Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА В ТОРГОВУЮ ОТРАСЛЬ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.

Ведение бизнеса или управление каким-либо предприятием вслепую практически невозможно. Руководителю всегда нужно быть в курсе того, какой товар продается лучше, какова себестоимость этого товара, какой доход получает организация от продажи данного товара. Эта информация необходима всем без исключения организациям. Чтобы вести грамотный учет торговли, необходимо зафиксировать все озвученные данные. Некоторые ведут учет на бумаге, некоторые составляют таблицы на базе компьютерной программы типа Excel, большинство меняют базовую конфигурацию программы 1С: Предприятие для целей управленческого учета.  Наиболее  современные  руководители внедряют так называемые  системы управленческого учета, которые позволяют автоматизировать сбор данных и в нужный момент времени увидеть цельную картину деятельности торговой организации в цифрах. [11, с.75]

Распространено такое убеждение, что управленческий учет достаточно сложен и поэтому только крупные торговые организации могут и должны внедрять его в свою работу. Небольшие исследования данного вопроса говорят о том, что на самом деле, «по-настоящему» только десять процентов организаций действительно внедряют управленческий учет в свою работу. Хотя даже индивидуальный предприниматель, владелец небольшой сети каких-нибудь закусочных в определенный момент может обнаружить, что записывать данные о продажах на бумаге уже недостаточно для учета расходов, прибыли и эффективной работы в целом. Это закономерно: если увеличивается количество товара или количество торговых точек, то на элементарную инвентаризацию уходит большое количество времени. Кроме того, при такой системе не может быть оперативного анализа спроса на определенные товары. Естественно, это непосредственным образом отражается на прибыли. [5, с.59].

Поэтому в любой торговой отрасли необходимо организовать управленческий учет по всем правилам.

Многие предприниматели и бизнесмены торговых отраслей, чувствуя необходимость управленческого учета, устанавливают сканеры штрих-кодов с упаковок товаров, чтобы автоматизировать контроль продаваемого товара. Но этого ни в коем случае недостаточно для внедрения управленческого учета. Для эффективного управления предприятием, необходимо иметь возможность оперативного получения информации по трем позициям важнейшим торговым позициям: себестоимость товаров, ассортимент товаров и движение денежных средств. [7, с.97]

Три озвученных раздела управленческого учета связаны друг с другом самым непосредственным образом, причем между ними постоянно происходит информационный обмен. Если организация ведет учет только по одному из указанных направлений, то руководитель вряд ли увидит объективную и целостную картину продаж. Например, отчет о продажах не даст целой  картины работы организации, поскольку руководитель не увидит изменение спроса на конкретные товары, а также количество проданных товаров. [9, с.36]

Основа управленческого учета - структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. Хорошо известно, что поиск и анализ данных - одна из прямых обязанностей службы маркетинга. Но очень часто маркетологи ограничиваются сбором только внешней информации - о конкурентной среде, ценах на отраслевом рынке и т. д. Цель управленческого учета - так называемый внутренний маркетинг, подразумевающий кропотливую работу по изучению самого предприятия. С его помощью можно составить полную картину финансово-экономического состояния компании в любой момент времени, выяснить запас ее прочности, определить потенциал и перспективы развития. [10, с.61]

Управленческий учёт внедряется именно для повышения эффективности управления предприятием, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например налоговой инспекцией. Это принципиальное отличие. Поэтому нельзя поручать вести управленческий учёт бухгалтерии. Эту работу должен возглавлять планово-экономический отдел или финансовый директор компании.

Рыночные отношения, а также сами процессы внутри торговой организации, достаточно динамичны. Постоянно меняется спрос на товары, темпы производства продукции, меняется себестоимость и издержки, производительность оборудования тоже не является неизменной величиной. В любой ситуации необходимо грамотное решение руководителя.

Без системы управленческого учета организация может столкнуться с тем, что для производства нужного количества товара не хватит сырья, закупку которого неправильно рассчитали. Тогда организация может потерять покупателей, в пользу своих конкурентов. Или возможна обратная ситуация, когда закупается лишнее сырье и материалы, не участвующие в обороте и не приносящие дохода. [10, с.68]

Внедрение системы учета ассортимента позволяет решить подобные проблемы.

Важной составляющей такой системы является стратегическое планирование. Любая торговая организация стремится к эффективному распределению своих средств с учетом изменений и возможностей рынка и своих возможностей в частности. [10, с.60]

Текущее управление является другой важной составляющей. Процесс текущего управления подразумевает непрерывное наблюдение за ассортиментом. Если возникает необходимость коррекции планов организации в связи с возникшей конкретной ситуацией, то это возможно сделать очень оперативно. Для управления ассортиментом в торговых организациях разрабатывают собственный классификатор товаров. Это особенно важно для организаций, ассортиментный перечень которых составляет тысячи наименований. Процесс такой классификации позволяет разделить товары на взаимозаменяемые и невзаимозаменяемые. [4, с.81]

Для быстрого анализа нежелательно заносить большое количество товара в каждый раздел классификатора, объемы продаж по позициям каждого раздела классификатора должны быть сопоставимы. Грамотное составление классификатора товаров позволит избежать стратегических ошибок в дальнейшей работе. Собранная и проанализированная информация позволит составить планы продаж и необходимых закупок.

Цель любой организации - получение наибольшей прибыли. Одна из возможностей ее достижения - выявление и сокращение издержек. Но бухгалтерская информация не позволяет сократить издержки в полной мере, поскольку бухгалтерский учет регистрирует только факты. [7, с.42]

Чтобы эффективно управлять затратами, нужно учитывать[7, с.42] все детали для расчета себестоимости. При этом опять необходимо классифицировать затраты. Динамический метод расчета себестоимости предполагает следующие этапы: снабжение, производство и реализация продукции.

