Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИДЕИ В ЭВОЛЮЦИИ ШКОЛЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Эволюция школы определяется многими факторами. Однако, в контексте социально-педагогических исследований следует, прежде всего, исходить из того факта, что в основе процессов развития школы лежат идеи получившие распространение в определенный период времени среди педагогического сообщества. Сегодня понятие «идея» традиционно трактуется как «1. мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт человеческого мышления; 2. определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности, мировоззрения; 3. мысль, замысел; 4. основная мысль чего-либо…» [1, с.262].Эти идеи прошли путь от понимания школы как явления внешнего по отношению к материальному и духовному миру человека к приданию данному явлению человеческого измерения.

   С одной стороны, идеи подытоживают опыт предшествующего развития знаний и опыта той или иной области на высоком уровне обобщения. С другой стороны идея несет в себе эвристический компонент, прочерчивая пути решения той или иной проблемы. В случае развития социальных институтов идеи во многом определяют направленность их эволюции, ограничивая или расширяя возможные рамки изменений. Идеи могут выполнять мобилизующую роль, объединяя и мотивируя людей на достижении той или иной цели. Вместе с тем, идеи задают смысл и направленность человеческой деятельности, «диктую» выбор средств и способов достижения результатов. Идеи создают условия для формирования новых и разрушения старых социальных институтов и социальных групп, что определяет появление новых социальных сил, тем самым идеи являются источником силы, которая может изменить человеческую историю.

   Однако, следует понимать, что идеи могут оказывать неоднозначное влияние на эволюцию общества. С одной стороны они могут способствовать его совершенствованию, с другой приводят к негативным последствиям. Причем, последствия распространения и материализации идей имеют отдаленный во времени результат. Следовательно, значения реализации той или иной идеи для жизнедеятельности отдельного человека или общества в целом мы сможем оценить спустя весьма продолжительный период. Вместе с тем, идеи могут отражать не только интересы общества в целом, но и отдельных социальных общностей и групп, усиливая напряженность в обществе в том случае, если они не находят поддержки и вызывают недовольство определенных социальных единиц.

   При институционализации идеи школы происходит ее оформление в организованное учреждение с упорядоченным процессом, определенной структурой, а также правилами, дисциплиной и иерархией отношений. Следует подчеркнуть, что в рамках процесса институционализации идеи школы вводились, эволюционировали или отменялись нормы организации образовательного процесса, а также оформлялось видение сущности социальных ролей учителя и ученика в контексте общественных потребностей в соответствии с господствующими в обществе в целом и педагогическом сообществе в частности идеями. Осуществлялся переход от спонтанного и экспериментального поведения субъектов образовательного процесса к предсказуемому, которое ожидается, моделируется и регулируется.

   Следует подчеркнуть, что принято выделять ряд этапов процесса институционализации общественных феноменов. На первом этапе в массовом сознании осознаются потребности, которые требуют своего удовлетворения совместными организованными действиями. На втором – происходит оформление общих целей. На третьем – появляются социальные нормы и правила нового вида социального взаимодействия, которые получают свои очертания посредством анализа проб и ошибок. На четвертом этапе общество устанавливает санкции для поддержания сложившихся норм и правил социального взаимодействия между членами социального института. Завершается процесс институционализации оформлением в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Таким образом, процесс институционализации школы, вне всякого сомнения, проходя через означенные выше этапы, в определенной степени обеспечивал упорядочивание системы развивающихся социальных отношений.

   Необходимо отметить, что одной из значимых сторон оформления любого социального института, в том числе и школы, является появление устойчивой системы понятий, посредством которых описывается данный феномен, прежде всего, теми, кто обеспечивает его функционирование. Однако, необходимо подчеркнуть, что неизбежным является не только развитие самой системы понятий, но и эволюция их смыслов. Данный факт, в контексте нашего исследования детерминирует значимость исследования процессов формирования и развития понятийного аппарата педагогики, посредством которого фиксируются причины и следствия развития школы как социального института, а также ее состояние на определенный момент времени.

    Таким образом, с одной стороны, эволюционирование института школы в значительной степени определяется идеями, которые закладываются в его основание. С другой стороны, отсутствие интегрирующей идеи неизбежно приведет к разрушению данного социального института, ослаблению его внутренней структуры и может стать причиной размывания связей, поддерживающих его целостность. Следовательно, наличие или отсутствие идеи, уровень ее полноты, ценностные основания, которые она выражает – все оказывает определяющее воздействие на эволюцию школы как социального института.

   Отдельного внимание требует трактовка понятия «идея» в педагогическом контексте. Необходимо подчеркнуть, что педагогическое звучание идея школы приобретает лишь в том случае, если акцентируются духовно-нравственные ценности в качестве принципиально значимых для развития человека. Согласно нашей позиции, следует различать педагогическое и антипедагогическое в представлениях о школе и в идеях школы как социального института. В том случае, если смысловая нагрузка идеи школы сводиться к представлениям о ее устройстве в качестве образовательного учреждения, которое призвано обеспечивать потребности общества в подготовке подрастающих поколений к некоторой деятельности, то мы не можем говорить о педагогическом содержании данной идеи. В лучшем случае, предлагаемая идея связана с социально-антропологическим взглядом на школу, но не затрагивает сущностных смыслов в предназначении человека, что является фундаментом педагогического.

   Если же идея школы, в качестве ключевого смысла рассматривает развитие личности в ее духовном возрастании на основе традиционных нравственных ценностей, мы можем говорить о ее педагогической ценности. Вместе с тем, положения об очеловечивании школы через формирование и развитие субъектов образовательного процесса в соответствии с духовно-нравственным идеалом, требуют своей конкретизации. Решение проблемы конкретизации духовно-нравственного идеала, по нашему мнению, будет маловероятным, если опираться только на возможности научного познания. Задача может быть выполнена только при диалоге науки, философии, искусства и религии.

   Наступил такой момент в развитии цивилизации, когда было бы ошибочно сводить идею педагогического действия к действию направленному на создание условий для свободного развития личности ребенка. Роль человеческого фактора в современных условиях настолько возрастает, что игнорирование духовного контекста направленности совершенствования личности становиться непростительной цивилизационной ошибкой.

 

Список литературы

1.      Гришина Е.А. Новейший иллюстрированный словарь иностранных слов: ок.  30000 слов и словосочетаний / Е.А.Гришина. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель, 2009. – 878 с.