Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК СПЕЦИАЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАДАНИЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

   Аудит налогообложения является одним из наиболее популярных новых направлений  аудита в современных российских условиях. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» его можно определить как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам [3], а в соответствии с методикой «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» - как налоговый аудит [2].

   Согласно пп. 3 п. 1 ст . 23 Налогового Кодекса РФ каждая организация – налогоплательщик обязана «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения». Данное определение означает, что любая организация, находящаяся и ведущая свою деятельность на территории РФ, должна в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи. Своевременное и правильное исчисление налогов требует от руководства экономического субъекта под воздействием административной и уголовной ответственности постоянного контроля за деятельностью внутренних служб.

   В современной отечественной экономике среди многообразия налогов и сложности исчисления налоговых баз, налоговый аудит является важным инструментом, влияющим на снижение налоговых издержек и налоговых рисков, а также позволяет сделать вывод относительно правильности исчисления и уплаты налогов. Данные факторы свидетельствуют об огромной роли налогового аудита как для собственников предприятия, что обеспечивается  объективностью  оценки  исчисления  налогов,  так  и  для  различных  заинтересованных пользователей, снабжая их достоверной информацией о фактическом финансовом положении дел на предприятии[4].

   Что касается российского законодательства, то в настоящее время проведение налогового аудита регулируется Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 11.07.2000. В соответствии с данной методикой под налоговым аудитом понимается выполнение специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды [2]. На наш взгляд, данное определение наиболее полно отражает сущность налогового аудита как специального аудиторского задания.

   Данная методика носит рекомендательный характер и рассматривает следующие задачи: определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита; определение основ взаимоотношений аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита; определение ответственности сторон при проведении налогового аудита; определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

    Появление данного стандарта было обусловлено тем, что в процессе проведения аудита большинство российских аудиторов обращают наибольшее внимание на налоговые проблемы, в т.ч. по просьбам аудируемых организаций. Спрос на данный вид услуг вполне обоснован – переплачивать в бюджет налоги или уплачивать штрафы организации не намерены. Создание стандарта сопровождалось многочисленными дискуссиями, так как он регулирует очень сложную сферу взаимоотношений «экономический субъект – налоговые органы – аудиторские организации».

   Основным и главным аргументом, работающим против разработки данного стандарта, являлся тот фактор, что налоговый аудит относится к специальным аудиторским заданиям и, следовательно, попадает под регулирование разработанного ранее Правила (стандарта) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», который имеет прототип в международном стандарте аудита 800

   «Аудиторский отчет (заключение) по соглашениям на аудит специального назначения» (МСА 800), где специальный «налоговый» стандарт отсутствует [1]. Аргументы за разработку данного стандарта указывали на возрастание роли налогового аудита в современных российских условиях и, не учитывая обстоятельство, что специальные аудиторские задания являются частным случаем сопутствующих аудиту услуг, в системе отечественных правил (стандартов) налоговому аудиту посвящен отдельный стандарт.

   Существует мнение, что термин «аудит» относится только к проверке бухгалтерской отчетности организации, а термин «налоговый аудит», как и «управленческий аудит», «операционный аудит», «аудит на соответствие» - не имеет права на существование [5]. На наш взгляд, понятие «аудит» можно использовать как в широком, так и в узком смысле слова, так как специалисты по аудиту и разработчики нормативных документов нуждаются в обобщающем термине, который означал бы как проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и результатов смежных видов деятельности (Рисунок 1).

В узком значении налоговый аудит – проверка налогового учета, налоговой отчетности в рамках общего аудита.




Рис.1. Виды коммерческой деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

В широком смысле – к налоговому аудиту как специальному аудиторскому заданию можно отнести три самостоятельных направления аудиторских услуг: проверку состояния учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, оценку организации налогового учета и его эффективности, налоговый консалтинг.

Стабильное финансовое положение экономического субъекта во многом определяется величиной его налоговых обязательств и существенностью налоговых рисков. Данные факторы указывают на возрастание роли налогового аудита как самостоятельного направления аудиторской деятельности [4]. Необходимость налогового аудита как специального аудиторского задания обусловлена следующими причинами:

–      сложностью системы налогообложения,часто меняющимся  налоговым  законодательством, следовательно, возрастает появление налоговых рисков;

–      стремлением организаций получать аудиторские  консультации  по вопросам налогового администрирования с целью снижения налоговой нагрузки.

Данные причины определили появление нового вида услуг в аудиторской деятельности – налогового аудита как специального аудиторского задания, представляющего собой системную модель взаимосвязанных услуг, включающей проверку и  выражение мнения  о достоверности налоговой отчетности, налоговое консультирование оптимизацию налогообложения, постановку налогового учета, прогнозирование и планирование.

Список литературы

1.      Международный стандарт аудита 800 «Аудиторский отчет (заключение) по соглашениям на аудит специального    назначения».    [Электронное    издание].    Доступ    из    справ.-правовой    системы«КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.05.2014).

2.      Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобр. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол от 11.07.2000 № 1. [Электронное издание]. Доступ из справ.-правовой системы

«КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.05.2014).

3.      Об аудиторской деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 № 307-ФЗ: [принят Гос. Думой 24.12.2008 г.: одобр. Советом Федерации 29.12.2008. [Электронное издание]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.04.2014).

4.      Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2008. - 381 с.

5.      Сафонова М.Ф. Практический аудит: учеб. пособие / М.Ф. Сафонова, С.И. Жминько. – Ростов н/Д: Феникс,2011. – 509 с. [Рек УМО].