03 августа 2016г.
Отличительной чертой развития образовательной системы в настоящее время является процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
В результате объединения деятельности общеобразовательной школы и дошкольной организации, происходит объединение их развивающих сред, возникает новая развивающая среда, способствующая формированию ключевых компетенций дошкольников, обеспечивающих готовность к школе. Важно, чтобы эта среда отвечала особенностям интеграционных процессов, проходящих в образовании [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
В современной педагогической теории и практике исследование интегративного характера образовательной среды дошкольной образовательной организации не получило достаточного развития, т.к. внедрение дошкольного образования в систему общего произошло сравнительно недавно [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Недостаточное знание о теоретических основах и методических аспектах интеграции образовательных сред в значительной степени тормозит процессы модернизации общего образования. Основным принципом этой модернизации согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является обеспечение предметно-пространственной развивающей образовательной (ППРО) среды [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Необходимая предпосылка решения этой задачи - комплексное структурно-содержательное моделирование интегративной ППРО среды ДОО.
В настоящей статье представлена модель формирования ППРО среды ДОО в условиях интеграции дошкольного и школьного образования.
Структурно-содержательная модель формирования интегративной ППРО среды состоит из трех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного и диагностического (См. схему 1).
Целевой блок отражает цель, задачи, принципы процесса формирования интегративной ППРО среды. Интегративный характер среды выражается в объединении образовательных сред, основанном на единстве целей школьного и дошкольного образования. Цель: формирование эффективной интегративной ППРО среды, способной обеспечить разностороннюю подготовку к школьному обучению.
Для достижения цели необходимо в ходе построения среды решить задачи, позволяющие обеспечить:
· условия для формирования устойчивых интегративных связей между системой школьного и дошкольного образования;
· развивающие аспекты деятельности дидактического и предметно-пространственного окружения ребенка;
· повышение адаптивных и мотивационных характеристик дошкольника;
· конструктивное взаимодействие всех участников интегративной ППРО среды в системе «дошкольная организация – школа»
(педагогов, руководителей, родителей, воспитанников).
В процессе формирования интегративной ППРО среды необходимо использование следующих педагогических принципов: научности содержания учебно-развивающей деятельности, преемственности
образовательных циклов, последовательности прохождения материала,
прочности усвоения знаний, сознательности и активности участия детей в
учебно-развивающей деятельности и коллективного взаимодействия всех, включенных в среду (педагогов, родителей, детей).
Содержательный блок модели определяет собственно содержание
процесса формирования интегративной ППРО среды, которая рассматривается нами как совокупность компонентов, находящихся в
определенных взаимоотношениях и активно участвующих в процессе развития ребенка: образовательный, предметный, развивающий, адаптационно-психологический.
Образовательный компонент среды подразумевает создание условий для формирования интеллектуальной готовности детей к школьному
обучению. Он включает развивающие игры в детском саду и занятия в школе. Предметный компонент представлен развивающими игрушками и инвентарем. Благодаря предметному компоненту формируются физическая и интеллектуальная готовности. Развивающий компонент включает музыкальные занятия, физкультуру и плавание в бассейне, проводимые в детском саду. Занятия направлены на физическое,
эмоциональное
развитие и формирование психологической и физической готовности к школе. Адаптационно-психологический компонент включает в себя занятия в школе и различные виды коммуникаций в группе. Этот
компонент закладывает основы психологической готовности
к школе.
Диагностический блок позволяет осуществлять качественную и
количественную оценку эффективности ППРО среды. Характеристикой ее
эффективности является уровень готовности дошкольника к обучению в
школе. В
основе
критерия лежит способность
ребенка
переносить возрастающие нагрузки,
связанные
с началом
систематической
учебной деятельности, интеллектуального и
физического напряжения.
Диагностический
блок представлен
комплексом
методик, которые позволяют выявить и
охарактеризовать уровни готовности к
обучению в школе
(высокий, средний, низкий).
Работоспособность представленной
модели обеспечена опорой
на классические методологические
принципы организации педагогического
исследования[Ошибка!
Источник ссылки не
найден.; Ошибка! Источник ссылки не
найден.]. Разработанная
структурно- содержательная модель, может
стать реальной основой для решения
вопросов, связанных с
процессами интеграции, адаптации и
индивидуализации
подготовки детей на этапе
дошкольного и
начального образования.
Список литературы
1.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Методология как основа научного поиска // Школьные технологии.
2011. № 5. С.
20-33.
2.
Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Некоторые аспекты внедрения новелл ФЗ «Об образовании в российской федерации»//Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т.
1. № 2. С. 27-31
3.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://qps.ru/YzrQA (дата обращения: 10.06.2016).
4.
Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Крившенко Л.П.,
Юркина Л.В. - М.:Юрайт, 2015.
364 с.
5.
Федеральный закон «Об
образовании в Российской
Федерации»[Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 13.06.2016)
6.
Юркина Л.В. Интеграция науки и образования: тенденции и
возможности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 147-149