Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Функционально-стоимостной анализ – это технология, позволяющая оценить реальную стоимость продукта или услуги безотносительно к организационной структуре компании. Как прямые, так и косвенные расходы распределяются по продуктам и услугам в зависимости от объема ресурсов, требуемых на каждом из этапов производства. Действия, производимые на этих этапах, в контексте метода ФСА называются функциями.

    Конечной целью использования функционально-стоимостного анализа будет являться поиск более экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов какого-либо практического решения. Рассмотрим практическое применение функционально-стоимостного анализа.

1.   Подготовительный этап.

    На данном этапе создаются наиболее благоприятные условия выполнения определенных аналитических исследований. Также выбирается будущий объект исследования, и временно группируются специалисты разных направлений для большего охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей исследуемого объекта. В случае отсутствия у специалистов знаний и навыков по ФСА их направляют на курсы изучения методики.

   На подготовительном этапе происходит разработка подробного календарного плана по выполнению исследования, формируются нормативные документы, связанные с проведением ФСА.  Таким документам могут являться: приказ руководителя на проведение анализа выбранного объекта, привлечение необходимых работников к выполнению данной работы, организация материальной заинтересованности работников по результатам анализа и много другое.

2.   Информационный этап.

   Основной решаемой задачей здесь является сбор, изучение и составление разнородных данных об исследуемом объекте. Такие данные отражают условия производства, реализации и потребления товара, удерживают все экономическую информацию и новейшие преимущества, связанные с исследуемым объектом.

   Информационный этап зачастую называют фундаментом ФСА, так как именно от полноты и достоверности информации об объекте зависит успех следующих этапов функционально-стоимостного анализа.

3.   Аналитический этап.

   На этапе аналитики происходит детализация исследуемого объекта на функции, дальнейшая их классификация и расчет стоимости каждой из них, то есть идет создание функционально-стоимостной модели объекта.

    В результате производимых исследований выявляются зоны с наибольшей концентрацией затрат или же наиболее интересуемые зоны с точки зрения задач ФСА. Далее формируются задачи усовершенствования исследуемого объекта с целью сокращения затрат на его производство и определяются дальнейшие направления исследования.

4.   Творческий этап.

   На творческом этапе производится разработка способов упрощения и удешевления технологии и конструкции изделия. Также решаются задачи совмещения функций, возможности исключения лишних функций, удешевления некоторых элементов конструкции, уточняются различные варианты выполнения главных функций, происходит отбор наиболее практичных вариантов реализации.

   В разработке подобных предложений принимает участие весь творческий коллектив. Все предложения регистрируются в доступном для всех желающих журнале. После этого происходит обсуждение и обоснование всех поступивших предложений участниками творческого коллектива. Существуют некоторые методы обоснования эффективности предложения, такие как метод «мозговой атаки», «мозгового штурма», синектический, морфологический, «Дельфы», ПАТТЕРН и другие методы.

   Метод «мозговой атаки» предполагает формирование идей всеми членами экспертной группы в творческом споре путем личного контакта специалистов. Продолжительность каждого подобного заседания должна составлять не более 45 минут, продолжительность генерирования 1-2 минуты. На первом этапе критика вносимых предложений не допускается. Разновидностью метода «мозговой атаки» является «мозговой штурм». В методе «мозгового штурма» одна определенная группа экспертов выдвигает свои идеи, а другая группа их анализирует.

    Синектический метод подразумевает под собой использование аналогий из других областей знаний и фантастики при формировании идей.

    Метод «Дельфы» заключается в анонимном опросе специальной подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с целью последующей статистической обработки материала. После подведения итогов опроса уточняется мнение экспертов по спорным вопросам. В результате проведенных мер обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.

    Для метода «Дельфы» характерна обособленность в работе и независимое мнение каждого члена экспертной группы. В данном методе исключается влияние психологических факторов, например внушение, мнение большинства или авторитетных лиц.

    Метод ПАТТЕРН означает помощь при планировании посредством количественной оценки технических данных. Сущность этого метода состоит в разбиении изучаемой проблемы на ряд подпроблем, отдельных задач и элементов, выстроенных в «дерево решений». Здесь выделяются коэффициенты важности каждого отдельного элемента, которые подлежат экспертной оценке. Оценки отдельных экспертов подвергаются открытому обсуждению. Метод ПАТТЕРН извлекает выгоду от делового взаимовлияния экспертов, не исключая негативные результаты конформизма.

   Морфологический метод основан на применении морфологических матриц. При помощи таких матриц происходит системный поиск взаимосвязей между всеми элементами матрицы в рамках изучаемой задачи. В левой части морфологической матрицы приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой части приводятся все возможные способы их осуществления.

   На финальном этапе обсуждения из всего общего количества предложений должно оставаться только 2-3 наиболее перспективных, по мнению специалистов, вариантов усовершенствования объекта. Выбранные предложения необходимо более детально исследовать, иногда и путем экспериментальной проверки.

    Творческий этап является решающим. В ходе именно творческого этапа происходит появление нового, более усовершенствованного объекта, выделяются его контуры.

5.   Исследовательский этап.

    Основной задачей исследовательского этапа является экспериментальная проверка выдвинутых предложений. При осуществлении проверки производятся необходимые технические, технологические и экономические расчеты, идет проверка соответствия нового полученного варианта продукта условиям его использования потребителями. В случаях, когда расчетов бывает недостаточно, создают исследуемые образцы продукта и происходит их проверка с точки зрения условий доставки до потребителя и эксплуатации.

6.   Рекомендательный этап.

   На данном этапе формируется окончательный выбор вариантов изменений объекта, не снижающий уровень его потребительских качеств. Происходит формирование необходимой документации для выбранного варианта усовершенствования, и согласуются все вносимые перемены с покупателями и поставщиками.

   Для организации производства нового вида продукции или модели продукции, необходимо согласовать все вопросы с органами Госстандарта, пожарными, санитарными, экологическими и другими службами.

   На данном этапе также разрабатываются планы и графики внедрения результатов анализа в производство. Нужная документация, носящая производственный характер, направляется технологическим, экономическим и другим заинтересованным службам.

7.   Этап внедрения.

   Это заключительный этап всего цикла ФСА. По его завершению должны быть решены все вопросы и проблемы, которые связаны с организацией производства нового варианта анализируемого объекта. Для занятых в производстве специалистов должны быть проведены курсы повышения квалификации, специалисты творческого коллектива должны осуществлять контроль освоения нового варианта продукта.

   Также на данном этапе подводятся результаты проведенной работы, формируется экономический эффект от ее выполнения, оформляется отчет об итогах анализа, находят решение вопросам материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов ФСА.

   Выполнение ФСА может существенно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей исследуемого объекта и технологии его производства. Однако общие принципы методологии сохраняются и выполняются.

 

Список литературы

1.     Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Минск, ООО «Новое знание», 2000г.