02 августа 2017г.
Дистрибьюторская деятельность - одна из самых динамично развивающихся сфер рыночной инфраструктуры товарного обращения. Развитие дистрибьюции обусловлено объективной закономерностью рыночного хозяйства. Обеспечение нормального функционирования рынков товаров и услуг, расширение международных связей невозможны без стабильно работающей дистрибьюторской сферы деятельности [8].
Цель данной статьи - определение сущности понятий «дистрибьюция» и «дистрибьюторская деятельность», выявление роли дистрибьюторских компаний в современной системе товародвижения и перспектив развития дистрибьюторской деятельности.
1.Понятие дистрибьютерской деятельности и ее особенности
В настоящее время дистрибьютерскую деятельность можно назвать одной из наиболее эффективных систем сбыта продукции. Это обусловлено тем, что одним из конкурентных преимуществ компании–производителя является снижение затрат, связанных с маркетингом рыночного спроса и реализацией продукции. И именно дистрибьютор позволяет оптимизировать эти затраты.
В прошлом, когда компании–производители использовали многоуровневые системы распределения товаров, им приходилось нести значительные расходы на организацию отделов сбыта и их функционирование, складские и транспортные затраты, рекламу и др. Поэтому производителям оказалось выгоднее отдать на аутсорсинг операции, связанные с доведением продукции до потребителя, специализированным компаниям – дистрибьюторам [4].
Дистрибьюторские фирмы - это независимые, относительно крупные коммерческо-посреднические организации, располагающие своими или арендуемыми складами, транспортными средствами, осуществляющие сбыт товаров на основе закупок за свой счёт товарной продукции непосредственно у изготовителей, завоза её на склад, организации хранения и отгрузки покупателю. Термин «дистрибьюция» происходит от англ. «distribution», что в переводе означает «распределение». То есть под дистрибьюцией понимается канал распределения товаров.
Дистрибьюторская деятельность – это последовательная совокупность повторяющихся действий, обеспечивающих продвижение товаров от производителя (поставщика) к конечным потребителям и имеющих целью поддержание и/или увеличение их сбыта [7]. Соответственно она делится на два этапа: договорные взаимоотношения производителя (поставщика) и дистрибьютора, в рамках которых стороны согласовывают общие условия своего взаимодействия и его цели, и заключаемых между ними во исполнение дистрибьюторского соглашения договоров поставки (первый этап), а также реализация дистрибьютором приобретенных у поставщика товаров своим покупателям на согласованных с последним условиях (второй этап).
Первый этап задает общие масштабы и параметры предпринимательской деятельности дистрибьютора. На втором этапе согласованные поставщиком и дистрибьютором в дистрибьюторском договоре обязательства трансформируются в реальные действия сторон, направленные на исполнение принятых ими обязанностей.
Таким образом, для отношений в сфере дистрибуции характерно наличие сложного субъектного состава (поставщик, дистрибьютор, покупатели дистрибьютора), который в некоторых случаях дополняется также посредниками дистрибьютора (комиссионерами, агентами, маркетологами и др.).
Покупатели дистрибьютора, которым он реализует приобретенные у производителя товары, сторонами дистрибьюторского соглашения не являются, однако, поскольку под дистрибуцией понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией дистрибьюторского договора, в том числе связанных с последующей продажей товаров покупателям дистрибьютора, они являются субъектами отношений, возникающих в процессе осуществления дистрибьюторской деятельности [7].
Опосредующие дистрибуцию договорные связи характеризуются сложной структурой:
- собственно дистрибьюторский договор и договоры поставки между поставщиком и дистрибьютором;
- договоры, опосредующие процесс дальнейшей возмездной передачи продукции покупателям дистрибьютора;
- сопутствующие договоры, заключаемые дистрибьютором в целях продвижения продукции поставщика [7].
По общему правилу покупателями дистрибьютора могут быть лица, приобретающие продвигаемые им товары для использования в предпринимательских целях, не связанных с личным, семейными иным подобным использованием, поскольку это является характерной чертой дистрибуции. Однако, как указывает Улугова, не исключается возможность реализации дистрибьютором товаров в розницу через соответствующие каналы сбыта дистрибьютора, поскольку ничто не мешает дистрибьютору реализовывать товары напрямую конечным потребителям в случае наличия у него подобных налаженных каналов сбыта.
Следует отметить принципиальное отличие правового статуса дистрибьютора от статуса юридического посредника (агента или комиссионера). Оно заключается в том, что дистрибьютор приобретает товары у производителя в собственность и в дальнейшем организует их перепродажу от своего имени и за свой счет, что является преимуществом использования данной договорной модели для поставщика, который сразу получает выручку за реализуемые дистрибьютору товары и в меньше степени экономически зависит от действий дистрибьютора по распространению товаров [5, с. 387]. К тому же, как отмечается в экономической литературе, «одним из элементов свободы коммерческого выбора дистрибьютора является возможность самостоятельного установления цены на товар своего поставщика и заключения сделок с третьими лицами» [2].
