04 февраля 2016г.
В связи с радикальными изменениями в области образования, происходящими в настоящее время, результат в подготовке будущего педагога уже не может оцениваться только передачей молодому поколению знаний, умений и навыков, он должен быть нацелен на готовность современной молодежи к самостоятельности, активным действиям, к принятию ответственных решений в новых, постоянно изменяющихся для них условиях. Поэтому проблемы творчества входят в число приоритетных проблем развития современной науки.
В настоящее время, педагогической наукой проблема подготовки творческого учителя исследована недостаточно. Как правило авторы рассматривают учителя как уже сформировавшуюся личность в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Проблема достижения педагогического мастерства, его подготовительная работа и творческая деятельность учителя, остаются, при этом, не достаточно раскрытыми.
В связи с этим, перед педагогическими образовательными заведениями, встает важнейшая задача, как современного вуза, – развивать у будущих учителей творческую самостоятельность.
Проблема подготовки творческого учителя в вузе отличается своей сложностью и многогранностью. В первую очередь, это обуславливается специфическими особенностями его профессиональной деятельности, а во- вторую, сложностью объектов педагогического воздействия. Поэтому деятельность педагога, ориентированная на профессиональное самосовершенствование, повышение педагогического мастерства и эффективности ежедневной работы, несомненно, носит творческий характер, является творческой деятельностью и требует специальной подготовки к ней.
Исследование проблемы творчества имеет прямое отношение к исследованию сущности человека, ибо она включает несколько таких аспектов как: процесс творчества, творческие способности человека, особенности творческой личности, формирование и развитие творческих способностей личности
Творческий учитель – это человек обладающий яркой индивидуальностью, способный к живой мысли, к постоянному творчеству, непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Только творческий учитель способен воспитать творческую личность.
Решение проблемы подготовки творческого учителя, предполагает предъявление определенных требований к его личности. На наш взгляд, эти требования можно классифицировать в три группы.
Первую группу требований к подготовке творческого учителя составляют требования, касающиеся педагогического сознания будущего педагога.
Учитель формирует другие личности, используя свой личностный потенциал, свои возможности и особенности. И очевидно, что такой процесс не терпит схоластики, а должен происходить осознанно и сознательно. Влияние педагога на личность школьника тем сильнее, чем более развито его педагогическое сознание, его способность правильно осмысливать различные проблемы, активно участвовать в их решении и осознавать свою ответственность.
Уровень развития педагогического сознания зависит, прежде всего, от самого студента, его сознательной и целеустремленной активности формирования у себя стремлений в овладении различными знаниями, в развитии навыков деятельностного общения и ответственного отношения к делу, к другим людям и самому себе.
Вторая группа требований при подготовке творческого учителя, касается его педагогического мышления. Одной из особенностей мышления является способность обнаружения реальных противоречий действительности и поиск способов их разрешений. Необходимый компонент творческого мышления – это способность выявлять в проблемной ситуации ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать задачу. Творческое мышление требует от человека активности, умения находить и разрешать в любом явлении противоречия. Педагогическое мышление в центр проблемы ставит развитие интеллектуального потенциала будущего учителя: видение педагогической проблемы, анализ педагогических ситуаций и умение выбрать необходимый вариант решения педагогических задач.Широта, активность, гибкость, критичность, самостоятельность мышления педагога, умение видеть общее в частном, и, частное в общем, способность творческого воображения, умение создавать и анализировать воспитательные ситуации все это воплощенное в действиях учителя составляет педагогическое мышление творческого педагога и делает его деятельность более упорядоченной и продуктивной.
Третью группу требований к формированию творческого учителя составляют педагогические умения (включающие элементы педагогической техники и педагогического мастерства). В этом случае, профессиональная подготовка учителя зависит от осознания студентами сущности педагогического мастерства, когда соотносится Он тот, который есть сейчас и Он тот, который может стать в идеале; от стремления к постижению и овладению своей эмоционально-мотивированной сферой; от умения непринужденно действовать в различной обстановке, управлять своим психическим состоянием, организмом, речью; от воспитания культуры педагогического общения; от умения воздействовать словом и другими средствами, а также формирования основ педагогического взаимодействия в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса.
Степень овладения педагогическими умениями в значительной степени зависит непосредственно от самого студента, от его способности наблюдать за педагогическими явлениями, от его стремления к самореализации.
Учиться означает не только овладевать конкретными профессионально-педагогическими умениями, но и вести постоянный анализ собственной деятельности, сопоставляя ее с опытом других учителей и с достижениями психолого-педагогической науки, критически оценивать свои успехи и неудачи, соединять теорию с практикой учебно-воспитательной работы.
Практическими условиями обеспечивающими формирование творческих начал в личностибудущего учителя в процессе его обучения, могут быть:
• Развитие у студентов критического отношения к собственной деятельности и к себе.
• Органическая связь педагогического труда, учебного труда и личностного творчества.
• Гармоничное проявление творческой активности всех участников педагогического процесса.
Для того, чтобы развивалась новая продуктивная школа и новое высокопотенциальное общество, необходимо увеличение творческого потенциала каждой личности, а это, в свою очередь, требует, чтобы творческой была педагогика, которая всегда являлась и является показателем развития любой общественной формации.