Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ: ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции отечественных субъектов хозяйствования возрастает актуальность и значимость применения современных технологий управления компанией от которых будет зависеть стратегические ориентиры роста. Долгосрочная стратегия роста компаний направлена на расширение деятельности, повышение эффективности и деловой активности. Корпоративный рост является главным приоритетом динамично развивающейся компании, цель которой соответствовать современным экономическим реалиям. Менеджеры российских компаний имеют определенный опыт разработки планов и прогнозов, оценки текущего финансового состояния предприятия и перспектив его развития, что, безусловно, нельзя не учитывать. Однако, с изменением экономических условий, необходимость формировать долгосрочную стратегию роста компании, учитывающую не только российскую практику, но и достижения мировой науки, приобретает особое значение [4, с. 105].

     Рост компании достаточно многоаспектное и многогранное понятие. В самом общем виде под ростом понимают [5, с. 769]: 1) увеличение в числе, в размерах, прирост, развитие; 2) усиление, укрепление; 3) возрастание, выращивание; 4) существование в процессе развития; 5) процентная прибыль на отданные взаймы деньги; 6) рост-падение, как оценка чистых активов, цены которых выросли или упали в течение определенного периода, а их графическое изображение демонстрирует общую тенденцию развития фондового рынка [2, с. 622]; 7) рост внешний – рост фирмы путем слияний и поглощений, создания современных предприятий, выступает в виде горизонтального, вертикального либо диверсифицированного расширения [1, с. 553]. Теоретически понятийный аппарат и проблемы роста компании можно рассматривать с позиций различных научных школ и направлений. Для объективного исследования любого экономического процесса необходима классификация по различным признакам, которые помогут более глубоко разобраться в причинах изучаемого явления, оценить возможные варианты развития  и роста хозяйствующих субъектов. Так как корпоративный рост очень многогранен, то и единой классификации нет. На наш взгляд для целей систематизации рост фирмы необходимо условно разделить на две группы. Первая группа классификационных признаков будет отражать рост, который присущ лишь для компаний растущих органически (или внутренний рост) без учета сделок на рынке корпоративного контроля. Вторая группа – классификация внешнего (неорганического) роста с учетом сделок на рынке корпоративного контроля включая слияния и поглощения.

 

7   URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pdf - официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (дата обращения 11.05.2013). 

8 URL: http://www.kommersant.ru/doc/2092640/print - официальный сайт газеты «Коммерсантъ» (дата обращения 11.05.2013).

    Внутренний рост может быть двух типов: экстенсивный (количественный) и интенсивный (качественный). Первоначально такая типизация характеризовала макроэкономический рост (на уровне национальных экономик), однако впоследствии данная классификация нашла адекватное отражение в микроэкономике. Экстенсивный рост характеризуется количественным увеличением ресурсов компании и не связан с инновациями. Интенсивный рост связан с качественными изменениями как в управлении фирмой, так и в техническом и технологическом плане.

    Внешний рост компании предполагает сделки на рынке корпоративного контроля. Чаще всего под ними, как в западной, так и в отечественной литературе, имеются в виду сделки слияний и поглощений. Однако, мы полагаем, что сам рынок нельзя сводить только к слияниям и поглощениям, это понятие более широкое. В первую очередь это сделки с финансовыми активами, направленные на реорганизацию хозяйствующего субъекта; во-вторых, это купля-продажа финансовых активов с целью преобразования акционерного общества; в-третьих, сделки, направленные на реструктуризацию группы компаний; в- четвертых, сделки, приводящие к изменению структуры и направлений денежных потоков; в-пятых, покупка/продажа реальных активов и сегментов бизнеса. В целом – это экономические отношения, формирующиеся в ходе конкурентной борьбы за возможность использования и распределения активов.

     С точки зрения контроля, инвестирования и обязательств, слияние и поглощение являются наиболее жесткими формами интеграции. Эти формы затрагивают все стороны деятельности, имеют наиболее сложную процедуру сделки и, следовательно, могут повлечь максимальное количество негативных последствий для объединяющихся компаний. В сделках на рынке корпоративного контроля можно выделить два основных направления – интеграционные и дезинтеграционные сделки. К интеграционным сделкам относятся, прежде всего, слияния и поглощения, которые можно классифицировать по следующим критериям.

