Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИСТРИБЬЮТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 августа 2017г.

Дистрибьюторская деятельность - одна из самых динамично развивающихся сфер рыночной инфраструктуры товарного обращения. Развитие дистрибьюции обусловлено объективной закономерностью рыночного хозяйства. Обеспечение нормального функционирования рынков товаров и услуг, расширение международных связей невозможны без стабильно работающей дистрибьюторской сферы деятельности [8].

Цель данной статьи - определение сущности понятий «дистрибьюция» и «дистрибьюторская деятельность», выявление роли дистрибьюторских компаний в современной системе товародвижения и перспектив развития дистрибьюторской деятельности.

1.Понятие дистрибьютерской деятельности и ее особенности

В настоящее время дистрибьютерскую деятельность можно назвать одной из наиболее эффективных систем сбыта продукции. Это обусловлено тем, что одним из конкурентных преимуществ компании–производителя является снижение затрат, связанных с маркетингом рыночного спроса и реализацией продукции. И именно дистрибьютор позволяет оптимизировать эти затраты.

В прошлом, когда компании–производители использовали многоуровневые системы распределения товаров, им приходилось нести значительные расходы на организацию отделов сбыта и их функционирование, складские и транспортные затраты, рекламу и др. Поэтому производителям оказалось выгоднее отдать на аутсорсинг операции, связанные с доведением продукции до потребителя, специализированным компаниям – дистрибьюторам [4].

Дистрибьюторские фирмы - это независимые, относительно крупные коммерческо-посреднические организации, располагающие своими или арендуемыми складами, транспортными средствами, осуществляющие сбыт товаров на основе закупок за свой счёт товарной продукции непосредственно у изготовителей, завоза её на склад, организации хранения и отгрузки покупателю. Термин «дистрибьюция» происходит от англ. «distribution», что в переводе означает «распределение». То есть под дистрибьюцией понимается канал распределения товаров.

Дистрибьюторская деятельность – это последовательная совокупность повторяющихся действий, обеспечивающих продвижение товаров от производителя (поставщика) к конечным потребителям и имеющих целью поддержание и/или увеличение их сбыта [7]. Соответственно она делится на два этапа: договорные взаимоотношения производителя (поставщика) и дистрибьютора, в рамках которых стороны согласовывают общие условия своего взаимодействия и его цели, и заключаемых между ними во исполнение дистрибьюторского соглашения договоров поставки (первый этап), а также реализация дистрибьютором приобретенных у поставщика товаров своим покупателям на согласованных с последним условиях (второй этап).

Первый этап задает общие масштабы и параметры предпринимательской деятельности дистрибьютора. На втором  этапе согласованные поставщиком и дистрибьютором в дистрибьюторском договоре обязательства трансформируются в реальные действия сторон, направленные на исполнение принятых ими обязанностей.

Таким образом, для отношений в сфере дистрибуции характерно наличие сложного субъектного состава (поставщик, дистрибьютор, покупатели дистрибьютора), который в некоторых случаях дополняется также посредниками дистрибьютора (комиссионерами, агентами, маркетологами и др.).

Покупатели дистрибьютора, которым он реализует приобретенные у производителя товары, сторонами дистрибьюторского соглашения не являются, однако, поскольку под дистрибуцией понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией дистрибьюторского договора, в том числе связанных с последующей продажей товаров покупателям дистрибьютора, они являются субъектами отношений, возникающих в процессе осуществления дистрибьюторской деятельности [7].

Опосредующие дистрибуцию договорные связи характеризуются сложной структурой:

-                      собственно     дистрибьюторский     договор     и  договоры   поставки     между     поставщиком     и дистрибьютором;

-                      договоры, опосредующие процесс дальнейшей возмездной передачи продукции покупателям дистрибьютора;

- сопутствующие              договоры,            заключаемые дистрибьютором в целях продвижения продукции поставщика [7].

По общему правилу покупателями дистрибьютора могут быть лица, приобретающие продвигаемые им товары для использования в предпринимательских целях, не связанных с личным, семейными иным подобным использованием, поскольку это является характерной чертой дистрибуции. Однако, как указывает Улугова, не исключается возможность реализации дистрибьютором товаров в розницу через соответствующие каналы сбыта дистрибьютора, поскольку ничто не мешает дистрибьютору реализовывать товары напрямую конечным потребителям в случае наличия у него подобных налаженных каналов сбыта.

