Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Отличительной чертой развития образовательной системы в настоящее время является процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В результате объединения деятельности общеобразовательной школы и дошкольной организации, происходит объединение их развивающих сред, возникает новая развивающая среда, способствующая формированию ключевых компетенций дошкольников, обеспечивающих готовность к школе. Важно, чтобы эта среда отвечала особенностям интеграционных процессов, проходящих в образовании [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В современной педагогической теории и практике исследование интегративного характера образовательной среды дошкольной образовательной организации не получило достаточного развития, т.к. внедрение дошкольного образования в систему общего произошло сравнительно недавно [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Недостаточное знание о  теоретических основах и методических аспектах интеграции образовательных сред в значительной степени тормозит процессы модернизации общего образования. Основным принципом этой модернизации согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является обеспечение предметно-пространственной развивающей образовательной (ППРО) среды [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Необходимая предпосылка решения этой задачи - комплексное структурно-содержательное моделирование интегративной ППРО среды ДОО.

В настоящей статье представлена модель формирования ППРО среды ДОО в условиях интеграции дошкольного и школьного образования.

Структурно-содержательная модель формирования интегративной ППРО среды состоит из трех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного и диагностического (См. схему 1).

Целевой блок отражает цель, задачи, принципы процесса формирования интегративной ППРО среды. Интегративный характер среды выражается в объединении образовательных сред, основанном на единстве целей школьного и дошкольного образования. Цель: формирование эффективной интегративной ППРО среды, способной обеспечить разностороннюю подготовку к школьному обучению.

Для достижения цели необходимо в ходе построения среды решить задачи, позволяющие обеспечить:

 

·        условия для формирования устойчивых интегративных связей между системой школьного и дошкольного образования;

·        развивающие       аспекты       деятельности       дидактического      и предметно-пространственного окружения ребенка;

·        повышение     адаптивных     и      мотивационных     характеристик дошкольника;

·        конструктивное взаимодействие всех участников интегративной ППРО среды в системе «дошкольная организация – школа» 


(педагогов, руководителей, родителей, воспитанников).


В процессе формирования интегративной ППРО среды необходимо использование следующих педагогических принципов: научности содержания учебно-развивающей деятельности, преемственности образовательных циклов, последовательности прохождения материала, прочности усвоения знаний, сознательности и активности участия детей в учебно-развивающей деятельности и коллективного взаимодействия всех, включенных в среду (педагогов, родителей, детей).

Содержательный блок модели определяет собственно содержание процесса формирования интегративной ППРО среды, которая рассматривается нами как совокупность компонентов, находящихся в определенных взаимоотношениях и активно участвующих в процессе развития ребенка: образовательный, предметный, развивающий, адаптационно-психологический.

Образовательный компонент среды подразумевает создание условий для формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Он включает развивающие игры в детском саду и занятия в школе. Предметный компонент представлен развивающими игрушками и инвентарем. Благодаря предметному компоненту формируются физическая и интеллектуальная готовности. Развивающий компонент включает музыкальные занятия, физкультуру и плавание в бассейне, проводимые в детском саду. Занятия направлены на физическое, эмоциональное развитие и формирование психологической и физической готовности к школе. Адаптационно-психологический компонент включает в себя занятия в школе и различные виды коммуникаций в группе. Этот компонент закладывает основы психологической готовности к школе.

Диагностический блок позволяет осуществлять качественную и количественную оценку эффективности ППРО среды. Характеристикой ее эффективности является уровень готовности дошкольника к обучению в школе.  В  основе  критерия  лежит  способность  ребенка  переносить возрастающие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения.

Диагностический блок представлен комплексом методик, которые позволяют выявить и охарактеризовать уровни готовности к обучению в школе (высокий, средний, низкий).

Работоспособность представленной модели обеспечена опорой на классические методологические принципы организации педагогического исследования[Ошибка! Источник ссылки не найден.; Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Разработанная  структурно- содержательная модель, может стать реальной основой для решения вопросов, связанных с процессами интеграции, адаптации и индивидуализации подготовки детей на этапе дошкольного и начального образования.

 

 

Список литературы

 

1.     Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Методология как основа научного поиска // Школьные технологии. 2011. № 5. С. 20-33.

2.     Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Некоторые аспекты внедрения новелл ФЗ «Об образовании в российской федерации»//Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1. № 2. С. 27-31

3.     Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://qps.ru/YzrQA (дата обращения: 10.06.2016).

4.     Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Крившенко Л.П., Юркина Л.В. - М.:Юрайт, 2015. 364 с.

 5.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 13.06.2016)

6.     Юркина Л.В. Интеграция науки и образования: тенденции и возможности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 147-149