Во-первых, права акционеров в зависимости от степени участия:

-    полное приобретение (100% доля) – при полном приобретении покупатель приобретает полный контроль над компанией;

-    поглощение (75% -100%) – установление контроля над компанией: акционеры приобретают право принимать на общем собрании акционеров вопросы о размещении, приобретении обществом собственных акций, вносить изменения в устав, утверждать крупные сделки и рассматривать вопросы о ликвидации и реорганизации общества;

-      покупка (50-75%) – приобретение контрольного пакета наделяет акционеров кворумом для проведения годового общего собрания акционеров;

-   партнерство (50%-доля) – приобретение 50%-доли в компании, достижение равноправного контроля (50%). Считается, что установление равноправного контроля может привести к осложнению процесса принятия решений по причине отсутствия доминирующего собственника;

-   влияние (25%-100%) – приобретение блокирующего пакета акций позволяет блокировать невыгодное решение общего собрания акционеров в случаях, когда за принятие решение на общем собрании должно быть подано не менее 3/4 голосов (например, изменения в устав, реорганизация, ликвидация);

-    участие (доля до 25%) - приобретение доли в акционерном капитале, достаточной для вхождения в совет директоров.

Во- вторых, по степени изменения корпоративного контроля (размеру доли) сделки слияния и поглощения делятся на:

-   слияние активов - объединение компаний с передачей собственниками в качестве вклада в уставной капитал прав над своей компанией и сохранением их организационно-правовой формы;

-   консолидация - увеличение доли одним из акционеров в компании. Особенность консолидации - такие сделки не приводят к фундаментальным изменениям в компании, а служат способом  установления или усиления контроля за деятельностью.

В-третьих, по отраслевой/операционной направленности выделяют [6]:

-   горизонтальные: между компаниями одной и той же отрасли, на одинаковых ступенях производства.

Целью является экономия на масштабах производства;

-   вертикальные: между компаниями на разных ступенях производства, но одной отрасли. Проведение вертикальных слияний способствует экономии на вертикальной интеграции, контроле цен;

-     конгломератные: слияния компаний из разных отраслей, либо компании одной отрасли, но не связанные между собой прямыми экономическими отношениями (не являющихся конкурентами, поставщиками или потребителями друг для друга).

В свою очередь можно выделить следующие виды конгломератных слияний:

1)        слияние с расширением продуктовой линии (productlineextensionmergers) – объединение неконкурирующих продуктов, каналов реализации и процессов производства;2) слияние с расширением рынка (marketextensionmergers) - приобретение дополнительных каналов сбыта продукции, например, торговых точек в регионах или географическая диверсификация, ранее не охваченных дистрибуторской сетью компании;3) чистые конгломератные слияния - сделка проводится с целью диверсификации деятельности;4) концентрические (или родственные) слияния и поглощения – объединение компаний, находящихся в одной отрасли, но предоставляющих разные типы услуг/продукции для разных потребителей и сегменты рынка (например, слияние банка и страховой компании).

    В-четвертых, по характеру предложения о совершении сделки слияния и поглощения можно разделить на дружественные и враждебные. При дружественном поглощении приобретающая сторона обращается к совету директоров объекта сделки с намерением о приобретении акций. Если совет директоров решает, что условия сделки благоприятны для компании, он предлагает их на рассмотрение акционерам. При враждебном поглощении приобретающая сторона добивается проведения сделки даже после ее отвержения советом директоров приобретаемой компании, либо обращается с предложением напрямую к мажоритарным акционерам, или выкупает акции компании на рынке.

