Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Резюме: проведено исследование профессионального самосовершенствования. На основе полученных результатов разработана методика для выявления мотивов профессионального самосовершенствования курсантов университета МВД. Указаны основные этапы и процедура создания оригинальной методики, обоснование теоретического конструкта, создание перечня шкал и списка вопросов.

Ключевые слова: профессиональное самосовершенствование, мотивация, самообразование, служебный коллектив, профессиональная пригодность.

Summary: The study of professional self-improvement was carried out, On the basis of these results the technique to identify the motives of professional self- development of cadets of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia was developed. Main milestones and the way of Creation of an original methodology were shown, the theoretical construct was proved, a list of scales was made (as well as a list of questions).

Key words: professional self-improvement, motivation, self-education, office staff, professional community.

 Как известно, именно мотивация играет одну из главных ролей при осознанном выборе той или иной профессии. Уровень профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности определяется его способностью развивать творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. Одним из важнейших требований, предъявляемых современным профессионалам, является необходимость постоянного самосовершенствования, профессионального и личностного роста. Особенно важным является саморазвитие в период первичной профессионализации. Исследуя        научные       работы       по        теме       профессионального самосовершенствования, следует обратить особое внимание на современные отечественные исследования.

Личностное и профессиональное саморазвитие рассматривается Ж.Г. Гараниной как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей [1], [2].

Гольцева Т.П. обращает внимание на актуальность прогнозирования профессиональной пригодности сотрудников полиции. Профессиональная пригодность, эффективность и надежность деятельности существенно зависят от особенностей личности каждого из них. Выделяется ряд признаков профессиональной деятельности полицейских, а также необходимые им индивидуально-психологические качества [3].

Анализ механизмов саморазвития как целостной системы позволяет выстроить структурную модель и определить основные составляющие данного процесса. Уровень мотивации профессионального саморазвития субъекта формируется на основе основных составляющих профессионального саморазвития личности: отношения к профессиональной деятельности; отношения к профессиональным ценностям; отношения к субъектам профессиональной деятельности; отношения к себе как к профессионалу.

Материалы и методы исследования

 

Для изучения общей направленности профессионального самосовершенствования была использована методика тестирования Л.Г. Лаптева, изучающая «Доминирующие мотивы профессионального самосовершенствования». А также, учитывая, что курсанты совмещают учебную и служебную деятельность, нами была разработана авторская методика для выявления детерминирующих мотивов самосовершенствования.

В исследовании профессионального самосовершенствования специалистов принимали участие курсанты, проходящие профессиональное обучение, по специальности «Психология служебной деятельности» в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя. Общее количество респондентов составило 54 курсанта второго года обучения, из них 47 девушек (87%) и 7 юношей (13%). Средний возраст составил 19 - 20 лет. Объем выборки составил 54 человека.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

Результаты проведенного эмпирического исследования позволили выявить взаимосвязи между результатом деятельности и самим процессом деятельности. Это говорит о том, что общие показатели процессуального и результативного компонентов можно объединить в деятельностно- смысловой блок саморазвития. В нем саморазвитие определяется процессом деятельности, его успех понимается не только в абсолютном значении как результат ("прямой продукт труда"), а в относительном, как уровень творческого выполнения профессиональной деятельности с учетом задействования собственных усилий, способностей, технологичности действий. Результативный компонент свидетельствует об устремленности человека на достижение результата в профессиональной деятельности (выполнение задания, поручения и т.п.), в развитии профессиональной компетентности (стать квалифицированным мастером и др.), а также в соблюдении нормативных административных или моральных требований.

Рис.1. Мотивы профессионального самосовершенствования по методике Л.Г. Лаптева.

 

Можно отметить, что самый низкий уровень мотивации был показан в показателях «нулевой мотивации». Параметры с таким типом мотивации характеризуют людей, которые не имеют профессионально обусловленных целей в выполняемой деятельности.

Далее на основе авторской методики для детального изучения мотивов профессионального самосовершенствования, нами были введены дополнительные критерии теста, а также расширен блок утверждений.

Типы мотиваций нами были определены следующие: мотивация, направленная на деятельность в коллективе; мотивация, направленная на саморазвитие; мотивация, направленная на обучение; мотивация, направленная на профессиональный рост; мотивация, направленная на денежное вознаграждение; мотивация, направленная на избегание неприятности.

Вторым этапом анализа является сопоставление полученных результатов разработанного теста.

  

Рис.2. Мотивы профессионального самосовершенствования по разработанной методике.


Были выявлены основные блоки мотивов, с помощью которых можно выявить основные условия для профессионального самосовершенствования. Нами были выявлены следующие критерии. Профессиональный рост. Данный критерий напрямую  взаимодействует с деятельностно-смысловым

блоком, который нами был выявлен в методике Л.Г. Лаптева. У курсантов будет наблюдаться профессиональное развитие в том случае, когда будет увлекать сама процедура деятельности, и будет удовлетворять результат этой деятельности. Также высокий уровень был выявлен в критерии саморазвития, который непосредственно связан с профессиональным развитием и результативным критерием. Это обусловлено тем, что процессы личностного саморазвития и профессионального роста связаны напрямую. Курсанты ставят своей целью саморазвитие, что говорит об осмысленной деятельности. Развиваясь личностно, человек развивается и в профессиональной сфере. Следующий критерий, значимых мотивов – критерий коллективной деятельности. Данный показатель говорит о том, что деятельность курсантов напрямую связана с коллективом, в котором они находятся большую часть своего времени. Поэтому критерии как личностного, так и профессионального самосовершенствования напрямую связаны с коллективной деятельностью, что говорит о потребности находиться в дружественной среде.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Профессиональная мотивация напрямую связана с мотивами самосовершенствования и коллективной деятельности. В результате понижения одного из критериев очевидно будут снижаться показатели других критериев. Например, с понижением интереса к развитию себя, как профессионалов, понизится стремление к саморазвитию в целом. Также в случае, когда коллектив не примет индивида в группу, в таком случае у индивида будут наблюдаться: отсутствие стремлений, мотивации, социальные и внутриличностные конфликты.

Таким образом, в формировании профессионального самосовершенствования деятельности курсантов важную роль играет смысловая или личностно-значимая мотивация.



Список литературы

  

1.     Гаранина Ж.Г. «Особенности личностного и профессионального саморазвития студентов-психологов в процессе обучения в высшей школе». // Общество: социология, психология, педагогика. 2015, № 2. С 84-89.

2.     Гаранина Ж. Г. Структура и уровни личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.// Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (часть 1). С. 179-183.

3.     Гольцева Т.П. Профессиональная пригодность и индивидуально- психологические особенности личности сотрудника полиции.// Среднее профессиональное образование. 2011, № 12 / 2011 . С. 59-61.

4.     Джига Н.Д. Концептуальное и организационно-методическое обеспечение эмпирического исследования созидания продуктивного субъекта образования.// Перспективы науки и образования.2014, №1 (7). С 201-210.