Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
30 июля 2016г.

В последней четверти ХХ в. параллельно с развитием идеи постиндустриализма формировалась концепция информационного общества, делающая упор на технические и информационные стороны организации современного общества. Речь идет, в первую очередь, о формировании глобальной информационной индустрии, которая сегодня переживает период технологической конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации, о роли знаний, информации в экономическом развитии, появлении новых форм «электронной» демократии, структурных сдвигах в занятости.

Термин «информационное общество» был введен в научный оборот в начале 60-х гг. фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао и положил начало теории, развитой затем такими авторами, как М.Пора, Й.Масуда, Т.Стоуньер и др. Данный термин был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, утверждавшей, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. Наряду с этим термином употреблялись такие понятия, как «технотронное общество», «общество знания», «постиндустриальное общество». Представление об информационном обществе связано также с концепцией «трех волн» А.Тоффлера

Специфика переживаемого сегодня момента - в том, что все изменения происходят в гораздо более сжатые исторические сроки, нежели ранее. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, в течение последних 40 лет полностью сформировались предпосылки для широкомасштабного перехода к информационному обществу. Конечно, не во всех странах, в том числе и в России, они проявились в полной мере, но глобализация экономической жизни, стремительный научно-технический прогресс сокращает время, отпущенное для выхода на новую ступень развития.

Поскольку происходящие перемены, как доказала практика, не ограничиваются только техникой и технологией, а оказывают глубокое влияние на все структуры и сферы жизни человечества, они не могли не заинтересовать ученых разных направлений. Исследования проблем информационного общества, активно проводившиеся в 80-90-е годы ХХ в., показали, что хотя интенсивность его становления в различных странах и условиях различна, тем не менее существуют общие закономерности этого процесса, анализ которых позволяет выработать рекомендации, ускоряющие процесс его формирования в интересах личности и общества. Такой подход позволяет предвидеть и смягчить трудности вхождения в новую фазу общественного развития. [2].

В огромном количестве работ, посвященных различным аспектам информационного общества, выделяются три его главные характеристики.

Во-первых, информация используется как экономический ресурс. Организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Помимо этого, информационные издержки, как ранее затраты труда или капитала, становятся основными не только в качественном, но и в количественном аспекте. В 1991 г. впервые расходы на приобретение информации и информационных технологий составили 112 млрд. долл. и превысили затраты на приобретение основных фондов и производственных технологий (не больше 107 млрд. долл.). [7]. Бюро экономического анализа (БЭА) при министерстве торговли США, анализируя ситуацию с капиталовложениями, установило, что, начиная с 1982 года, затраты предприятий частного сектора на покупку средств производства «индустриального века» (станков, машин, механизмов общепромышленного назначения) устойчиво держится на уровне 110 млрд. долл. в год. Одновременно затраты на внедрение информационных технологий, приобретение информационной техники – компьютеров и телекоммуникационного оборудования – имеют устойчивую тенденцию к росту. Динамика капитальных затрат на оборудование «индустриального» и «информационного» века отображена на рис. 1. Из графика видно, что в 1991 г. расходы на приобретение промышленного оборудования составили 107 млрд. долл., а на закупку информационной техники – 112 млрд. долл. [3].

Таким образом, есть основания считать 1991 год первым годом информационного века. С этого года компании расходуют больше средств на оборудование, необходимое для сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации, чем на производственное оборудование, предназначенное для действий с материальными предметами.

Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения.

В-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Причем движение к информационному обществу превратилось в общую тенденцию для развитых и развивающихся стран.

