07 января 2016г.
Телевидение в настоящее время является наиболее массовым средством информации. Поэтому задача телекомпаний сводится к удовлетворению потребностей в телевизионном контенте большой аудитории.
Следует отметить, что будущее телевидения за персонифицированным контентом, то есть предоставление сегментированных каналов и форматов. Но это не отрицает существования универсальных каналов, которые, скорее всего, останутся в эфире, но в значительно меньшем количестве.
Телеиндустрия включает в себя разные типы предприятий, среди которых выделяются две значительные группы – вещательные компании, т.е. распространяющие телесигнал, и продюсерские, т.е. производящие телепрограммы. Наиболее крупные предприятия телевизионной индустрии -телесети в США, национальные и региональные телекомпании в странах Западной Европы – в своей деятельности интегрируют оба направления, а именно производство программ и их распространение.
С учетом постоянно увеличивающегося потребительского спроса на телевизионный контент повышается необходимость внедрения новых телевизионных проектов. Что, в свою очередь, предоставляет широкое поле для деятельности продюсеров.
Несмотря на явную узкую направленность в последнее время некоторых специальностей, спектр деятельности продюсеров, особенно на телевидении, все более расширяется. Это финансы и маркетинг, творческие и технические составляющие производства, — от оригинальной или заимствованной идеи, написания сценария, разработки проекта, анализа в аспекте актуальности, оригинальности и возможности дальнейшего продвижения до выхода в эфир. Это умение общаться и привлекать партнеров, инвесторов, сценаристов, режиссеров, операторов, редакторов, ассистентов, менеджеров.
Итак, продюсер — человек, отвечающий за проект в целом (разовая или цикловая программа, телевизионный фильм, канал).
Особенности сферы деятельности продюсеров различного уровня целесообразно представить в виде таблицы (Табл.1):
Таблица 1 Особенности сферы деятельности продюсеров различного уровня
|
Уровни продюсерской деятельности
|
Сфера деятельности
|
|
Генеральный продюсер канала
|
Работает над проектом с момента приобретения и разработки идеи до готового продукта, выходящего на рынок уже в качестве товара. Является руководителем, совмещающим функции главного редактора и главного режиссера. Помимо подбора сценаристов, режиссеров, операторов, актеров и других участников проекта, отвечает за финансовые, организационные и технические вопросы производства. Подбор актеров помогает вести кастинг- директор (casting director), специалист по актерам, имеющий свою картотеку и организующий пробы.
Окончательный выбор актеров — за продюсером и режиссером.
|
|
Исполнительный продюсер
|
Подчиняется генеральному продюсеру. Занимается поиском инвестиций, формирует группу и заключает контракты. Составляет и контролирует бюджет проекта. В случае большого объема работы приглашаются сопродюсеры. Сопродюсер ведет различные направления по поручению продюсера, как творческие, так и административные. Это может быть и поиск мест съемок, и составление графиков работы. Поиском объектов для съемок может заниматься и отдельный человек, именующийся локейшн-менеджер (location-scout) или
|
|
|
полевой продюсер. В его обязанности также входит получение соответствующих разрешений и заключение договоров на проведение съемок.
|
|
Креативный продюсер
|
Отвечает за творческий процесс в рамках проекта, а также за соблюдение стилистического смыслового решения проекта, за образ проекта.
|
|
Продюсер сегмента
|
Отвечает за определенную часть передачи и продюсирует свою часть проекта.
|
|
Продюсер постпродакшен (технический продюсер)
|
Отвечает за все этапы работы, связанные с монтажом, озвучением, и следит за сроками их исполнения согласно плану, заключением договоров аренды аппаратуры.
|
|
Продюсер спецпроектов
|
Продюсеры, работающие по конкретной тематике.
|
|
Шоуранер (англ. Showrunner). Термин используется в США
|
Выполняет функции художественного руководителя программы или просто руководителя программы. Он отвечает за креативное направление проекта, генератор идей. Эти функции может выполнять также шеф-редактор проекта.
|
|
Продюсер дирекций информационных программ
|
Отвечает за планирование новостных программ, принимает решение о контенте выпуска, и определяют порядок следования фрагментов, которые смогут лучше удержать внимание зрителей. Он играет важную роль в определении того, как использовать фрагменты видео и интервью, сколько времени будет отведено на тот или иной сюжет и в каком порядке.
|
В условиях жесткой конкуренции среди телеканалов возрастает роль повышения эффективности продюсерской деятельности.
Специалисты в области продюсерской деятельности [2,3] выделяют следующие основные предпосылки ее оптимизации:
· научно-технический прогресс, определяющий новые формы индивидуальных средств телепросмотра. Речь здесь идет о внедрении новых устройств и усовершенствовании характеристик уже существующих (смартфоны и планшетные компьютеры, телевизоры и игровые приставки, интегрированные в сеть интернет и т.д.) и трансляции (потоковое вещание и различные вариации видео по запросу;
· зрительские предпочтения, диктующие требования к разнообразию телевизионного контента, а также к новизне и оригинальности производимого материала;
· совершенствование производственных процессов, которые напрямую зависят от специфики деятельности субъекта продюсирования (производство телевизионного контенат или трансляция).
В современных высокотехнологичных условиях возрастает роль применения инновационных технологий для эффективного функционирования телекомпаний.
Инновационное развитие продюсерских организаций, осуществляющих создание телевизионного контента, связано с поиском и внедрением в процесс производства прогрессивных технических средств, существенным образом снижающих себестоимость продукции. Следует отметить, что существенным конкурентным преимуществом в борьбе за снижение производственных издержек является наличие собственной производственной базы [1].
Телекомпаниям, транслирующим телевизионные передачи, инновационное оборудование необходимо для диверсификации способов доставки телеконтента до потребителя. При этом необходимо учитывать технические возможности приема сигнала пользователями. Транслирующее и принимающее оборудование должно автоматически определять тип контента и пропускать большее количество бит той или иной информации в ограниченном канале связи. Таким образом, инновационная деятельность трансляторов и ретрансляторов телевизионного сигнала должна включать в себя совершенствование программного обеспечения для решения поставленной задачи.
В заключение важно отметить, что на современном этапе важнейшей стратегией продюсеров в борьбе за расширение аудитории является развитие новых рынков сбыта, что тесно связано с результатами научно- технического прогресса в области индивидуального потребления телеконтента.
Список литературы
1. Евменов А.Д. Данилов П.В. Какосьян Э.К. Исследование систем продюсирования кинопроизводства. – СПб.: СПбГУКиТ, 2011.
2. Келлисон К. Продюсирование не телевидении Практический подход. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008.
3. Тютрюмов А.А. Пути повышения экономической эффективности телевизионного продюсирования. //
«Российское предпринимательство» № 20 (218), 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://old.creativeconomy.ru/articles/25396/ Дата обращения 29.06.2015.