В связи с этим с экономической точки зрения дистрибьюторская деятельность относится к торговому (коммерческому) посредничеству, поскольку дистрибьютор, является «активным участником товаро-распределительной цепи дилерско-дистрибьюторского звена, создаваемого продуцентами товаров» [1], и выступает посредником в процессе доведения продукции до конечного потребителя [7].
Торговая деятельность поставщика, характерная для взаимоотношений с дистрибьютором, является оптовой торговлей, деятельность дистрибьютора по последующей реализации продукции поставщика, являясь преимущественно оптовой, может осуществляться также и в виде розничной торговли. Поскольку дистрибьютор действует от своего имени и за свой счет, его деятельность является торговым посредничеством и, как следствие, торговой деятельностью.
Необходимость появления такого направления, как дистрибьюторская деятельность, обуславливается следующими особенностями развития современного рынка:
- глобализация деятельности компаний–производителей;
- ориентация на оптимизацию всех затрат в процессе продвижения и реализации продукции;
- концентрация компаний–производителей на основной деятельности и вывод на аутсорсинг непрофильных направлений;
- развитие новых технологий продаж;
- динамика изменчивости спроса на товары;
- повышение требований потребителей к системе логистики;
- сложности информационных потоков между производителем и потребителем [4].
2. Функции дистрибьютерской компании
Вышеперечисленные предпосылки появления дистрибьюторской деятельности обуславливают выполняемые ею функции, которые можно разделить на 3 группы: канального распределения, физического распределения и поддерживающие [5] (рис. 1).
Функции дистрибьютерской деятельности
|
Канальное распределение
|
Физическое распределение
|
Поддерживающая функция
|
1. Представление производителя
|
1. Транспортировка продукции,
|
1. Обеспечение сохранности и
|
на региональных рынках.
2. Установление длительных договорных отношений с производителями.
3. Построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей.
4. Дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической цепи в соответствующих каналах.
5. Передача прав собственности покупателю продукции.
|
возвратной тары, отходов.
2. Складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе.
3. Управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров.
4. Обеспечение необходимого ассортимента продукции.
|
защиты товаров, страхование
рисков.
2. Поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса.
3. Ценообразование.
4. Мониторинг и информационно – компьютерная поддержка логистических активностей
в дистрибьюции, маркетинговый план, маркетинговая поддержка (предоставление рекламных материалов и оборудования) и др.
|
Рисунок 1 Функции дистрибьютерской деятельности
Указанные выше функции дистрибьюции подтверждают тот факт, что дистрибьюторская деятельность осуществляет не только логистические операции, но также и операции, связанные со сбытовой деятельностью. Выполняя свои функции, дистрибьюция обеспечивает решение проблем, связанных с оптимизацией издержек, развитием информационных каналов между производителем и потребителем, обеспечением логистическим сервисом потребителей и т.д. [4].
Французские ученые Ж.-К. Тарондо и Д. Ксардель [6], основываясь на практике развития дистрибьюторской деятельности, выделяют такие важные функции дистрибьюции, как:
1) доставка в распоряжение потребителей тех товаров и услуг, которые им требуются, в тот момент,
когда им нужно, и в адекватных количествах;
2) маркетинговая функция, в составе которой акцент делается на получении максимума информации для того, чтобы противостоять конкуренции, приспосабливаться к изменениям потребителя и его покупательского поведения, вырабатывать оптимальную стратегию и тактику.
По их мнению, термин «дистрибьюция» означает единое управление всеми функциями и операциями в области распределения. Иными словами, дистрибьюция – это область сферы услуг, задача которой – интегрированное управление функциями и операциями продвижения готовой продукции от производителей и/или оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до конечных (или промежуточных) потребителей.
Место дистрибьютора в экономической системе определяется отведенной ему ролью. Экономическая роль дистрибьютора состоит в перенесении затрат производителя, связанных с обращением товаров, в свой собственный бизнес. Это достигается через исполнение основных маркетинговых функций дистрибьюторами от лица производителей, которых они представляют. Функциональная роль дистрибьютора – распределить товар производителя на определенной территории, при этом задачей является поставка продукта по разработанному производителем алгоритму в те каналы сбыта и в том количестве, которые определены производителем с учетом потребностей конечного потребителя [8].
