторов риска возникновения социально-психологической дезадаптации обусловливает необходимость системного психолого-педагогического воздействия на все составляющие и связи между ними. Следовательно, научно-методически обоснованная комплексная система профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации будет эффективна и позволит смягчить ее негативные проявления в том случае, если процесс профилактики и коррекции будет носить комплексный характер и осуществляться с учетом специфики социально-педагогической ситуации: параллельное воздействие на ребенка и его социальную микросреду, а именно семью и детско-родительские отношения.

   С нашей точки зрения, наиболее эффективно это возможно через организацию родительского всеобуча, т.к. возникают благоприятные возможности для органического сочетания разнообразных форм работы с родителями, расширяется спектр педагогического руководства семейным воспитанием: осуществляется развитие разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышение их культурно- образовательного уровня с учётом различного социального положения семей; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

   Родительский всеобуч – одна из универсальных форм работы с семьями воспитанников и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

   В тоже время в Алтайском крае существует проблемная ситуация, которая выражается в противоречии между необходимостью использования потенциала методической работы в дошкольном образовательном учреждении для развития компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями воспитанников и отсутствием соответствующих методик и технологий. Решение этой проблемы мы видим в реализации программы повышения компетенции педагогов в области организации профилактики дезадаптивного поведения детей дошкольного возраста через родительский всеобуч.

   Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм, методов и средств взаимодействия ключевых фигур образовательного процесса: педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников.

   Несмотря на то, что проявления социально-психологической дезадаптации в дошкольном возрасте имеют достаточно мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее тяжелыми. Многочисленные исследования (Г.М. Бреслав, Н.В. Вострокунов, Н.М. Иовчук, В.Е. Каган, В.В. Ковалев, Г.Ф. Кумарина, Н.В. Самоукина, А.А. Северный) показывают, что несвоевременное распознавание характера и природы различных проявлений дезадаптации, отсутствие специальных профилактических и коррекционных программ приводит  не только к хроническому отставанию в  усвоении знаний и снижению познавательной активности, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения.

   Актуальность  данной  темы  определяется  ведущим  противоречием  между  важностью  проблемы профилактики дезадаптивного поведения детей, ее актуальностью для образования и воспитания, с одной стороны, и недостаточной компетентностью педагогов решить эту проблему самостоятельно вследствие слабой разработанности соответствующих технологических основ ее реализации через родительский всеобуч, с другой.

   Тема профилактики социально-психологической дезадаптации обладает высоким уровнем практической значимости для педагогов в связи с тем, что ее разработка предоставляет методическое обеспечение работы с родителями по профилактике дезадаптивного поведения детей и специально разработанную для педагогов образовательную программу по организации родительского всеобуча «Позитивные жизненные ценности семейного воспитания» с акцентом на системность профилактики дезадаптации.

   Родительский всеобуч становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки в воспитании.

   Педагогический родительский всеобуч обеспечивает родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания детей в семье; формирует единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, привлекает их к активному участию в воспитательной работе.