Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ АГЕНТСКИХ КОНФЛИКТОВ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Агентские конфликты, как и агентские отношения, были сформулированы и получили  свое теоретическое обоснование в трудах ученых-финансистов в 20 веке. Хотя, начало будущей агентской теории можно найти на страницах труда А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором утверждается, что усилия наемных работников не могут быть соотнесены с аналогичным вкладом собственников.

   Высказывания об агентских отношениях между собственниками и менеджерами крупных компаний (корпораций) встречаются в трудах A. Берле, С. Майерса, Д. Минза, М. Дженсена, У. Меклинга, Д. Хорригана и других ученых. Согласно С. Майерсу, основными приоритетами менеджеров на практике являются стабильность положения, материальное вознаграждение и привилегии (различные нематериальные выгоды). Поэтому часто они ограничиваются удовлетворяющим поведением, например, выполняют только необходимые минимальные условия акционеров для сохранения своего стабильного положения, но не стремятся к максимизации благосостояния собственников (что является основной целью с точки зрения стратегического финансового управления компанией).

    В любой крупной компании (корпорации) исполнительные функции управления находятся обособленно от функций владения, что и является основной причиной возникновения агентских конфликтов. Достаточно полная классификация агентских конфликтов представлена в диссертации Курузова М.В. В таблице ниже приведем данную классификацию по различным критериям:


Таблица 1 Классификация агентских конфликтов

  

Критерий классификации

Типы агентских конфликтов

1.По субъектам, участвующим в конфликте

Конфликты между: акционерами и менеджерами, акционерами и миноритарными акционерами,

акционерами и аудиторами,

головной организацией и дочерними предприятиями, головным офисом и структурными подразделениями, между функциональными подразделениями

2. В зависимости от места возникновения конфликта

Внешние и внутренние конфликты

3. В зависимости от направлений проблематики

- Конфликты в результате проявлений ассиметричности информации;

- Конфликты, связанные с моральным аспектом;

- Конфликты, в основе которых лежит непринятие риска;

- Конфликты разнонаправленных интересов на различных временных горизонтах

4. В зависимости от способа решения конфликтов

Конфликты, решаемые при помощи методов:

- стимулирования;

- контроля;

- стимулирования и контроля.

5. В зависимости от наличия агентских затрат

- Конфликты с нулевыми агентскими затратами;

- Конфликты с агентскими затратами, не превышающими расходов на контроль и поощрение агентов;

-   Конфликты с агентскими затратами, не покрывающими издержек на контроль и премирование менеджеров

6. В зависимости от распределения прибыли

Конфликты по поводу распределения:

- операционной прибыли;

-   нераспределенной прибыли;

-   реинвестированной прибыли

 

    Агентские конфликты порождают агентские затраты (агентские расходы, агентские издержки), величина которых напрямую зависит от неэффективного использования активов, вложения инвестиций, неоправданных затрат различного вида ресурсов, а также недостаточных усилий со стороны менеджеров, что приводит к падению доходов и прибыли компании.

   Теплова Т.В. разделяет агентские затраты на фактические издержки собственника, связанные с передачей полномочий управления к менеджерам, внедрением и обслуживанием систем мониторинга, и упущенную выгоду, являющуюся следствием действий и решений агентов в собственных интересах.

    Агентские затраты также классифицируются по ряду признаков, они рассматриваются в ряде работ по финансовому управлению компанией, не являясь предметом подробного изложения в данной работе. В целом можно отметить, что агентские затраты будут оправданы до тех пор, пока они перекрываются ростом прибыли предприятия (корпорации). Кроме того, к агентским издержкам не относятся потери, связанные с некомпетентностью менеджеров.

    Возвращаясь к агентским конфликтам, уделим внимание способам и методам смягчения и разрешения этих конфликтов. Существуют два источника смягчения агентских конфликтов:

1)      создание схем материального вознаграждения менеджеров;

2)      создание и использование механизма мониторинга деятельности менеджеров.