3.Чем вызвано появление и развитие фьючерской деятельности в России
Появление и сложившиеся тенденции развития дистрибьюции обусловлены изменениями на рынке потребительских товаров России. К одним из наиболее значимых факторов можно отнести изменение доли импортных товаров в объеме товарных ресурсов РФ. В период с 2000г. по 2014 г. этот показатель колебался в пределах 40-47%. Динамика показателя объема импорта в Россию представлена в таблице 1 (табл.1).
Таблица 1 – Импорт в России (в фактически действовавших ценах)
Показатель
|
Год
|
2000
|
2005
|
2010
|
20013
|
2014
|
Импорт,
млн.долл.США
|
42131
|
123839
|
245680
|
341337
|
308026
|
Импорт, в % к
предыдущему году
|
103,6
|
136,4
|
131,1
|
102,3
|
92,2
|
Составлено по данным сборника Росстата -Торговля в России. 2015: стат.сборник, с.169.
Также к наиболее значимым факторам, влияющим на динамику дистрибьюции, относятся изменения поведения конечного потребителя. За период с 2000 по 2015 годы среднедушевой доход населения страны увеличился в 13 раз, с 2280 руб. до 30224 руб. в месяц.
Как следствие, увеличение доходов привело к большей избирательности конечных потребителей при приобретении товара, меньшей восприимчивости к рекламе, поиску аналогичных и взаимозаменяемых товаров, что, в свою очередь, привело к росту оборота розничной торговли на душу населения. За период с 2000 по 2015 год оборот розничной торговли в расчете на душу населения увеличился в 12,2 раза (по группе продовольственных товаров) и 11,1 раза (по группе непродовольственных товаров).
Также за указанный период изменилась и структура оборота розничной торговли по формам торговли (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение оборота розничной торговли по формам торговли по Российской Федерации, в % к итогу
Показатель
|
Год
|
2000
|
2002
|
2004
|
2006
|
2008
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Доля
торгующих организаций
|
73,8
|
75,5
|
77,7
|
80,4
|
86,9
|
87,6
|
88,5
|
89,4
|
90,6
|
91,3
|
92,1
|
- в том числе
доля розничных торговых сетей
|
-
|
-
|
-
|
-
|
15,1*
|
17,5
|
18,4
|
20,5
|
21,9
|
22,9
|
25,0
|
Доля рынков
|
26,2
|
24,5
|
22,3
|
19,6
|
13,1
|
12,4
|
11,5
|
10,6
|
9,4
|
8,7
|
7,9
|
*Данные за 2009 г.
Составлено на основании данных Росстата
На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод об укрупнении торговых точек, уменьшении количества объектов рыночной формы торговли за последние 15 лет, что является следствием развития торговых сетей в Российской Федерации и ограничительным фактором по количеству дистрибьюторов на территории [4].
Выводы
На основании отмеченных особенностей становления и расширения дистрибьютерской деятельности в Российской Федерации и опыта развитых стран можно сделать вывод, что развитие дистрибьюторских сетей в России проходит те же этапы, что и в развитых странах более 20 лет назад. Исходя из этого, можно ожидать, что такой же путь ждет и российских дистрибьюторов. Через 10-15 лет (по данным экспоненциального прогноза при сохранении текущих тенденций развития) объем оборотов розничной торговли через торговые сети составит 80%, что позволяет говорить о том, что через дистрибьюторов будет проходить лишь 20% товаров против 80% сегодня. И такое положение дел однозначно приведет к тому, что на каждой отдельной территории будут эффективно функционировать только 3-5 крупных дистрибьюторов с диверсифицированным портфелем контрактов с крупнейшими отечественными и зарубежными производителями [4].
Список литературы
1. Белов А.П. Посредничество во внешней торговле // Право и экономика. 1998. №8. С. 58-66.
2. Верховин В.И., Верховин А.В. Рыночные и переходные модели посреднического поведения. // Мир России. 2005. Т. XIV. № 3. С. 73-104.
3. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002. - 511 с.
4. Ибрагимова М.Х. Особенности деятельности дистрибьюторских компанийв России и перспективы их развития // Интернет-журнал «Науковедение» http://naukovedenie.ru Том 8, №5 (сентябрь - октябрь 2016).
5. Лебедев Ю.Г. Логистика: теория гармонизированных цепей поставок. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. 448 с
5. Тарондо Ж.-К. Дистрибьюция /Ж.-К. Торондо, Д. Ксардель; пер. с фр.; под ред. В.И. Черенкова. – СПб. Нева, 2003. – 127 с.
7. Улугова К.Е. Понятие дистрибьютерской деятельности / Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. -№6, с.
8. Якимова Е.А. Дистрибьюция как современная форма посредничества: сущность и перспективы развития // Казанская наука. 2013. №7. С. 121 – 126.