Процесс формирования  себестоимости товара должен предполагать срочное принятие мер по снижению затрат на каждом этапе. Налаженная система управленческого учета поможет руководителю всегда знать, как меняется себестоимость любой товарной позиции, по группе наименований товаров или по всей продукции.

Анализ слагаемых себестоимости товара на каждом уровне поможет определить снижение накладных расходов и изменение разницы между ними и прибылью. Поэтому управленческий помогает учет сделать вывод о том, насколько эффективно производство товаров и их продажа.

Внедрение управленческого учета поможет распределить все денежные средства между структурными подразделениями организации, которым проще будет организовывать и контролировать их движение. Такие подразделения называются центрами финансовой ответственности (ЦФО).

Такой учет при помощи ЦФО позволяет менеджерам знать о положении дел в своем подразделении и принимать грамотные и быстрые решения, что не всегда способен сделать руководитель организации. Сотрудники более заинтересованы в результатах своего труда, в крупных компаниях топ-менеджеры освобождается от необходимости ежедневного решения мелких вопросов и сосредоточены на стратегических задачах.

Недостаток ЦФО в том, что руководитель подразделения может принять решение, которое соответствует целям его ЦФО, но не соответствует целям всего предприятия. [2, с.125]

Для устранения таких недостатков в организации создают сбалансированную систему показателей, в которой в цифрах описывают общие стратегические цели, которые перед ней стоят (например, увеличить за год продажи в два раза) и составляют план действий для достижения заданных ориентиров для руководителей всех подразделения. Это управленческий учет, при внедрении которого определяют, кто будет ответственным за его ведение. Чаще всего это финансовый директор компании, который должен будет выполнить три задачи: разработка динамического метода расчета себестоимости и применения его в работе; разработка системы классификации ассортимента и способов подсчета затрат; создание компьютерной системы учета и анализа данных о деятельности предприятия.

Внедрение управленческого учета сопровождает детальное изучение деятельности каждого подразделения организации, при котором может выясниться, например, дублирование отделов или целей подразделений, при этом важные вопросы остаются без рассмотрения. Управленческий учет предполагает изменение при необходимости организационной структуры организации на более рациональную и экономичную. Возможно появление новых подразделений, например, маркетингового отдела. [1, с.64]

Проведение первичной диагностики и анализ ситуации в организации позволяет разработать механизм сбора информации и провести обучение сотрудников, которые задействованы в учете хозяйственной деятельности организации. Это поможет создать базу данных, с помощью которой будут периодически проводиться необходимые расчеты.

Данные в цифровом выражении, показывающие развитие и функционирование организации, можно рассчитывать еженедельно или ежемесячно. Идеален вариант, при котором руководитель торговой организации всегда может посмотреть и проанализировать текущее состояние всей экономики своей фирмы. Поэтому необходимо как можно чаще обновлять всю информацию. При этом не важно, как она будет выглядеть. Каждая отдельно взятая организация должна определить эти сроки, соответствуя внутрифирменным стандартам. Полученные данные должны быть удобны и понятны для принятия управленческих решений.

Сбор и обработка информации в маленькой торговой фирме может проводиться вручную, но это всегда трудно и неэффективно. Спектр компьютерных технологий предлагает широкий спектр специально созданных программ, которые позволят осуществить быстрое внесение в память компьютера данные, иллюстрирующие движение товаров и денежных средств. [2, с.234]

Выбор автоматизированной системы управленческого учета осуществляется в прямой зависимости от величины организации, также имеет значение специфика торговой деятельности и отрасль торговли компании. Стоимость такой системы не может быть выше самого эффекта её использования для целей управленческого учета. Поэтому выбор программного продукта для автоматизации управленческого учета в организации должен тщательно продумываться руководителем организации.

Таким образом, внедрение управленческого учета в любую торговую отрасль поможет руководителям и сотрудникам снизить затраты на производство и организацию продаж, грамотно рассчитать необходимые затраты, соответственно, урегулировать работу всей организации и ее подразделений, и увеличить прибыль.

Список литературы

 

 

1.Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность: Постановка и внедрение / И.В. Аверчев. - М.: Вершина, 2015.-189с.

2.Баканов М.И., Чернов В. А. Управленческий учет. Торговая калькуляция. - М.: Юнити-Дана, 2014.- 307с.

3 .Бахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. 5-е изд. / Бахрушина М.А. - М.: Омега-Л,2014-808с.

4.Горелик О.М. Управленческий учет и анализ: Учеб. пособие / Горелик О.М., Парамонова JI.A., Низамова Э.Ш. - М.: КноРус, 2015. - 196с.

5.Иванов В.В. Управленческий учет для эффективного менеджмента. / Иванов В.В., Хан О.К. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 178с.

6.Маркарьян, Э. А. Маркарьян, С. Э. Герасименко Г. П. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие - М.: КноРус, 2014. - 180с.

7.Николаева Т. И. , Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учебное пособие – М.: КноРус, 2014.- 209с.

8.Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета) / Палий В.Ф. - М.: ИНФРА-М, 2015. -390с.

9.Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: Учебное пособие - М.: КноРус, 2014. -160с.

10. Петрова В., Корзоватых Ж.М. Влияние особенности деятельности торговых предприятий на систему управленческого учета. В сборнике: Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. 2017. С. 59-61.

11.Петрова В., Корзоватых Ж.М Управленческий учет как инструмент формирования и поддержки управленческих решений.В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-78.