Следует отметить принципиальное отличие правового статуса дистрибьютора от статуса юридического посредника (агента или комиссионера). Оно заключается в том, что дистрибьютор приобретает товары у производителя в собственность и в дальнейшем организует их перепродажу от своего имени и за свой счет, что является преимуществом использования данной договорной модели для поставщика, который сразу получает выручку за реализуемые дистрибьютору товары и в меньше степени экономически зависит от действий дистрибьютора по распространению товаров [5, с. 387]. К тому же, как отмечается в экономической литературе, «одним из элементов свободы коммерческого выбора дистрибьютора является возможность самостоятельного установления цены на товар своего поставщика и заключения сделок с третьими лицами» [2].

В связи с этим с экономической точки зрения дистрибьюторская деятельность относится к торговому (коммерческому) посредничеству, поскольку дистрибьютор, является «активным участником товаро-распределительной цепи дилерско-дистрибьюторского звена, создаваемого продуцентами товаров» [1], и выступает посредником в процессе доведения продукции до конечного потребителя [7].

Торговая деятельность поставщика, характерная для взаимоотношений с дистрибьютором, является оптовой торговлей, деятельность дистрибьютора по последующей реализации продукции поставщика, являясь преимущественно оптовой, может осуществляться также и в виде розничной торговли. Поскольку дистрибьютор действует от своего имени и за свой счет, его деятельность является торговым посредничеством и, как следствие, торговой деятельностью.

Необходимость появления такого направления, как дистрибьюторская деятельность, обуславливается следующими особенностями развития современного рынка:

-   глобализация деятельности компаний–производителей;

-   ориентация на оптимизацию всех затрат в процессе продвижения и реализации продукции;

-   концентрация компаний–производителей на основной деятельности и вывод на аутсорсинг непрофильных направлений;

-   развитие новых технологий продаж;

-   динамика изменчивости спроса на товары;

-   повышение требований потребителей к системе логистики;

-   сложности информационных потоков между производителем и потребителем [4].

2. Функции дистрибьютерской компании

Вышеперечисленные предпосылки появления дистрибьюторской деятельности обуславливают выполняемые ею функции, которые можно разделить на 3 группы: канального распределения, физического распределения и поддерживающие [5] (рис. 1).

Функции дистрибьютерской деятельности

Канальное распределение

Физическое распределение

Поддерживающая функция

1. Представление производителя

1. Транспортировка продукции,

1. Обеспечение сохранности и

на региональных рынках.

2. Установление длительных договорных отношений с производителями.

3. Построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей.

4. Дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической цепи в соответствующих каналах.

5. Передача прав собственности покупателю продукции.

возвратной тары, отходов.

2. Складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе.

3.                    Управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров.

4. Обеспечение необходимого ассортимента продукции.

защиты товаров, страхование

рисков.

2. Поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса.

3. Ценообразование.

4. Мониторинг и информационно – компьютерная поддержка логистических активностей

в дистрибьюции, маркетинговый план, маркетинговая поддержка (предоставление рекламных материалов и оборудования) и др.

Рисунок 1 Функции дистрибьютерской деятельности

 

Указанные выше функции дистрибьюции подтверждают тот факт, что дистрибьюторская деятельность осуществляет не только логистические операции, но также и операции, связанные со сбытовой деятельностью. Выполняя свои функции, дистрибьюция обеспечивает решение проблем, связанных с оптимизацией издержек, развитием информационных каналов между производителем и потребителем, обеспечением логистическим сервисом потребителей и т.д. [4].

Французские ученые Ж.-К. Тарондо и Д. Ксардель [6], основываясь на практике развития дистрибьюторской деятельности, выделяют такие важные функции дистрибьюции, как:

1)   доставка в распоряжение потребителей тех товаров и услуг, которые им требуются, в тот момент,

когда им нужно, и в адекватных количествах;

2)   маркетинговая функция, в составе которой акцент делается на получении максимума информации для того, чтобы противостоять конкуренции, приспосабливаться к изменениям потребителя и его покупательского поведения, вырабатывать оптимальную стратегию и тактику.

По их мнению, термин «дистрибьюция» означает единое управление всеми функциями и операциями в области распределения. Иными словами, дистрибьюция – это область сферы услуг, задача которой – интегрированное управление функциями и операциями продвижения готовой продукции от производителей и/или оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до конечных (или промежуточных) потребителей.

Место дистрибьютора в экономической системе определяется отведенной ему ролью. Экономическая роль дистрибьютора состоит в перенесении затрат производителя, связанных с обращением товаров, в свой собственный бизнес. Это достигается через исполнение основных маркетинговых функций дистрибьюторами от лица производителей, которых они представляют. Функциональная роль дистрибьютора – распределить товар производителя на определенной территории, при этом задачей является поставка продукта по разработанному производителем алгоритму в те каналы сбыта и в том количестве, которые определены производителем с учетом потребностей конечного потребителя [8].

