Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗ ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА ГРУЗИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

В истории фортепианного искусства Грузии неоценимо важная роль принадлежит первой женщине – композитору – Варваре Михайловне Амираджиби (1874- 1939).

С ее именем связано зарождение грузинской детской профессиональной музыки. Она была также прекрасной пианисткой и великолепным педагогом – просветителем.

Вместе с тем, жизнь и творчество этого композитора, педагога и пианистки относится к незаслуженно полузабытым страницам истории. В.М. Амираджиби посвящено всего две статьи А. Рчеулишвили.

В     музыковедческой     литературе    нет     систематизации    фортепианных    произведений     этого композитора, нет даже сведений о некоторых ее произведениях.

В нашей статье мы стремимся несколько расширить представления об этом незаслуженно забытом имени.

Творческая  деятельность  Амираджиби  тесно  связана  с  русской  музыкальной  культурой.

Амираджиби окончила с серебряной медалью Московскую консерваторию по классу фортепиано у В.И. Сафонова и по классу композиций у Ипполитова – Иванова. По имеющимся сведениям, игра Амираджиби отличалась высокой техникой, тонким музыкальным вкусом [5]. Творческая деятельность В. Амираджиби прошла в Тбилиси. Сохранились сведения [4] о благотворительных выступлениях пианистки в Филармоническом обществе. Она выступала вместе с И. и Р. Левиными, вела активную исполнительскую и общественную деятельность.

В. Амираджиби входила в круг тбилисских знакомых П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. Известно, что в 1913 году, когда Рахманинов концентрировал в Грузии, он посетил салон Лизы Орбелиани, где собиралась видная грузинская интеллигенция, он встретился там с В. Амираджиби. [2]

Плодотворна и педагогическая деятельность этой пианистки – композитора. Ею воспитано немало музыкантов.

В. Амираджиби работала в музыкальной школе, ставшей затем училищем, впоследствии второй консерваторией и воспитала немало музыкантов. Обучая детей игре на фортепиано, Амираджиби часто сочиняла для них легкие пьесы, которые она давала детям на дом в качестве инструктивных пьес. Как отмечает А. Рчеулишвили, в его статье «Женщины – деятели музыки» (на грузинском языке, перевод на русский язык сделан нами – Кезевадзе Т.Г.) некоторые из них оказались утерянными. [4] Это обстоятельство подтверждается найденными автором (Т.Г.) в архиве семьи В.Амираджиби рукописи пьес композитора: «Маленький менуэт», «Маленький вальс», «Прелюд», «Колыбельная», «Пастораль» (рукописи из архива семьи).

Среди сохранившихся произведений, написанных В.Амираджиби для детей «Маленький гавот» (напечатан в 1936 году), пользующиеся известностью «Два гавота». Первый гавот fis moll был напечатан в 1927 году, второй cis moll в 1929г.

Высокими художественными качествами среди созданных композитором произведений обладает цикл «В детской» (Сон ребенка), напечатанный в 1929г. Цикл состоит из трех частей. Первая часть «Колыбельная» и последняя «Снова колыбельная» создают своеобразное обрамление циклу и представляют реальную картинку жизни ребенка. Средняя же часть цикла «Сон ребенка» - запечатлевшиеся в памяти ребенка самый разнообразные впечатления. Тут и ожившие игрушки: «Медведь», «Оловянные солдатики», «Кукла – шарманка», «Старая кукла», «Ванька – встанька», «Паяц», и их танец «Менуэт». Цикл снабжен ремарками автора: «бьют часы», «игрушки оживают», «игрушки засыпают».

Название цикла, образы, строение, авторские ремарки напоминают всем знакомые сочинения для детей Мусоргского, Шумана, Чайковского. Вместе с тем сказывается и влияние салонной музыки, господствующей в тот период в грузинской музыке. Автор цикла в этом цикле еще не пользуется замечательным богатством грузинского народного творчества. В.Амираджиби пишет поэтичным, лиричным языком, не лишенным однако некоторой чувствительности. Некоторые из пьес чрезмерно трудны для детей в техническом отношении. Эти особенности делают цикл более пригодным для исполнения взрослым пианистом. Это скорее цикл «Воспоминание взрослых о детстве», музыка «взрослых о детях». Вместе с тем, композитору удается создать разнообразные выразительные образы. Для всего цикла характерно стремление к звукоизобразительности, к красочности звучания.

Хотя музыка для детей стала основой творческой деятельности В.Амираджиби, нами (Т.Г.) обнаружены в фонде М.Ипполитова – Иванова в Государственном центральном музее музыкальной культуры им Глинки неизвестные фортепианные пьесы В. Амираджиби [1,3]. Это «Восточная элегия», «Саламури» (т.е. «Свирель») и «Грузинская мелодия», посвященная К. Игумнову. В этих пьесах мы уже видим обращение композитора к грузинскому фольклору. Здесь ощутимо влияние городского фольклора, мелодий «Старого Тиблиса».

Приоткрытие завесы над творчеством и деятельностью композитора – педагога, пианистки В. Амираджиби, внесшей вклад в развитие фортепианного искусства Грузии, представляется важной задачей, как с исполнительской, так и с музыкально – теоретической и музыкально – просветительской точек зрения.

 

Список литературы

 

1.        Амираджиби В.М. Два письма в Ипполитову – Иванову (1912) ГЦММК ф – ед.хр. 917-918

2.        Воспоминания о Рахманинове. Н.А. Андриянова – Ряднова «С.В. Рахманинов в Грузии», Тбилиси, 1954 г., электронный вариант

3.        Диссертация Кезевадзе Т.Г. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Педагогические аспекты изучения грузинской музыки». Москва 1996. Стр. 226,227

4.        А. Рчеулишвили. «Женщины – деятели музыки» (на грузинском языке), Тбилиси, (газета), 1962 г №189

5.        А. Рчеулишвили. Поборник музыки: Сабчота Сакартвело (на грузинском языке), 1962 г. №189 О В.М. Амираджиби