Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Общеизвестно, что семья является уникальным созданием человечества. Как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям относят генеративную (воспроизводство людей), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь), коммуникативную регулятивную (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно- бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной социализации ребенка, его формирования.

В настоящее время семья переживает период серьезных изменений. Некоторые из них рассмотрены в работах В.В. Боброва, Г.И. Крайнова, В.Е.Калан, Н.И.Козлова, М.С. Мацковского. [3]

Ведущим  компонентом  воспитательного  потенциала  семьи  являются  внутрисемейные  отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связей и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.

Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьника? Они отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети.

А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье: 1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании; 2) гиперопека, нередко переходит в безнадзорность; 3) ситуация, создания «кумира» семьи. Для нее характерно постоянное внимание к  любому побуждению  ребенка и  неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация создания «золушек» в семье. [2]

Автор отмечает, что в современных условиях появилось много семей, где родители уделяют преимущественное внимание себе, своим делам, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:

1)    семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточным высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

2)    конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держаться оппозиционно, подчас конфликтно – демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3)    нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отличаются различием в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого;

4)     педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. [1]

Психолого-педагогическая поддержка семьи — совокупность мер, в зависимости от конкретных потребностей различных групп семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности. Осуществляется она как временная помощь семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности. Психолого-педагогическая поддержка семьи учащегося осуществляется, прежде всего, в школе, самом доступном социальном институте государства.

Проведенные лабораторией социально-педагогических технологий и политики в области воспитания НИИ семьи и воспитания исследования показали, что школьным педагогам и специалистам по работе с семьей мало знакомы новые формы и методы психолого-педагогической поддержки семьи, тем не менее их необходимость подтвердили 78,4% опрошенных. Одновременно при опросе специалистов и родителей о существующих формах психолого-педагогической поддержки были выявлены недостаточный уровень знаний специалистов и потребность в более широкой информированности родителей о возможности получения профессиональной помощи. [3]

Среди форм психолого-педагогической поддержки назвали более значимые, предполагающие консультирование, 32,4% опрошенных, индивидуальную работу с семьей - 21,3%, родительский всеобуч в виде общешкольных мероприятий - 17,3% и не дали конструктивного ответа менее 2%. Другие формы психолого- педагогической поддержки и технической реализации не упоминались, что лишний  раз подтверждает недостаточный уровень подготовки специалистов к оказанию профессиональной помощи семье.

Анализ психолого-педагогических проблем семьи позволил выявить и охарактеризовать наиболее распространенные среди них, создающие  трудные  жизненные ситуации. До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, культуры трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Сегодня, когда многие семьи покинуло ощущение привычной «спины» государства, проблемы социальной защищенности, осознания своих нрав, результатов и косвенных последствий экономических преобразований все чаще привлекают внимание.

Сегодня в понятие «неблагополучная семья» вкладывается разный смысл. Как показывают данные исследований и наблюдений, проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно могут быть классифицированы как социальные, правовые, медицинские, психологические, педагогические, материальные и т.д.

При этом, в неблагополучных семьях редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Часто социальная неустроенность родителей приводи психологическому напряжению; отсутствие материальных средств отражаем на питании ребенка и семьи в целом, что приводит к снижению сопротивляемости болезням, нарушениям в росте и развитии детского организма, социальная и психологическая отстраненность способствует апатичному отношению к жизни в целом, пассивности личности, еѐ саморазрушению.

Воспитание ребенка - одна из самых трудных и важных обязанностей взрослых. Но большинство людей мало подготовлены к тому, чтобы стать родителями. Неспособность родителей выработать наиболее благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с детьми.

Родителей, жестоко относящихся к своим детям, можно отнести к людям социально изолированным. Стрессы, которым они подвержены, часто обусловлены социальными причинами: низкий доход, безработица.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствие в реализации важных жизненных целей, с которым нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Психолого-педагогический аспект трудной жизненной ситуации включаем деформацию функционирования ее педагогического потенциала, нарушение коммуникаций, неустойчивость внутри - и внесемейных связей наряду с резким ухудшением материального положения семьи, изменением семейного бюджета, наличием безработных членов, трудностями с охраной здоровья и обеспечением безопасности членов семьи.

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи  можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность социально- педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с ней.

 

Список литературы

1.      Алмазов Б.И. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 2006.

2.      Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 2007.

3.      Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 2010.