Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Образование учащихся с инвалидностью – относительно новое направление в дополнительном образовании. В принятом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ) впервые упоминается об инклюзивном образовании, обучении детей с инвалидностью, что предоставляет им возможность реализовать права в все виды и ступени образования.

Пока еще инновационной формой включения детей с инвалидностью в систему дополнительного образования является дистанционное обучение, обладающее огромным не только образовательным, но и реабилитационным, социокультурным потенциалом. Такая форма получила возможность распространения благодаря интенсивному распространению и  развитию глобальных сетей, которые расширяют  возможности обучения в детей образовательных учреждениях.

По данным статистики за 2014-ый год в Московской области дополнительным образованием охвачено около 247 тыс. детей, причем около 1000 из них - дети-инвалиды с различными дефектами психофизического здоровья. Но, это лишь малая часть детской аудитории, нуждающейся в услугах дополнительного образования. Большинство таких детей не имеет возможности приобщиться к этой системе по вполне объективным экономическим, технологическим и иным причинам.

В тоже время, руководствуясь положениями Концепции образования в РФ, Стратегией воспитания в РФ, возникает острая необходимость создания вариативных моделей дистанционного обучения детей с инвалидностью, и, в том числе, в направлениях дополнительного образования, которые пока отсутствуют.

Реализуя векторы социальной политики в отношении детей с ОВЗ, инвалидов, инклюзивное образование в ближайшее время коснется и системы дополнительного образования. В российской образовательной среде еще не разработаны. Отсутствие утвержденных моделей дистанционного обучения в системе дополнительного образования детей с инвалидностью необходимо устранять, например, путем их проектирования, учитывая специфику обозначенной аудитории, ее образовательные и реабилитационные потребности. Создание таких моделей должно опираться на уже имеющийся опыт дистанционного образования в целом. Модель позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказывать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию доступной среды, получению качественного образования, расширению возможностей для последующего профессионального определения, успешной социализации и интеграции в общество. Но к этому педагогическим кадрам учреждений дополнительного образования необходимо готовиться заранее. К сожалению, необходимых ресурсов к осуществлению той или иной модели на практике государством пока не предоставлено.

Качество дистанционного дополнительного обучения будет обеспечено при следующих условиях: подборе информационных технологий при полном соответствии возможностям нетипичных групп обучающихся с нарушениями здоровья и интеллекта; динамичности обучения; устойчивости, контролируемости, приближенности к социальному заказу и другим; введению в штат кадров тьюторства.

В практику дистанционного обучения уже внедрено ряд моделей: по типу экстерната; университетского обучения при сотрудничестве нескольких учебных заведений; в специализированных образовательных учреждениях; автономных обучающих систем; в виртуальной образовательной среде. Но эти варианты не применимы к обучению детей-инвалидов, имеющих другие образовательные потребности.

Модель дистанционного обучения детей – инвалидов в дополнительном образовании основывается на методологической базе: концепциях развивающего обучения, опережения, социальности, парадигме личностно- ориентированного образования, философии независимости, а также на принципах гуманизации образования, приоритета общечеловеческих ценностей, светского характера обучения с учетом интересов, сохранности интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка-инвалида, сотворчества и сотрудничества, организации обучения в оптимальных формах, соответствии программам дополнительного образования, целям реабилитации, самоопределению ребенка в строящейся стратегии жизни, профессионального выбора.

Основной упор в процессе образования сегодня необходимо делать на формировании у воспитанника ориентации на дальнейшее самовоспитание и усилении способности к саморазвитию на основе достаточной степени владения информационными ресурсами, навыками работы с компьютерной техникой.

Данные положения легли в основу разработанного нами варианта модели дистанционного обучения в условиях дистанционного образования (рис.1). Работа выполнялась по заказу Mиниcтерства oбразования и науки РФ «Разработка моделей дистанционного образования для детей с ОВЗ по различным программам дополнительного образования» (2013 г.).

Важнейшим элементом построенной модели является индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребенка с ОВЗ, которая должна стать неким руководством для обеспечения необходимых условий проведения обучения.

В то же время, перспективность внедрения дистанционного обучения детей и ОВЗ в систему дополнительного инклюзивного образования несет и комплекс проблем, с которыми будут сталкиваться образовательные учреждения.

Среди них, например, такие:

· отсутствие  специальной  подготовки  у  педагогических  кадров,  незнание  основ  коррекционной педагогики, специальной психологии, реабилитологии;


· недостаточное владение педагогическими кадрами формами дистанционного обучения, необходимого для реализации программ дополнительного образования;

· материально-техническая неоснащенность под нужды детей с ОВЗ;

· отсутствие или минимальность специальных образовательных программ, ориентированных на обучение детей-инвалидов, а также программ, применимых к дистанционной форме обучения;

·   пассивное участие родителей в учебно-воспитательном процессе детей при реализации образовательных программ ДО;

·   отсутствие у ребенка-инвалида навыка работы с компьютерной техникой, компьютерными программами, с информационным массивом и другие проблемы.

Перспектива введения инклюзивного обучения влечет за собой необходимость преодоления инерции в работе, поиска новых педагогических и организационных решений, разработки новых образовательных программ и методического сопровождения, роста профессионального мастерства педагогических кадров, развитие инклюзии в целом.

 

Список литературы

1.      Интеграция и инклюзия в образовании. Книга «Инклюзивное образование в России». М.: ЮНИСЕФ, 2011.

2.      Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Мат-лы Региональной научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 25—26 ноября 2009 г.) / Отв. ред. Н.Д.Наумов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного ун-та, 2010. 168 с.

3.      Моздокова Ю.С. Развитие технологий социальной реабилитации на современном этапе // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 1 (56). С. 107-111.

4.      Полторацкая Н.Л., Репина Г.А. Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями

(29.10.2013) // Аккредитация в образовании, 2013. http://www.akvobr.ru/tagsCat/spo

5.      Прочухаева М.М. На пути  от интеграции к инклюзии (4  ноября 2009) Dislife: портал для людей  с ограниченными возможностями sakhalife.ru

6.      Современные педагогические технологии Интернет-обучения: Сб. статей. М.: Московская типография №2, 2008. 190 с.