Последнее объясняется тем, что возникновение и формирование информационного общества обусловлено объективными причинами – долгосрочными тенденциями экономического развития и технологическим прогрессом. Если исходить из теории о долгосрочных циклах экономического развития, каждый из которых порождается технологическими новшествами, то разворачивающийся в настоящее время цикл связан с информационными телекоммуникационными технологиями (ИТТ). Они воздействуют буквально на все стороны жизни общества, и это проистекает из их специфических технико-экономических особенностей:

а) ИТТ – вспомогательные технологии, которые могут применяться практически везде и способствуют повышению производительности;

б) технические возможности ИТТ растут экспоненциально и пока далеки от пределов своего роста;

в) предыдущая особенность вкупе с совершенствованием производства ИТТ имеет следствием устойчивое снижение соотношения стоимость/ производительность ИТТ.

Сочетание перечисленных особенностей приводит к тому, что ИТТ порождают новый длительный цикл экономического развития, приводящий в социально-экономическом плане к информационному обществу.

При изучении информационного общества информация понимается в широком смысле – как аудиовизуальная, зрелищная информация, так и базы данных со специализированными сведениями. Сфера ее производства, обработки, распространения и т.д. объединяется термином «информационная индустрия», которая представлена в виде трех отраслей, создающих содержание, его распространяющих и обрабатывающих.

К индустрии содержания относятся организации, создающие интеллектуальную собственность (наука, культура, искусство, образование и т.д.), а также организации, собирающие и поставляющие информацию (в виде статистических сборников, справочников, баз данных и т.п.) Индустрия распространения информации связана с созданием и управлением телекоммуникациями и сетями распространения информации (телекоммуникационные компании, радио- и телестанции, системы спутникового вещания и т.п.) Индустрия обработки содержания охватывает производителей компьютеров, телекоммуникационного оборудования и потребительской электроники.

По общему мнению, сегодня в информационной индустрии лидирует индустрия содержания, в которой производится большая часть добавленной стоимости (правда, из-за отсутствия приемлемых статистических методик сложно подтвердить это и вообще изучить количественные аспекты формирующегося информационного общества). Индустрия содержания - ключевое направление формирования информационного общества, поскольку она повышает уровень занятости, конкурентоспособность экономики. В будущем ее роль будет еще значительнее, так как расширение информационной инфраструктуры повысит спрос на легко доступные информационные услуги высокого качества.

Современную тенденцию развития мировой экономики, связанную с возрастанием роли информационной индустрии, знаний в экономической жизни общества, характеризует распространенное в зарубежной литературе понятие  «информационная  экономика»  («инфономикс»  по  аналогии  с «экономикс»). В докладе ОЭСР «Экономика, основанная на знаниях» [4], указывается, что в конце ХХ в. более 50% производимых в развитых странах продуктов и услуг являлось высокотехнологичными: телекоммуникации, компьютеры, программные продукты и т.п. Темпы роста численности информационных работников (ученых, инженеров) и тех, кто использует их труд (врачей, управляющих, служащих и т.д.) очень высоки. Зарубежные исследования показывают, что в настоящее время в мировой экономике группа производителей знаний растет особенно быстрыми темпами, тогда как численность занятых в материальном производстве либо неизменна, либо снижается.

Хотя знания всегда использовались как основной ресурс долгосрочного экономического роста, но современную ситуацию отличает то, что ИТТ позволяют переводить огромные объемы информации в цифровой вид, облегчая процесс ее передачи на большие расстояния с низкими расходами и ускоряя тем самым распространение знаний в глобальных масштабах.

Второе отличие в том, что все большая часть производства базируется на использовании идей, а не материальных вещей, «дематериализуется». Переход от материальных товаров к невещественным продуктам – особенность современной экономики. Услуги и товары включают в себя все больше знаний, воплощенных в микропроцессорах, устанавливаемых в производственном оборудовании, бытовой технике. От традиционных товаров знание отличается тем, что его можно использовать бесконечно, копировать и потреблять столько, сколько необходимо. Единственный ограничитель – это способность его воспринимать.

