30 июля 2016г.
В условиях рецессионных процессов в экономике, стремление к экономии ресурсов заставляет часть потребителей переходить на жесткий режим сокращения издержек. Крупные предприятия в этих условиях стремятся рассчитать целесообразность аутсорсинга [1]. Индивиды и малый бизнес, напротив, максимально отказываются от оплаты услуг сторонних организаций и стремятся сосредоточить необходимые знания в самих себе.
В результате кризисных явлений на рынке происходит своеобразное разделение знаний (аналогично разделению труда в традиционной экономике): одновременная профессионализация и банализация знаний. С одной стороны, необходимость оптимизации требует специализации и концентрации профессионального знания в отраслевых аутсорсинговых агентствах, которые обладают высоким уровнем компетентности и, как правило, нанимают высококвалифицированных работников. С другой стороны, можно обнаружить сравнительно более широкое распространение базовых правовых, социальных, экономико-управленческих и даже технических знаний среди экономически активного населения практически по всех профессиональных областях.
Стремление обеспечить максимальную отдачу от применения всех ресурсов предприятия, как правило, приводит к распределению специалистов с узкой специализацией в рамках подразделений крупных структур [4], а специалистов с широкими компетенциями – вне таких рамок, в качестве предпринимателей, фри-лансеров и наемных работников в малом бизнесе.
Таким образом, спонтанные экономические процессы перераспределяют компенсационные вознаграждения между носителями знаний. Обладатели узких, но глубоких знаний и навыков работают в крупных компаниях, поскольку их знания могут приносить отдачу, лишь будучи встроенными в систему других видов деятельности и знаний. Можно предположить, что эти категории специалистов, как правило, стремятся к обеспечению стабильной занятости. В то же время индивиды, обладающие широкими компетенциями и умениями, перенаправляются в более рискованные и гибкие структуры, способные обеспечить более высокое индивидуальное вознаграждение, но одновременно, формирующие более высокий уровень риска потерь, убытков, разорения, банкротства. C этих позиций, можно констатировать, что расширение компетентности сотрудника приводит к возрастанию его независимости от компании, в то же время углубление компетентности в узкой области («фрагментация знания» [5], аналогично фрагментации труда) вызывает увеличение полезности сотрудника в рамках уже занимающей его структуры, но сокращение его способности извлекать ренту из своего интеллектуального и человеческого капитала вне данной структуры.
Самостоятельность и готовность к несению риска и ответственности представляют собой специфическую черту агентской деятельности, как с точки зрения привлечения более самостоятельных в принятии решений агентов, так и с точки зрения ключевого конкурентного преимущества, которым агентства отличаются от соответствующих отделов или подразделений компаний – высокого уровня компетентности в области профессиональной деятельности. В частности, компетентность отражает способность решать задачи определенного типа [5] и четкое понимание ограничений, т.е. своей неспособности решать задачи иного типа, не входящие в профессиональную специализацию агента или агентства. Таким образом, важным преимуществом агентств является уровень осознанности как своей компетентности, так и некомпетентности [2], реалистичность оценки возможностей.
Стремление и готовность брать на себя риск и ответственность отличают современного работника. Переход к инновационным принципам в экономике отражает конкурентную мотивацию, которая находит свою реализацию в рыночных отношениях добровольного обмена и самостоятельного совершения выбора. Управление творческим потенциалом выступает сегодня ключевым компонентом развития предпринимательства.
В среде экономики знаний и информационного общества ключевым ресурсом выступает особая компетенция человеческого ресурса, способность и готовность осваивать новое и регулярно и системно создавать новое. В свою очередь, общество и государство вынуждены вырабатывать новые модели защиты интеллектуального продукта, новые формы закрепления авторства, включая и право на получение дохода, за создателем творческого продукта. В этом плане, агентская деятельность отражает более высокий уровень навыков как в пределах узкой специализации, так и с точки зрения
нормативно-правовой регистрации своих прав, отношений между заказчиком и агентом, а также в целом более высокий уровень юридической грамотности и способности осознавать и защищать свои интересы и интересы партнеров по трудовым и иным экономическим отношениям.