   В обоих случаях для разрешения возникающих агентских конфликтов используются механизмы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров и в интересах кредиторов, то есть сюда относят стимулы, ограничения либо наказания. В развитых странах в качестве инструментов сглаживания агентских конфликтов используется система внутренних регламентов и кодексов корпоративного поведения.

   Многими экономистами (финансистами) разрабатываются способы оптимизации агентских конфликтов и минимизации их отрицательных эффектов. Здесь речь идет об управлении конфликтами, а также управлении агентскими затратами.

   Проведя анализ литературы по данной тематике, можно отметить, что исследователи делают основной упор на нахождение подтверждения или же опровержения предполагаемым взаимосвязям между факторами, указывающими на наличие агентских издержек, и финансовыми показателями деятельности предприятия.

   Несмотря на небезупречность усилий, предпринимаемых государством в части определения «правил игры» в области корпоративных отношений, тенденция последних нескольких лет – существенная активизация законотворческой деятельности государства в целях исключения нормативных предпосылок возникновения и развития корпоративных конфликтов. Сюда можно отнести и поправки в Закон «Об Акционерных Обществах», изменение ставки налога на дивиденды и др. нормативные акты.

   Таким образом, подводя итог по данной теме, можно отметить, что для разрешения агентских конфликтов было бы лучше и правильней проводить стимулирование менеджеров, нежели осуществлять полный контроль над качеством их руководства.

   Сформулируем алгоритм действий для корпоративного финансового менеджмента с целью предотвращения и снижения неблагоприятных последствий агентских конфликтов между основными агентскими группами:

1 .Создание фирменных стандартов  внутри корпорации. Данные стандарты могут быть включены в различные корпоративные Кодексы, они могут быть частью финансовой, кредитной, дивидендной и инвестиционной политики, но в любом случае они должны отстаивать интересы собственников, менеджмента, наемного персонала, организовывать их эффективную совместную деятельность.

2 .Формирование эффективной системы стимулирования менеджеров. Данная система непременно должна быть построена на основе показателей результативности и эффективности деятельности предприятий и организаций.

3 .Утверждение критериев возможного увольнения менеджеров. Здесь имеются в виду факты использования власти исключительно в своих интересах.

4 .Разделение функций по управлению денежными потоками. Управлением денежными потоками должны заниматься специальные менеджеры структурных подразделений, следует выделить централизованные функции.

   И в заключении следует отметить, что собственники корпораций (предприятий) и менеджеры находятся в тесной связи, оказывая друг на друга как прямое, так и косвенное влияние, что приводит к конфликтам из-за несовпадения интересов. Решение таких конфликтов  должно стоять на  первом месте для  удовлетворения интересов обеих сторон, укрепления конкурентных преимуществ предприятия на рынке, и обеспечения его стабильного развития.

Список литературы

1.     Бригхем Ю., Гапенски Л.. Финансовый менеджмент./Перевод с англ. под ред. Ковалева В.В., СПб.: Питер, 2009.

2.     Иванова О.И., Савченко Н.Л. Повышение значимости интеллектуального капитала при внедрении системы бюджетирования. Креативный менеджмент: Научно-практический журнал. Выпуск №2. Человеческий капитал в условиях мировой нестабильности – Екатеринбург: УрГИ, 2015 г. – с.57-60.

3.     Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели /Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. М.: Проспект, 2014.

4.     Ковалев В. В., Либман А. В. Управление агентскими издержками в корпорации: введение в проблему// Вестник С.-Петербургского ун-та, 2001. Сер.5. Экономика. Вып.4.

5.     Шевченко И.В., Курузов М.В. Внутрикорпоративные агентские конфликты и их классификация, Финансы и кредит, 2014, №10, с.25-30.

6.     Теплова Т.В. «Корпоративные финансы»: учебник для бакалавров. М.: ИД Юрайт 2013.