Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. рассматривает модернизацию системы образования, как одно из необходимых условий для формирования инновационной экономики, являющейся основой социального развития общества. Стратегической целью является повышение доступности качественного образования, которого можно достигнуть при обеспечении компетентностным подходом и создании инфраструктуры социальной мобильности обучающихся, готовым к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуациях выбора, готовым прогнозировать возможные последствия своих действий, способным к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу общества и страны в целом [9].

Кроме этого, оно определяется как особый процесс передачи социально значимого опыта, включающего систему воспитания, развития и обучения, которые будут ориентировать учащегося на формирование социально значимых качеств личности, для успешной социальной адаптации в обществе.

Проблема социализации находит свое отражение в трудах многих ученых (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, И. Кант, И.С.Кон, М. Мид, А.В.Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Землянская, Е.В. Бондаревская, Д. Мид, и др.)

Как отмечает И.С.Кон, социализация – «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его понимать культуру, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [5].

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализация, полагал, что если между членами общества есть однородность, то только при таком условии общество сможет выжить. Воспитание будет подкреплять эту однородность, закладывая и развивая те необходимые характеристики, которые требует коллективная жизнь [3].

Т. Парсон рассматривал социализацию, как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился, …освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» [10].

Социализация, как считает Г.М. Андреева, - это и усвоение социального опыта индивидом и, в тоже время, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом его  активностью в выполнении действий и включении в социальную среду [1].

Концепция А.В. Петровского рассматривает социализацию как диалектическое единство прерывности и непрерывности. По его словам, переход к социализации не определяется внутренними психологическими закономерностями, а детерминирован извне социальными причинами, даже когда вступление на новый этап развития представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе [6].

Согласно А. Мудрику социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийным, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [7].

Таким образом, современная наука рассматривает процесс социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым происходит усвоение и воспроизведение индивидом определенной системы знаний, а также норм, ценностей, качеств, которые позволят ему в дальнейшем стать полноправным членом общества.

Положительным результатом протекания процесса социализации является социализированность, которая указывает на совокупность значимых индивидуальных, психологических особенностей личности и его эмоциональную удовлетворенность.

По – мнению А.В. Мудрика, в одних случаях социализированность трактуется как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, т.е. предполагается комфортность индивида к социальным предписаниям [8]. Другие считают, что невозможно предугадать какие социальные трудности могут встретиться на пути. Поэтому нельзя усвоить только самую суть требований социума.

Давыдов В.В. определяет социализированность человека как обладание такими качествами, ценностями, убеждениями, формами поведения, которые будут ему необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе.

В исследованиях Е.С. Студеникиной социализация предполагает не только адаптацию человека в обществе, но и его саморазвитие и самоактуализацию.

Таким образом, под социализацией младшего школьника мы понимаем процесс развития человека, включающий усвоение социального опыта путем активного вхождения в среду и систему социальных связей, умение соотнести свои собственные ценности, нормы и способы деятельности и стать компетентным членом общества.

А социализированность понимается нами как способность осуществлять различные социальные роли в соответствии с требованиями общества на основе уже имеющихся навыков и умений индивида, поддерживать баланс приспособления и обособления в связи с изменяющимися жизненными условиями, быть уверенным, самостоятельным, инициативным членом общества.

Проблема социализации младших школьников является особо актуальной в современных условиях воспитания и обучения, т.к. меняется его ведущая деятельность, социальная группа, поведение, позиция и окружающая его действительность.

Рассматривая возрастные особенности младших школьников для процесса социализации, по – мнению Е.Н. Землянской, следует учесть систематизацию, углубление и осмысление собственного опыта, которые приобретаются на протяжении всей жизни [4].Младший школьный возраст считается сензитивным периодом, когда ребенок принимает на себя определенную психологическую ориентацию, что в дальнейшем будет определять его модель поведения в процессе социализации.

Игра, как ведущая деятельность дошкольного образования, меняется на учебную деятельность, где активное участие младшего школьника будет отражать и условие, и результат, и средство формирования личности на самых ранних этапах процесса социализации.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к памяти ребенка. В процессе обучения ребенок сталкивается со многими трудностями, связанными с постановкой задач на запоминание, воспроизведение, тренировку памяти; происходят значительные изменения в развитии произвольного внимания, которое закладывает основу самоконтроля и саморегуляции.

Общение, несомненно, тоже играет важную роль в процессе социализации младших школьников. Теперь качественным общением в стенах учебного заведения становится общение со сверстниками и учителем. Быть учеником – это новая социальная роль, в которой учитель является авторитетом и где большую роль играют такие качества как доверительность и открытость общения, благодаря  которым формируются ценные представления об обществе в целом.

Одним из важных новообразований младшего школьного возраста - переход от непосредственного поведения к опосредованному, т.е. к осознанному и произвольному поведению. Этот переход требует высокой активности учащихся, что влечет за собой достаточно высокую степень саморазвития, самопознания на начальном этапе, которые более в полной мере проявятся уже в подростковом возрасте, когда он будет ощущать себя членом коллектива и, будет видеть потребность в самоопределении в будущем.

Исходя из вышесказанного, рефлексия также является важной стороной социализации, так как учащиеся должны быть готовы к самоанализу, самовоспитанию, самооцениванию. Возникает вопрос: все ли учащиеся способны на это? Ребенок младшей школы уже способен видеть лучшее и худшее в работе, в  общении с товарищами, учится описывать героев и характеризовать их с позиции важных качеств. Ученик эмоционально переживает поведение каждого героя, отбирая те качества, которые хотел бы воспитать в себе [2]. Поэтому важно учить детей чаще всматриваться в себя и в других, следить за своими словами, поступками и оценивать их, видеть что получилось и над чем еще предстоит работать, оценить свои удачи и неудачу, что говорит о совершенствовании произвольной эмоциональной регуляции поведения с навыками рефлексии.

Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге приводят к образованию нового  уровня самосознания ребенка, где младший школьник находит себя в системе человеческих отношений и примеряет на себя роль существа социального.

Таким образом, социализация младшего школьника представляет собой важный процесс вхождения младшего школьника с социальную среду, где происходит усвоение системы знаний, образцов поведения, социальных норм, приобщение к ценностям поколений, которые позволяют ему быть полноправным членом современного общества.

 

Список литературы

1.      Андреева Г.М. Социально – психологические проблемы исследования личности // Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М., 1998.

2.      Голованова Н.Ф. Приобщение младших школьников к самовоспитанию // Начальная школа. – 1979. № 2.С.18 – 23.

3.      Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев; Харьков, 1899. С. 12 – 13.

4.      Землянская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе экономической подготовки: Монография.– М.: МПГУ, 2006. – 235 с.

5.      Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. М., 1984

6.      Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений. М., 2007.

7.      Мудрик А.В. Социальная педагогика. – 8 изд. – М.: Academia 2013 – 240 c.

8.      Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

9.      Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации», ст.3,5: // официальный сайт Министерства образования и науки РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/

10.   Parsons T. The Social System. Glencoe, 1952.