Глубинное сущностное значение этих процессов состоит в том, что они придают новое качество современному этапу развития человечества – возникает общество, основой существования которого становятся знания, причем столь специализированные и сложные, что для их использования необходимы специальные средства – информационные и телекоммуникационные технологии. Производство знаний превращается в важнейшую функцию общества, обеспечивающую выживание и дальнейший прогресс, а современные ИТТ – в средства для реализации этой функции. Знания, зафиксированные в соответствующих технологиях и компьютерных системах, становятся объективным фактором развития. Поэтому очень небольшая разница в интеллектуальном и информационном капитале может привести к значительному превосходству в конкуренции.

М.Кастельс, один из наиболее известных сегодня социологов, развил предложенное понятие, отметив основные характеристики новой техноэкономической парадигмы, названной информационно- технологической, - информация как предмет, а не только как средство труда, всеохватность эффектов новых технологий, их сетевая логика, гибкость процессов, организаций и институтов, порождаемая гибкостью информационных технологий, технологическая конвергенция.[1]. Он сделал попытку разработать целостную теорию современного общества, распространив ее не только на технологию и экономику, но и на социальные процессы и определив формирующуюся систему как «информациональное общество». «Термин «информационное общество» подчеркивает роль информации в обществе. …термин «информациональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [1]. Однако поскольку новое общество находится еще в стадии формирования, в данной концепции много неясных мест и пробелов.

Современные исследователи выделяют следующие признаки информационной экономики :

-   центральная роль теоретического знания, науки;

 -   смещение приоритета в производстве услуг;

 -   непрерывная инновационная деятельность;

-   непрерывный воспроизводственный процесс информации как основного ресурса;

-   усиление роли человеческого потенциала, новой квалификации, ускорение процессов подготовки и переподготовки кадров;

-   ускорение взаимодействия между экономическими субъектами;

-   развитая инфраструктура инновационной деятельности.

 В настоящее время ни одна страна не является в полной мере информационной, в ряде стран присутствуют отдельные её элементы или признаки. Соответственно, на современном этапе невозможно выявить какие- либо устойчивые закономерности развития информационной экономики и информационного общества и сформировать целостную теорию. Можно говорить об отдельных процессах, происходящих в условиях, приближенных к той среде, которая будет считаться информационной.

В этих условиях растущее значение приобретают различия между странами мира по признаку информатизации, когда государства делятся уже не столько по экономическому богатству, сколько по степени овладения информационным ресурсом.

Процесс становления информационной экономики неразрывно связан с процессом информатизации общества, который является его технологической основой. В настоящее время уже сложился устойчивый комплекс параметров и характеристик, по которым можно оценивать данные процессы (рис.2). Показатели становления информационного общества можно разделить на четыре группы: количество Интернет пользователей, количество пользователей широкополосным Интернетом, количество мобильных телефонов, распространение электронного бизнеса. Периодически перечень этих показателей, используемых для нужд статистики, меняется. Так, в документе UNCTAD Information Economy Report 2015 к ним добавлен показатель количества стационарных телефонных линий.


Если проанализировать статистику использования современных информационно-телекоммуникационных технологий, можно смело утверждать, что в первом десятилетии XXI в., особенно в последние пять лет, наблюдается мощный рывок в их распространении, что означает завершение начального этапа пятого технологического уклада и переход к его расцвету и устойчивой диффузии (табл. 1).

Приведенные данные свидетельствуют о значительном, а в ряде стран - многократном росте использования современных информационных технологий, в частности, Интернета и мобильной телефонии. В большинстве как развитых, так и развивающихся стран снижаются масштабы использования технологий предыдущего уклада, например, стационарных телефонных линий, в пользу новых технологий, в частности, мобильной телефонии, что стало возможным как вследствие все более полного раскрытия возможностей новой техники, так и совершенствования технологий ее производства, снижения себестоимости и, соответственно, повышения доступности для потребителей.

Возросший доступ к технологиям в развивающихся странах означает, что увеличивается доступ к информации, использование информационно- коммуникационных технологий в производстве и управлении предприятием, что увеличивает их производственные возможности.

