Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РОЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    Современная пенсионная система России формировалась под влиянием социальных, экономических и демографических факторов, характерных как большинству развитых стран, так и исключительно нашей стране. Развитие пенсионной системы только в рамках государственного пенсионного страхования в течение 20 лет показало свою недостаточность, в связи с чем в последнее время большое значение приобрели негосударственные пенсионные фонды, толчком к развитию которых послужило делегирование функций по управлению пенсионными накоплениями граждан и законодательное утверждение государственных гарантий возврата средств застрахованным лицам. Негосударственные пенсионные фонды с учетом потенциальных инвестиционных возможностей могут занять значимую нишу на финансовом рынке России при решении ряда имеющихся в настоящий момент экономических и социально-политических проблем [ 1, с. 161 ]

   Анализ современной экономической ситуации позволяет сделать вывод о том, что в 2014 году традиционные источники экономического роста практически были исчерпаны. С учетом ухудшения внешнеэкономических условий можно говорить о расширяющемся финансовом, экономическом и структурном кризисе, который отягощен введением экономических санкций в отношении России и падением цен на нефть с середины 2014 года, ослаблением рубля, повышением инфляции, сокращением доходов экономических агентов, снижением предпринимательской уверенности. Важно отметить, что результатом нарастания данных тенденций стало снижение экономической активности и продолжение инвестиционной паузы.

    В результате, по данным Центрального банка России, темпы прироста ВВП снизились с 1,3% в 2013 году до 0,6% в 2014 году. Как и в предыдущие годы, прирост валовой добавленной стоимости обеспечивался в основном за счет ее увеличения в секторе посреднических услуг (операции с недвижимым имуществом, финансовые услуги) и обрабатывающих производствах. Высокие показатели урожая основных видов культур обеспечили положительный вклад производства продукции сельского хозяйства. [ 2, с 34]

    По итогам 2014 года положительный финансовый результат в экономике сократился по сравнению с 2013 годом на 9,1%. Доля убыточных предприятий увеличилась на 1,3 процентного пункта и составила 28,1%.

   Все вышеперечисленные факторы, а также снижение прибыли организаций, ухудшение неценовых условий кредитования и рост стоимости кредитных ресурсов вызвали снижение вложений в основной капитал в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 2,7%.[ 2, с.35 ]

     В таких условиях следует провести переоценку роли и места НПФ, которые на сегодняшний день являются одним из наиболее динамично развивающихся финансовых институтов: в едином государственном реестре НПФ на 31.12.2014 в  Российской Федерации зарегистрировано 120 НПФ, 90 из которых осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

   Поскольку суммарный объем активов НПФ на 31.12.2014 составил 2187,3 млрд. рублей (3,1% к ВВП), их вполне можно рассматривать в качестве значительного инвестиционного ресурса.

     2014 году основные изменения на рынке пенсионных накоплений были связаны с прохождением НПФ процедуры акционирования, вступлением фондов в систему гарантирования пенсионных накоплений, а также ужесточением требований к кредитным организациям, на счетах которых могут размещаться средства пенсионных накоплений. За 2014 год только 47 НПФ завершили процедуру реорганизации.

     В результате повышения требований к объему собственных средств акционируемых НПФ суммарно размер собственных средств и имущества для осуществления уставной деятельности НПФ за 2014 год увеличился на 12,3%, до 143,2 млрд. рублей (за 2013 год прирост составил 16,0%). Следует отметить как последствия финансового кризиса снижение чистой прибыли за 2014 год составило 59,8 млрд. рублей, по сравнению с данными за 2013 год ее объем сократился на 35,1%.

В целом инвестированию пенсионных накоплений присуща консервативность. Структура совокупных активов НПФ на 31.12.2013 имела следующий вид:

• денежные средства и депозиты – 30,51%;

• государственные ценные бумаги РФ – 7,00%;

• корпоративные и муниципальные облигации – 30,90%;

• акции и другие формы участия в – 26,24%;

• страхование предпринимательских и финансовых рисков – 5,35%.

     Это подтверждает тот факт, что, несмотря на консервативность политики, НПФ активно инвестируют в частную сферу.

   Следовательно, надо искать возможности для расширения инвестиционных инструментов НПФ.

    Центробанк, например, предлагает активнее инвестировать пенсионные накопления в сельскохозяйственную инфраструктуру, чтобы снизить зависимость России от внешних рынков и замедлить рост цен. [3]

   Банк России предложил построить 200 овощных баз на средства негосударственных пенсионных фондов.

   НПФ готовы инвестировать в любые проекты, способные обеспечить устойчивую доходность и сохранность пенсионных накоплений граждан. Банк России в свою очередь полагает, что это даст рынку понятный и емкий инвестиционный инструмент с реальной доходностью, индексированный на инфляцию.

    В России существует большая потребность в создании подобной сельскохозяйственной инфраструктуры. Минфин поддерживает идею Банка России, хотя считают, что реализовать такой инструмент будет не просто из-за неразработанности механизма его использования.

    Если инвестиционный инструмент имеет длинный период погашения, обеспечивает фиксированную доходность по формуле "инфляция + проценты", обеспечивается государственными гарантиями, то для НПФ не так важно, будут использоваться пенсионные накопления для строительства зернохранилищ и плодоовощных баз, для строительства дорог и комплексов утилизации отходов или для реализации других инфраструктурных проектов.

    Но в настоящий момент реализации вышеназванных планов мешает следующее противоречие, содержащееся в Постановлении Правительства РФ от 05.11.2013 N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе" [ 4 ]и "Положение об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительных требований, которые управляющие компании обязаны соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений", утвержденном Банком России от 25.12.2014 N 451-П [ 5 ]. Оно заключается в том, что ценные бумаги тех проектов, которые целесообразно финансировать за счет средств пенсионных .накоплений и ФНБ, согласно Постановлению № 991, не соответствуют требованиям, установленным Положением ЦБ. Это противоречие должно быть устранено в ближайшее время.

    Расширение списка инвестиционных проектов для НПФ только за счет сельскохозяйственной инфраструктуры не решит проблемы диверсификации инвестиционных ресурсов НПФ в условиях их острого дефицита. НПФ готовы инвестировать только в понятные активы, и пока не понимают условий инвестиций в сельское хозяйство. Можно было бы параллельно с этим предложением рассмотреть возможность использования средств НПФ для инвестиций в инфраструктурные проекты социального назначения.

     Для дальнейшего развития института НПФ необходимо продолжить внедрение системы добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного участия (системы софинансирования) и работодателей, ужесточить требования к финансовой устойчивости НПФ, установить требования к ежегодной гарантированной доходности по инвестированным пенсионным накоплениям, развивать систему консультирования населения по вопросам пенсионного обеспечения в части деятельности НПФ.

Список литературы

1.     Pochinok N.B, Andryushenko G.I. etc Place of Pension Funds in the Financial Market. Asian Social Science: Vol.11, №14,2015 p.161

2.     http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2014.pdf

3.     http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/06/10/595974-tsb-predlagaet-postroit-200-ovoschnih-baz-na- sredstva-negosudarstvennih-pensionnih-fondov

4.     http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170571/

5.     http://www.1npf.com/news/finance/5983/