3.Чем вызвано появление и развитие фьючерской деятельности в России

Появление и сложившиеся тенденции развития дистрибьюции обусловлены изменениями на рынке потребительских товаров России. К одним из наиболее значимых факторов можно отнести изменение доли импортных товаров в объеме товарных ресурсов РФ. В период с 2000г. по 2014 г. этот показатель колебался в пределах 40-47%. Динамика показателя объема импорта в Россию представлена в таблице 1 (табл.1).

Таблица 1 – Импорт в России (в фактически действовавших ценах)

 

Показатель

Год

2000

2005

2010

20013

2014

Импорт,

млн.долл.США

42131

123839

245680

341337

308026

Импорт, в % к

предыдущему году

103,6

136,4

131,1

102,3

92,2

Составлено по данным сборника Росстата -Торговля в России. 2015: стат.сборник, с.169.


Также к наиболее значимым факторам, влияющим на динамику дистрибьюции, относятся изменения поведения конечного потребителя. За период с 2000 по 2015 годы среднедушевой доход населения страны увеличился в 13 раз, с 2280 руб. до 30224 руб. в месяц.

Как следствие, увеличение доходов привело к большей избирательности конечных потребителей при приобретении товара, меньшей восприимчивости к рекламе, поиску аналогичных и взаимозаменяемых товаров, что, в свою очередь, привело к росту оборота розничной торговли на душу населения. За период с 2000 по 2015 год оборот розничной торговли в расчете на душу населения увеличился в 12,2 раза (по группе продовольственных товаров) и 11,1 раза (по группе непродовольственных товаров).

Также за указанный период изменилась и структура оборота розничной торговли по формам торговли (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение оборота розничной торговли по формам торговли по Российской Федерации, в % к итогу

Показатель

Год

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля

торгующих организаций

73,8

75,5

77,7

80,4

86,9

87,6

88,5

89,4

90,6

91,3

92,1

- в том числе

доля розничных торговых сетей

-

-

-

-

15,1*

17,5

18,4

20,5

21,9

22,9

25,0

Доля рынков

26,2

24,5

22,3

19,6

13,1

12,4

11,5

10,6

9,4

8,7

7,9

*Данные за 2009 г.

Составлено на основании данных Росстата

 

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод об укрупнении торговых точек, уменьшении количества объектов рыночной формы торговли за последние 15 лет, что является следствием развития торговых сетей в Российской Федерации и ограничительным фактором по количеству дистрибьюторов на территории [4].

Выводы

На основании отмеченных особенностей становления и расширения дистрибьютерской деятельности в Российской Федерации и опыта развитых стран можно сделать вывод, что развитие дистрибьюторских сетей в России проходит те же этапы, что и в развитых странах более 20 лет назад. Исходя из этого, можно ожидать, что такой же путь ждет и российских дистрибьюторов. Через 10-15 лет (по данным экспоненциального прогноза при сохранении текущих тенденций развития) объем оборотов розничной торговли через торговые сети составит 80%, что позволяет говорить о том, что через дистрибьюторов будет проходить лишь 20% товаров против 80% сегодня. И такое положение дел однозначно приведет к тому, что на каждой отдельной территории будут эффективно функционировать только 3-5 крупных дистрибьюторов с диверсифицированным портфелем контрактов с крупнейшими отечественными и зарубежными производителями [4].

Список литературы

 

1.        Белов А.П. Посредничество во внешней торговле // Право и экономика. 1998. №8. С. 58-66.

2.        Верховин В.И., Верховин А.В. Рыночные и переходные модели посреднического поведения. // Мир России. 2005. Т. XIV. № 3. С. 73-104.

3.        Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002. - 511 с.

4.        Ибрагимова М.Х. Особенности деятельности дистрибьюторских компанийв России и перспективы их развития // Интернет-журнал «Науковедение» http://naukovedenie.ru Том 8, №5 (сентябрь - октябрь 2016).

5.      Лебедев Ю.Г. Логистика: теория гармонизированных цепей поставок.            М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 448 с

5.     Тарондо Ж.-К. Дистрибьюция /Ж.-К. Торондо, Д. Ксардель; пер. с фр.; под ред. В.И. Черенкова. – СПб. Нева, 2003. – 127 с.

7.      Улугова К.Е. Понятие дистрибьютерской деятельности / Бизнес в     законе. Экономико-юридический журнал. 2013. -№6, с.

8.        Якимова Е.А. Дистрибьюция как современная форма посредничества: сущность и перспективы развития // Казанская наука. 2013. №7. С. 121 – 126.