В условиях рыночной экономики клиент является центральной фигурой для всех форм деятельности, как предприятий, нацеленных на извлечение выгоды, так и государственных учреждений и некоммерческих организаций. Более того, учитывая, что в условиях развитой промышленности и информационного общества начала XXI века функции государства сводятся к обслуживанию населения, что нашло отражение в концепции сервисного государства [3], в связи с этим, возможно расширительное применение систем формирования компетенций рыночного агента для образовательных программ, нацеленных на подготовку сотрудников государственной службы или иных учреждений, включенных в систему реализации социальной и экономической политики государства. При этом необходимо учитывать и возможности оппортунистического поведения рыночных агентов, и иные модели искажений [2], эффективное противодействие которым может оказывать формирование социокультурной среды и специфической общекультурной компетентности.
С этой точки зрения, весьма интересным представляется возможность применять компетентный подход с точки зрения формирования специфических агентских компетенций к таким нетрадиционным сферам деятельности, как государственные услуги. Для деятельности агента важным процессом является выявление потребностей заказчика, потребителя, клиента, а также определение, насколько заявляемые ожидания и запросы в действительности отражают подлинные потребности. Для этого существует определенный набор социально-психологических технологий, владение которыми для агентской деятельности является ключевыми профессиональными компетенциями.
Для выявления подлинных потребностей клиента (потребителя), агент использует, прежде всего, процесс идентификации, в широком смысле определяемый как способ понимания другого человека. Для понимания в рамках идентификации происходит как осознанное, рациональное, уподобление его самому себе или самого себя ему, соответственно, посредством логического рассуждения, так и или бессознательное, психо- эмоциональное сопоставление себя с другим, опирающееся на аффективную компетенцию сопереживать, сочувствовать, эмпатировать. В более узком смысле, под идентификацией с другим, как правило, понимают достаточно полное отождествление через одинаковое с ним поведение. Но работа агента опирается на составляющую процесса взаимодействия, обратную ей – дезидентификацию, т.е. понимание, принятие, сочувствие и сопереживание, которое при этом сопровождается автономным, независимым по отношению к «другому» (клиенту, потребителю) мышлением, рассуждением, осознанием и поведением.
Агентский подход к осмыслению и планированию деятельности отражает набор специфических элементов когнитивного анализа и рефлексивного управления. Отмеченные конкурентные преимущества выбора предприятий в пользу аутсорсинга специализированных задач и найма агента или агентства для решения конкретной задачи, как правило, хорошо осознаются крупными корпорациями, что и приводит к ситуации, в которой многие агентства в условиях кризиса не только продолжают активно функционировать на рынке, но и расширять свою деятельность. Это возможно как за счет решения новых для клиента задач, которых до кризиса у него просто не возникало, так и за счет новой организации взаимодействия между различными сотрудниками агентства, оптимизации комбинирования компетенций.
Управленческая система в условиях кризиса вынуждена опираться на поиск и вовлечение агентского типа сотрудников, обладающих такими общепрофессиональными компетенциями как самостоятельность, готовность к риску, осознание границ своих знаний и способность распределять задачи между различными звеньями цепочки создания ценности.
Список литературы
1. Burova N.V., D’Ascenzo F., Cappelli L., Pokrovskaia N.N., Ruggieri R. Performance management and competitive strategies of international companies / на англ. яз. / Под науч. ред. д.э.н. Н.В. Буровой, д.с.н. Н.Н. Покровской. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 129 с.
2. Голохвастов Д.В., Покровская Н.Н., Смирнов П.Д. Системные нормативные регуляторы поведения рыночных агентов в условиях экономики знаний // Социология и Право. – 2014. – №4 (26). – С. 12-23.
3. Дорошенко Н.Н., Капица С.И., Покровская Н.Н. Модернизация социальной политики государства и реформирование социально- управленческих технологий // Социология и Право. – 2013. – №4 (21). – 84 с. – С. 20-35.
4. Покровская Н.Н. Рациональность экономического поведения // СПб.: Известия РГПУ: Общественные и гуманитарные науки, 2007, №12. – С. 128-137.
5. Покровская Н.Н., Покровский Б.Н. Проактивное инвестирование в человеческий капитал и управление талантами: Интерактивные и проектные образовательные технологии и методы обучения и выстраивание траектории формирования профессиональных компетенций в организации. – СПб.: ЗАО «Гуманитарный фонд», 2010.– 108 с.