Исследование малого и среднего бизнеса в 14 странах Африки показало, что использование современных технологий является источником дополнительной прибыли, поскольку увеличивается производительность труда, уменьшаются трансакционные издержки, увеличивается общая коммерческая эффективность.

Количество пользователей Интернет является показателем, характеризующим степень распространения и использования Интернета в мире и в отдельных странах. Процесс становления информационного общества основан на доступности информации и современных технологий неограниченному числу пользователей. В большинстве развитых стран доступ предприятий к Интернету стал почти всеобщим, а среди крупных предприятий показатель проникновения достигает в них фактически 100%. Средние и крупные предприятия в развивающихся странах также активно пользуются Интернетом; малые предприятия и микропредприятия реже подключены к Интернету, особенно в сельских районах.

 

Таблица 1 Использование отдельных информационных технологий (ИТТ) в 2005 и 2015г. (на 100 чел. населения) [6]

 

 

 

 

 

 

 

Страны

Число

 

стационарны х телефонных линий

Число

 

пользователе й мобильных телефонов

Интернет-

 

пользовател и

Число

 

пользователе й широкополо сного Интернета

2005

2015

2005

2015

2005

2015

2005

2015

Развитые

 

страны


Бермуды

81,82

89,00

82,21

135,8

 

2

65,45

84,21

28,83

61,75

Канада

56,21

50,04

52,71

70,66

71,66

81,60

21,70

29,81

США

59,01

48,70

68,63

89,86

67,97

79,00

17,23

26,3

Великобритан

56,59

53,71

108,7

130,2

70,00

85,00

16,44

31,38

ия

5

5

Германия

66,38

55,41

96,04

127,0

 

4

68,71

81,85

13,07

31,59

Греция

56,44

45,81

91,75

108,2

 

2

24,00

44,40

1,43

19,83

Испания

44,85

43,20

98,38

111,7

 

5

47,88

66,53

11,60

22,96

Италия

42,69

35,67

121,8

135,4

35,00

53,68

11,63

22,13

7

2

Нидерланды

46,61

43,15

97,11

116,2

 

3

81,00

90,72

25,14

37,97

Франция

55,26

56,06

78,84

99,70

42,87

80,10

15,53

33,92

Финляндия

40,42

23,30

100,4

156,4

74,48

86,89

22,39

29,07

9

0

Швейцария

69,45

58,56

92,17

123,6

 

2

70,10

83,90

22,51

38,16

Израиль

44,46

44,16

117,4

133,1

25,19

67,20

18,62

25,14

5

1

Япония

45,93

31,94

76,34

95,39

66,92

80,00

18,44

26,91

Развивающиес

 

я страны

Алжир

7,82

8,24

41,54

92,42

5,84

12,50

0,41

2,54

Афганистан

0,36

0,45

4,35

41,39

1,22

4,00

0,00

0,00

Египет

14,12

11,86

18,37

87,11

11,70

26,74

0,19

1,82

Индия

4,40

2,87

7,91

61,42

2,39

7,50

0,12

0,90

Китай

26,80

21,95

30,09

64,04

8,52

34,30

2,86

9,42

Кувейт

22,30

20,69

100,5

 

7

160,7

 

8

25,93

38,25

1,10

1,68

Мадагаскар

0,52

0,83

2,85

39,79

0,57

1,70

0,00

0,02

Сингапур

43,23

39,00

102,7

 

8

143,6

 

6

61,00

70,00

15,38

24,72

Турция

27,85

22,27

64,00

84,90

15,46

39,82

2,33

9,75

Аргентина

24,41

24,74

57,28

141,7

 

9

17,72

36,00

2,40

9,56

Бразилия

21,43

21,62

46,35

104,1

 

0

21,02

40,65

1,74

7,23

Колумбия

17,84

14,71

50,77

93,76

11,01

36,50

0,74

5,66

Переходные

 

экономики

Армения

19,39

19,08

10,37

125,0

 

1

5,25

37,00

0,06

2,69

Азербайджан

12,74

16,33

26,11

99,04

8,03

35,99

0,03

5,44

Кыргызстан

8,73

9,41

10,74

91,86

10,53

20,00

0,05

0,29

Российская

 

Федерация

27,88

31,45

83,42

166,2

 

6

15,23

43,00

1,10

10,98

Туркменистан

8,38

10,31

2,21

63,42

1,00

2,20

..

