Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СДЕЛОК МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

   Наша страна ведет активную деятельность по интеграции в мировое экономическое пространство. Данные процессы идут в разных форматах и формах. Не отстают в этом процессе и энергетические компании Российской Федерации. Деловые связи между объектами энергетики всё чаще выходят на международный уровень. Этому способствуют различные причины, в том числе большая доля оборудования и комплектующих, производимых в других странах, используемых объектами энергетики. Использование оборудования таких копаний как Сименс (Siemens) стало скорее правилом, чем исключением. За последнее десятилетие все крупные объекты энергетики построены вблизи государственной границы, что предполагает широкую внешнеэкономическую деятельность и использование продукции объектов энергетики не только на территории Российской Федерации, но и в других странах. Кроме этого, в последние годы значительно возросло инвестирование проектов, и строительство новых объектов энергетики за рубежом, что так же увеличивает внешнеэкономическую деятельность.

   Внешнеэкономическая деятельность- совокупность организационно-экономических, производственно- хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках [3].

    Процессы внешнеэкономической деятельности объектов энергетики пошли столь стремительно, что потребовался отдельный приказ Министерства энергетики Российской Федерации, основанный на указе Президента Российской Федерации об упорядочивании данного процесса [2]. Данный приказ установил порядок получения акционерными обществами в сфере энергетики предварительного согласия Минэнерго России на выполнение отдельных требований иностранных органов, организаций и объединений.

   Рассматривая данный процесс как систему, в качестве элементов международной торговли можно выделить объекты энергетики, участвующие во внешнеэкономической деятельности. Часто их называют участники внешнеэкономической деятельности. Под иностранными или зарубежными партнерами следует понимать партнеров по деловым отношениям, зарегистрированных в других государствах.

   Увеличение сотрудничества с партнерами из других стран привело к увеличению различных рисков, например, срыву поставок, невыполнению обязательств или поставок оборудования, не соответствующего требованиям в нашей стране. Для того чтобы уменьшить такие риски, возможно, требуется создание системы проверки иностранных партнеров, как на отраслевом уровне, так и на уровне объектов энергетики, как отдельных хозяйствующих субъектов. Возможно, создание такой системы потребует частно-государственную организацию, как это сделали в США и Франции, возможно, полностью государственную как, например, в Японии и Китае. Но в любом случае, создание такой системы необходимо. Чаще всего информация, циркулирующая в таких системах это официальная информация, поступающая от компаний с дальнейшей перепроверкой. При этом механизм попадания в «черные списки» почти везде один и тот же, это неуплата налогов и других обязательных сборов или многократно повторяющаяся информация о мошенничествах и недобросовестном выполнении своих обязательств.

   На данный момент существуют различные способы проверки иностранных партнеров, но единой методики пока нет. Поэтому, объекты энергетики иногда заключают контракты с иностранными партнерами без таких проверок и на весьма рискованных условиях.

   Конечно, данный вопрос актуален не для всех объектов энергетики. Необходимость таких проверок возникает у непосредственных участников внешнеэкономической деятельности. Участниками внешнеэкономической деятельности могут стать следующие объекты энергетики:

·         объекты, которым может потребоваться закупка оборудования или комплектующих, такие объекты называют импортерами;

·         объекты, которые могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, т.е. становясь экспортерами.

·         При сотрудничестве объектов энергетики с участниками внешнеэкономической деятельности могут возникнуть следующие проблемы:

·         риск неуплаты денежных средств или неисполнения контрактных обязательств;

·         из-за языковых проблем, непонимание формулировок контракта или условий сделки, предложенных зарубежными партнерами;

·         сложность с проверкой зарубежных партнеров из-за удаленности главных офисов компаний партнеров;

·         договор сделки не имеет жестких требований к оформлению, например во многих странах, таких как Германия, Великобритания, США, под договором ставятся две подписи;

·         проверка зарубежного партнера осложняется тем, что в каждом государстве сведения о юридических лицах носят различную степень конфиденциальности, например, в странах, членах Европейского союза, сбор и передача информации о физических лицах запрещены, а выяснение каких-либо сведений о юридических лицах - прерогатива силовых ведомств и государственных структур.

   При выборе партнера и его оценке важно удостовериться не только в его надежности и добросовестности, но также нужно проанализировать перспективу долговременного сотрудничества. Следует учитывать то, что положение компании-партнера на внутреннем и внешнем рынках со временем может измениться, поэтому необходимо проводить постоянный мониторинг и анализ состояния иностранных партнеров.

    В процессе подготовки к подписанию договора с иностранными партнерами, так же как и с отечественными, необходимо обратить внимание:

· какая организационно-правовая форма иностранного партнера;

· подтверждаются ли сведения о государственной регистрации иностранного партнера официальными регистрирующими органами, при этом следует учитывать, что в ряде стран для ведения коммерческой деятельности не требуется обязательной регистрации;

· соответствует ли страна и адрес регистрации фактическому адресу;

· имеются ли лицензии на осуществление данного вида деятельности на территории Российской Федерации. В какой стране, кем и когда были выданы лицензии

· сведения о менеджменте компании, например, образование, компетентность, деловая репутация;

· рыночный статус, например, контролируемая доля рынка, имидж фирмы;

· дополнительная информация, такая как участие в нелегальных сделках, связи с международными преступными группировками;

· полномочия лица, имеющего право подписи и принятия решения в соответствии с законодательной базой станы партнера;

· анализ учредительных и иных документов, желательно также произвести их предварительную экспертизу.

   Подлинность документов может быть подтверждена с помощью специального штампа «апостилья».