     В-пятых, в зависимости от приобретающей стороны, сделки разделяются на: 1) сделки, совершаемые стратегическими инвесторами. К стратегическим инвесторам относятся конкурентов компании, обладающих схожим производством/оказывающие схожие услуги, игроков  смежных отраслевых  либо географических рынков, для различных целей. Стратегический инвестор, как правило, заинтересован в влиянии на стратегию приобретаемой компании, участии в управлении или получении контроля над компанией, а также в долгосрочном владении бизнесом и реализации синергетического эффекта и интеграции после сделки; 2) сделки, совершаемые финансовыми инвесторами. Финансовые инвесторы - фонды прямых инвестиций, венчурные фонды, частные инвесторы, банки. Они совершают сделки в расчете на рост стоимости купленного пакета в компании и  его дальнейшей перепродажи. Финансовые инвесторы не преследует своей целью управлять приобретенной компанией, что создаёт  определенное преимущество данного типа сделки для приобретаемой компании. Финансовые инвесторы могут быть полезны для повышения капитализации и прозрачности компании - если это крупный международный фонд прямых инвестиций, его участие повышает уровень доверия к компании.

В-шестых, в зависимости от механизма проведения сделки, выделяют четыре основные формы проведения сделок по слиянию и поглощению:

-   приобретение активов. При этой форме покупатель покупает активы приобретаемой компании. Этот способ, как правило, используется при продаже части бизнеса. Основное преимущество: приобретение покупателем только необходимых активов, а не компании целиком. Недостатки: большие финансовые и временные издержки, необходимость в ряде случаев согласования сделки с третьими сторонами;

-   приобретение акций. При этой форме покупатель приобретает акции продаваемой компании исходя из определенной стоимости. Преимущество: меньшие по сравнению с покупкой большого объёма активов финансовые расходы и налоговые платежи. Недостаток - необходимость согласования сделки с большинством акционеров и переход всех обязательств к покупателю;

-   слияние путем обмена акциям. При таком слиянии акции одной из сторон сделки обмениваются на акции другой стороны в определённом соотношении. В результате компания-эмитент дополнительных акций становится головной компанией, а другая компания – дочерним предприятием;

-   дочернее слияние. Покупатель создает специальную дочернюю компанию, которая затем сливается с приобретаемой компанией, тем самым происходит разграничение активов и обязательств.

    Сделки на рынке корпоративного контроля охватывают не только интеграционные процессы (слияния и поглощения), но куплю-продажу бизнеса, которая проявляется и в стратегии выхода из бизнеса (дезинтеграционные сделки), ичаще всего сопровождается реструктуризацией компании. Может возникнуть закономерный вопрос о логичности включения такого рода сделок в классификацию корпоративного роста. На наш взгляд такое включение вполне оправдано в силу того, что дивестиции являются таким же инструментом создания стоимости, как и инвестиции, например, при продаже непрофильных активов доходы фирмы могут вырасти, а значит будет наблюдаться и корпоративный рост.

    В экономической литературе описываются различные формы реструктуризации. Так Патрик Гохан [3] описывает следующие формы: дивестирование, расщепление капитала, «отпочкование», отделение и разделение. В целом  под дивестициями  (divestiture) понимается реализация части  или  всех  активов или бизнес-единиц предприятия. Дивестирование может осуществляться с помощью следующих методов:1) ликвидация (добровольная или вынужденная);2) частичная распродажа активов;3) передача акций;4) выделение части собственного капитала.

    Таким образом, мы рассмотрели основные критерии классификации корпоративного роста в рамках двух групп – внутреннего и внешнего. А внешний рост в двух направлениях – интеграционные сделки и стратегии дивестирования. Безусловно приведенная классификация далеко не полная т.к. отразить все многообразие возможных вариантов корпоративного роста в рамках статьи не представляется возможным. Однако, даже представленный вариант классификации позволяют глубже разобраться в сущности корпоративного роста, выявить степень применяемости различных видов сделок, а также обоснования рациональных форм хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1.      Большая экономическая энциклопедия. –М.: Эксмо, 2007. С 553.

2.      Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Из-е 2 перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2007. С.

622.

3.      Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

4.      Романенко О.А. Основы финансового моделирования корпоративного роста. // Вестник СГСЭУ, № 2(51), 2014. С. 105.

5.      Экономический и юридический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2004. С. 769.

6.      RichardA. Brealey, StewartC. MyersPrinciplesofCorporateFinance, 7/e, 2003.