0,01

Украина

24,86

28,47

63,96

118,6

 

6

3,75

23,00

0,28

8,06

Хорватия

42,38

42,37

82,16

144,4

 

8

33,14

60,32

2,62

18,25

Черногория

27,27

26,84

86,67

185,2

 

8

28,82

52,00

1,22

8,30




Исследования, проведённые Всемирным Банком, показали, что наибольшее число предприятий, которые используют в своей деятельности Интернет и компьютерное оборудование, работают в сфере услуг, среди которых большая часть – в сфере телекоммуникационных и информационных технологий.

Анализируя  тенденции   современного  технологического  прогресса, UNCTAD    выделила    следующие    тренды    развития    информационной экономики[6]:

Развитие широкополосного Интернета. По мнению UNCTAD, он сегодня становится столь же жизненно важным для развития бизнеса, как вода и электричество. Хотя использование данного фактора является проблемой для развивающихся стран в силу недоразвития их технологической базы.

Электронная коммерция. Наиболее быстро ее доля растет в развитых странах и настоящее время в операциях «бизнес - бизнесу» наибольший удельный вес занимают именно торговые сделки в виртуальном пространстве. Темпы роста этого вида деятельности составили около 10 % в год, например, в промышленном производстве и оптовой торговле. Около 90 % электронной коммерции приходится на США.

 Мобильная телефония. Это тот тип технологии, который оказался наиболее подходящим для развивающихся стран, в которых темпы роста числа пользователей мобильных телефонов обогнали соответствующие темпы в развитых странах (1, 2 млрд. чел. против 800 млн. в 2007 г.), хотя доля пользователей мобильников на 100 человек населения в развитых странах выше. Столь быстрое развитие этих технологий связано со снижением издержек в данной отрасли и распространением пользовательских схем, рассчитанных на средне- и низкодоходные сегменты рынка.

Экспорт компьютерных и информационных услуг. Это один из наиболее быстро растущих секторов, особенно в развивающихся странах. например, в конце XX – начале XXI вв. экспорт компьютерных и информационных услуг рос в 6 раз быстрее, чем экспорт услуг в целом. Доля развивающихся стран в этой области торговли растет очень быстро. Примером является Индия, за последнее десятилетие превратившаяся в одного из крупнейших экспортеров программного обеспечения.

В целом развитие ИТТ вносит существенный вклад в рост производительности как в развитых, так и в развивающихся странах. Большинство исследователей влияния ИТТ на микроуровне отмечают позитивные результаты их использования в производстве и увеличении рыночной доли, особенно если использование ИТТ подкрепляется организационными усовершенствованиями, повышением квалификации работников и инновационной деятельностью.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. 2000.

2.     Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции. - М.: Издательство МГУ, 1999.

3.Стюарт, Т. Интеллектуальный капитал – новый источник богатства организаций [Электронный ресурс] / Т.Стюарт // Экономика. Социология. Менеджмент.

4. Knowledge-based Economy //OECD. Paris, 1996.

 5. Information Economy Report 2007-2008. Science and Technology for Development: The New Paradigm of ICT. United Nations: New York And Geneva, 2007. www.unctad.org/ecommerce

6.    Information Economy Report 2006, 2010, 2015. Электронный ресурсhttp://www.unctad.org

7. Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations.N.Y.-L., 1997.