Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Современный этап развития мирового рынка характеризуется глобализацией международной экономики и экономических процессов, а также международной концентрацией капитала. Передовые страны переходят к воплощению NBIC-конвергенции, использованию нано- и биотехнологий.

   Если в индустриальной экономике труд не требовал обширных компетенций, то основа современного постиндустриального общества - интеллектуальная собственность. Материальные и производственные активы постепенно теряют свое значение, на первое место выходит интеллектуальная деятельность и ее производные. Темпы развития организации теперь определяет интеллектуализация производственных процессов.

    В условиях глобальных изменений, а также широкого использования на практике достижений науки, основными ресурсами развития организации становятся люди, их интеллектуальный капитал, знания, профессиональные и образовательные компетенции. В связи с этим, перемены в  управлении определяются движением от прошлого, ориентированного на капитал, к будущему, ориентированному на знания.

   Знания организации - это основа интеллектуального капитала любой компании [5, С.42-60]. Интеллектуальный капитал - это инновации, идеи и т.д., все то, из чего организация может извлечь прибыль. Интеллектуальный капитал - это все виды знаний, умений и навыков работников, то, что дает компании конкурентное преимущество на рынке. Интеллектуальный капитал имеет нематериальную природу и может быть измерен при помощи стоимостных и не стоимостных оценок [1, C.14].

   Можно сделать вывод, глобальная цивилизация создает экономику, основанную на знаниях. Экономика, основанная на знаниях -  это особая система, которая генерирует, распространяет и  использует знания для обеспечения собственной конкурентоспособности [4, С.312]. Знания могут создаваться в виде инноваций, образовательных и высококвалифицированных услуг, научной продукции и т.д. Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается в использовании произведенной высокотехнологической продукции во всех сферах и отраслях.

   Знания сегодня - это ресурс, который компании стремятся произвести, купить или продать [3, С.94]. Это значит, что новое знание не только должно быть произведено, оно должно иметь прикладной характер.

   В условиях неопределенности международной экономики, управление знаниями становится важнейшим элементом бизнес - стратегии, позволяющим отвечать на новые вызовы рынка. Мировая конкуренция требует от организаций максимального использования имеющихся интеллектуальных ресурсов, поэтому знания остаются единственным инструментом, при помощи которого возможно быстро минимизировать большинство социальных и экономических рисков.

  Согласно исследованию Американского общества продуктивности и качества (APQC) ведущие мировые компании (NASA, Xerox, Jonson & Jonson, World Bank) отличаются следующими особенностями управления знаниями: доступ к внутренней информации открыт для всех сотрудников; развита культура доверия; сохраняется и модернизируется прошлый опыт; коммуникационные информационные технологии внутри компании отлично отлажены [4, С.319]. Очевидно, что только компании, грамотно управляющие своим интеллектуальным потенциалом, могут считаться инновационными.

   Помимо термина "управление знаниями", существует схожее понятие: "управление интеллектуальным капиталом". Процесс управления интеллектуальным капиталом -это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение грамотной организации, планирования и последующего контроля процессов формирования и использования интеллектуальных ресурсов. Основная цель данного процесса - обеспечение максимального результата для организации при минимизации затрат [2, С. 138].

    Управление интеллектуальным капиталом включает в себя следующие принципы:

1.   Принцип фиксации информации в едином источнике. Современные компьютерные системы позволяют создавать единые базы данных доступные всем работникам. Обмен знаниями - это ключевой показатель эффективности управления интеллектуальным капиталом.

2.   Принцип ориентации на достижение результата - работа сотрудников организации должна строиться на основе единой цели, а не различных задач.

3.      Принцип зависимости от результата. Данный принцип означает, что работники должны быть заинтересованы в результате, что повышает эффективность их работы и снижает необходимость постоянного оперативного контроля их деятельности.

   Согласно исследованию консалтинговой компании Gartner Group, организации, которые не создадут собственную инфраструктуру управления интеллектуальным капиталом, будут отставать от конкурентов по всем экономическим показателям. Оптимальная инфраструктура управления интеллектуальным капиталом включает в себя: средства для организации совместной работы сотрудников, систему поддержки принятия решений, систему управления документооборотом и корпоративные порталы знаний (как сосредоточение всех ресурсов организации в едином информационном пространстве) [2, С.152].

   Однако нельзя не отметить, что существует также ряд факторов, осложняющих управление интеллектуальным капиталом. Во-первых, это абсолютная необходимость информатизации всех бизнес- процессов в организации, в том числе создание единых баз данных. Во-вторых, это потребность в значительных инвестициях, а также необходимость подготовки квалифицированных специалистов, для управления созданными процессами.

   Россия может осуществить переход от управления человеческими ресурсами к управлению знаниями людей. Однако данный процесс сдерживают различные социально-экономические проблемы: неразвитость системы непрерывного образования, неэффективность государственного управления, различные административные барьеры и т.д.

    Итак, можно сделать вывод, что сегодня успех компании зависит от ее способности управлять имеющимися ресурсами, особенно человеческими ресурсами. Организациям постоянно нужны новые взгляды, новые идеи, а значит и люди, которые могут их предложить. Появляется понятие "инновационный потенциал" сотрудника, как индивидуальная способность создавать креативные инновационные проекты и реализовывать их.

 

Список литературы

1.     XIV Научно-практическая конференция «Реинжиниринг  бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями (РБП-СУЗ-2011): Материалы конференций / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2011. - 416 с., С. 14

2.     Абдикеев Н.М., Киселѐв А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса. М.: Инфра-М, 2011. 382 с., С.138, С.152

3.     Герасимов К.Б. Методология реформирования системы управления организации: монография. - Самара: Изд-во «СамНЦ РАН», 2014. - 296 с., С. 94

4.     Инновационное развитие России: проблемы и решения: монография / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, С.Н. Сильвестрова. - М.: Анкил, 2013. - 1216 с., С.312, С.319

5.     Stewart T. Brainpower // Fortune. 1991. June 3. P. 42-60.