   Апостиль (APOSTILLE) - это специальная форма заверения документов, которая была утверждена 5 октября 1961 года в «Гаагской конвенции». Апостиль является специальным знаком, проставляющимся на официальных документах, исходящих от учреждений и организаций стран-участниц Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов [1].

    Собранную информацию об иностранном партнере необходимо проанализировать и определить степень его надежности, как потенциального контрагента. Все потенциальные иностранные партнеры, по степени надежности, могут быть разделены на группы:

1.   Надежные партнеры. Если вся собранная в соответствии с указанными критериями информация является положительной, то это позволяет сделать вывод о том, что данный партнер выполняет свои обязательства и имеет высокую исполнительскую дисциплину по совершаемым сделкам.

2.     Партнеры средней степени надежности. Информация свидетельствует, что в большинстве случаев партнер старается выполнять свои обязательства, хотя отдельные случаи нарушения условий сделок могут иметь место.

3.    Партнеры с низкой степенью надежности. Как правило, не выполняют взятых на себя обязательств, используют нелегальные методы в своей деятельности, зачастую занимаются запрещенными видами деятельности, либо связаны с организованными преступными группировками.

   При проверке иностранных партнеров, для получения информационной справки, можно обратиться в консульство страны его регистрации. При посольствах ряда зарубежных государств в Москве существуют торговые представительства или отделы, которые могут дать некоторую информацию о компании. Однако, они, как правило, крайне неохотно представляют сведения по запросу юридических лиц и чаще всего предоставляют информацию только официальным органам Российской Федерации. Очевидно, что в системе проверки иностранных партнеров это следует учитывать, давая возможность делать такие запросы, например, для объектов энергетики от имени Министерства энергетики Российской Федерации. Кроме обращения в консульства можно обратиться в государственные структуры аналогичные нашей торгово-промышленной палате тех стран, где зарегистрированы иностранные партнеры.

Часть сведений об иностранных партнерах можно найти в открытых источниках. Для перевода текста с иностранного языка можно использовать специализированные программы или использовать надстройки к браузеру, например, переводчик Google (Интернет-ресурс - Googletranslate.google.ru/), однако, такой перевод, как правило, осуществляется с очень низким качеством. Поэтому, одна из важных компетенций, которой должен обладать специалист, проводящий подобные исследования, является знание иностранных языков.

Основными источниками открытой информации необходимой для проверки могут быть:

· информация, публикуемая иностранными компаниями, например, годовые отчеты, проспекты и каталоги, буклеты, бизнес-издания;

· материалы специализированных выставок, симпозиумов, семинаров в интересующих регионах и странах;

· ответы на запросы различных организаций, попавшие в Интернет;

· специальные справочники и базы данных, например, «Желтые страницы» (http://www.yellowpages .com/ или http://www.yp.ru/).

   Во многих странах существуют классификаторы, подобные тем, которые используют в Российской Федерации. Как правило, любое европейское государство имеет реестр примерно такой же, как наш ЕГРЮЛ. В Великобритании он называется «Палата компаний» (Companys House), в Голландии – «Торговый регистр» (Commercialregister). Эти базы данных в платном режиме открыты для пользователей всех стран.

    Кроме использования информации из реестров имеется большое количество информационных систем, специализирующихся на предоставлении информации о компаниях.

  Существует много других сайтов, где можно найти информацию по различным странам. Базы данных по компаниям в собственных странах имеются в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Грузии, Дании, Ирландии, Италии, Латвии, США, Финляндии, Чехии, Франции, Эстонии и многих других странах.

Из российских компаний, специализирующихся на услугах поиска информации об иностранных партнерах, можно отметить:

· База данных СПАРК - содержит информацию о компании, позволяет приобрести аналитический обзор по финансовому или товарному рынку. Данная база данных позволяет получить сведения о зарубежных компаниях из базы данных D&B. Интернет ресурс http://www.i-spark.ru/ru-RU/.

· Интергум. Экономическая безопасность бизнеса. Интернет ресурс http://www.integrum.ru/.

Так же, как при регистрации в Российской Федерации, в большинстве стран компании получают свидетельство о регистрации, в котором указывается регистрационный номер. Следует отметить то, что иностранное юридическое лицо имеет правоведения деятельности на территории России через свое представительство или филиал. Для этого необходимо пройти процедуру аккредитации. В настоящий момент аккредитующими  органами  являются  Торгово-промышленная  палата  Российской  Федерации  и  ФГУ

«Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». При проведении процедуры аккредитации иностранные представительства вносятся в «Сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний». Ведение реестра осуществляется Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации.

   В качестве совета, можно рекомендовать при формировании договора максимально его упростить, не перегружая излишней информацией, иначе много времени уйдет на подписание договора.

   Из приведенного материала можно сделать ряд существенных выводов.

1.    В связи с широким выходом объектов энергетики на внешний рынок требуется создание системы проверки иностранных партеров. Такая система может носить как государственное, так и частное партнёрство.

2.       Специалисты, проводящие проверку иностранных партеров должны обладать компетенциями, связанными с бизнес-аналитикой. Кроме этого желательно, что бы такие специалисты владели иностранными языками.

3.    Информационная справка по иностранным партерам, имеющая полную официальную и проверенную информацию может иметь содержание близкое к рекомендуемой международной форме BIR.

Список литературы

1.      В. В. Лопатин Русский орфографический словарь Российской академии наук. Сайт URL- http://www.gramota.ru/

2.      Приказ Министерства энергетики РФ от 25.02.2013 № 79 «Об утверждении Порядка выдачи предварительного согласия открытым акционерным обществам и их дочерним хозяйственным обществам на совершение действий, предусмотренных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2012 г. №  1285 «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности».

3.      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ».