Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Развитие культуры и развитие образования – процессы, во многом протекающие параллельно, синхронно и взаимосвязанно, поэтому, как писал С.И. Гессен, «понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни» [4, с. 25].

Необходимость культурологического обоснования содержания и форм образования подчеркивает Н.Б. Крылова: «Культура есть условие образования, образование есть условие культуры» [5, с. 132]. Эта взаимосвязь позволяет рассматривать образование как: культурное саморазвитие учащихся; культурную деятельность субъектов образования; сложное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер; социокультурную систему, выполняющую определенные функции.

Стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы формирования общей культуры учащихся, позволяющей им реализовать себя в жизни соответствии с нормами культуросообразной деятельности.

Образовательное пространство школы состоит из внешних и внутренних условий, которые стимулируют или пресекают характерные действия учащегося как субъекта образовательного процесса. В связи с этим при рассмотрении вопроса об условиях формирования социокультурного образовательного пространства современной школы речь должна идти не столько о педагогических, психолого- педагогических или методических условиях, а о совокупности организационно-педагогических условий. Однако к настоящему времени в отечественной педагогике пока еще не выявлена целостная совокупность организационно-педагогических условий формирования социокультурного образовательного пространства современной школы.

Обзор научной литературы по вышеуказанной проблеме [2, 3 и др.] позволил выявить организационно-педагогические условия формирования социокультурного образовательного пространства современной школы, способствующие развитию личности учащихся и педагогов.

Первое условие – личностно-развивающий характер взаимодействия участников образовательного процесса с выработкой целей и задач, ориентированных на гуманистические ценности, на преобладание диалоговых и полилоговых стратегий; расширение пространства коммуникативного общения с приобретением социального опыта.

Это условие предполагает расширение круга социальных партнеров, установку взаимоотношений, основанных на принципах гуманизма,  как с субъектами образовательного процесса школы, так и с новыми социальными партнерами, способными оказывать влияние на развитие личности (родительская общественность, попечительский совет и др.), определяющих способы взаимоотношений участников в образовательном пространстве школы. К сотрудничеству с образовательными учреждениями (вузами, профессионально-техническими училищами, межшкольными учебными комбинатами) должны привлекаться социальные педагоги, опытные психологи. В данном аспекте важным организационным моментом является поиск партнеров из других образовательных учреждений, предприятий и фирм на уровне региона для сотрудничества и организации стажерских практик старшеклассников.

Второе условие – субъектная направленность формирования социокультурного образовательного пространства школы (вариативность образования, реализация индивидуальных программ и образовательных траекторий развития учащихся и учителей). Программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса предполагает со стороны педагогического сообщества и администрации поиска новых разнообразных источников информации и создания коммуникативно- информационной среды. В предметных областях доминирующим становится выделение разноуровневого содержание, которое можно выделить по уровням сложности, определить социально значимые проблемы, которые будут темами индивидуальных и групповых проектов (научной, творческой и практико- ориентированной направленности).

Педагоги разрабатывают  программно-методические и дидактические материалы, программы тренингов общения, перечни сайтов, на которых учащиеся могут общаться по поводу решения проблем личностного плана, сценарии внеклассных мероприятий, подробные образовательные программы, включающие тематические перечни литературы и сайты для их изучения, театральных постановок и кинофильмов, в том числе документальных, нетипичных, не стандартных задач, тестов и упражнений. Следствием данного взаимодействия является возможность согласования с педагогами индивидуальной образовательной траектории с фиксацией ее в своих зачетных ведомостях. Подобная организация учебного процесса способствует тому, что пространство учебной группы расшириется для совместной творческой деятельности учащихся. Каждый из учащихся постепенно становится участником той или иной группы по интересам и потребностям.

Третье условие - совместное (обучающимися и учителями) проектирование и программирование социокультурной деятельности. Деятельность учащихся направлена на проектирование и реализацию социально значимых проектов с опорой на метод творческих групп и метод группового диалога.

Коллективное программирование деятельности по реализации социальных проектов осуществляется через организацию работы учащихся и педагогов в творческих учебно-исследовательских группах. Данный вид проектирования позволяет избегать многих проблем, которые в ином случае возникают уже на этапе реализации деятельности. Взаимодействие членов педагогического коллектива друг с другом и учащимися, возникающее в процессе совместного проектирования и программирования, дает возможность каждому воздействовать на представления других, меняя их, а тем самым, меняя и само содержание социально ориентированных проектов.

Наличие общих представлений о будущем проекте у группы людей (всего педагогического коллектива, методического объединения, творческой группы) позволяет и обязывает каждого из них в разных  ситуациях  действовать  как  один  в  соответствии  с  общими  представлениями,  которые вырабатываются в ходе группового диалога при проведении круглых столов, семинаров-практикумов, организационно-деятельностных игр и пр.

Четвертое  условие  -  педагогическое  сопровождение  учащихся  и  учителей  в  условиях социокультурной деятельности.

Практика показывает, что реализуются индивидуальные траектории в процессе обучения, а не развития и используются в образовательных учреждениях эпизодически, а не системно [6]. Вовлечение педагога, родителей и учащегося в процесс проектирования и реализации данных программ позволит интенсифицировать процессы социализации ребенка посредством увеличения времени реального общения с родителем и педагогами образовательных учреждений, а также модернизировать систему педагогического просвещения родителей.

Пятое условие - психолого-педагогическая, управленческая компетентность участников процесса формирования образовательного пространства современной школы (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.) – предполагает организацию в современной школе перманентного педагогического мониторинга, ориентированного на специально разработанную систему показателей, учитывающей специфику образовательного пространства школы.

Данный перечень организационно-педагогических условий формирования социокультурного образовательного пространства современной школы является открытым и может быть дополнен в зависимости от специфики конкретной ситуации в том или ином образовательном учреждении. Однако охарактеризованных выше условия являются тем необходимым минимумом, который необходим для развития личности в социокультурном образовательном пространстве школы.

Список литературы

 

1.     Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе.(Психолого-дидактический подход).- Ростов н/Д., 2003. -С.262.

2.    Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Классификация обучающих сред  // Школьные технологии. – 2000. - №3. - С. 135 - 146.

3.   Борисова, Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: дис. ...канд. пед. наук. - М.,1999. – 204 с.

4.    Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448с.

5.   Крылова Н. Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. 10. – М., 2000. – 272 с.

6.       Чекунова  Е.А.  Образовательное  пространство  школы  как  социокультурный  феномен: Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. - 265 с.