Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
30 июля 2016г.

В последние годы органы государственной власти все чаще подчеркивают необходимость сельского развития, более того, одним из обязательных его условий провозглашено устойчивое развитие сельских территорий, на что направлена Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, принятая в 2010 году.

В Концепции отмечено, что обязательным условием достижения указанных целей является наращивание и максимально эффективное использование всего накопленного в их границах социально-экономического потенциала. Ставропольский край, будучи представителем аграрных регионов, по сравнению с другими регионами страны в большей степени ответствен за обеспечение устойчивого развития своих сельских территорий[2].

Ставропольский край является равноправным субъектом Российской Федерации, ее неделимой частью. Всего в крае 330 муниципальных образований, из них 281 (85,2%) имеют статус сельского поселения.

Следует отметить, что в структуре сельского расселения в Ставропольском крае преобладают малочисленные населенные пункты. Это отражено на рисунке 1.


Из рисунка 1 видно, что в 33% сельских населенных пунктов Ставропольского края проживает по две тысячи человек и менее. Данное обстоятельство определяет неэффективное размещение учреждений инфраструктуры и социальной сферы, и как следствие, нерациональное расходование бюджетных средств на их функционирование.

Уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры по отношению к утвержденным Правительством Российской Федерации социальными нормативами и нормами составляет: по культурно-досуговым учреждениям – 55%, по библиотекам – 63 %.

Следует отметить, что материально-техническая база сельских учреждений культуры и досуга не обновлялась в 42 % этих учреждений с 1970 года.

По данным статистики, одна треть зданий сельских учреждений культуры находятся не в удовлетворительном состоянии. Капитальный ремонт требуется в 30,5% зданий, а износ оборудования в среднем составляет 70%. Кроме того число учреждений культуры в сельской местности с каждым годом уменьшается.

Наиболее остро проблемы сельских культурно-досуговых учреждений стоят в Ставропольском крае – 64,3% учреждений культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Динамика численности культурно-просветительских учреждений в селах Ставропольского края представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. Динамика численности учреждений культурно-досугового предназначения в сельских территориях Ставропольского края, ед.

Данные рисунка свидетельствуют о сокращении культурно-досуговых учреждений в Ставропольском крае при их катастрофической нехватке. Кроме того часть имеющихся учреждений и предприятий социально- культурного назначения находятся в приспособленных помещениях, не отвечающим современным требованиям. Некоторые сельские населенные пункты не имеют даже элементарного набора учреждений повседневного обслуживания.

В настоящее время в Российской Федерации физкультурно-спортивную работу в сельской местности осуществляют 71,8 тыс. учреждений, в том числе в Ставропольском крае 2,4 тысячи учреждений (рисунок 3).



Рисунок 3. Количество спортивных учреждений и организаций в сельской местности
Несмотря на активную политику государства направленную на развитие массового спорта, проводимую в последние годы, приходиться констатировать наличие проблем в этой области социальной инфраструктуры. Они свойственны многим регионам страны, в том числе и Ставропольскому краю. Особенно остро данная проблема проявляется в сельской местности. Об этом свидетельствуют данные исследования в области социально экономического развития сельских территорий Ставропольского края, в рамках которого было проведено анкетирование сельских жителей и выявлено, что наибольшую потребность жители села испытывают в культурно-досуговых учреждениях и спортивных объектах (рисунок 4).


Рисунок 4. Учреждения социальной инфраструктуры, в услугах которых жители сельских территорий Ставропольского края испытывают наибольшую потребность

Данные рисунка 4 убеждают в том, что наибольшая потребность в сельских территориях ощущается по части спортивно-оздоровительных учреждений, на что указали почти 67% респондентов. Не многим меньше отметили недостаточность услуг, предоставляемых учреждениями культуры и досуга.

Следует отметить, что помимо спортивных объектов в сельской местности Ставропольского края наблюдается сокращения числа общеобразовательных учреждений. Но в тоже время происходит прирост дошкольных образовательных учреждений (рисунок 5).


Рисунок 5. Динамика численности образовательных учреждений в селах Ставропольского края

Действительно в сельских территориях края отмечен прирост количества учреждений детского дошкольного образования на 3%, а число общеобразовательных учреждений за исследуемый период сократилось на 19 единиц. Это может привести к тому, что часть населенных пунктов, оставшихся без школ, может исчезнуть с карты края.

Однако реализация государственных мер федерального и краевого уровня последних лет по обеспечению социального развития села уже имеет положительные результаты – улучшились жилищные условия граждан, проживающих на селе, обустройство сельских территорий, качество образовательных и медицинских услуг. В рамках реализации на территории Ставропольского края федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 введено в эксплуатацию 177,5 километра разводящих газовых сетей, 92,1 километра водопроводных сетей, 6 артезианских скважин [3].

Таблица 1 - Уровень обустройства сельского жилищного фонда в Ставропольском крае, %

 

Жилищный         фонд,

оборудованный:

2012 год

2013 год

2014 год

Изменение (+/–)

2012 год

2013 год

Водопроводом

69,9

77,9

80,8

+ 10,9

+ 2,9

Канализацией

63,9

65,8

69,7

+ 5,8

+ 3,9

Отоплением

82,5

85,2

88,4

+ 5,9

+ 3,2

Ваннами (душем)

52,8

58,6

57,7

+4,9

– 0,9

Газом

92,6

93,9

92,0

– 0,6

– 1,9

Горячим

водоснабжением

48,3

51,0

59,1

+ 10,8

+ 8,1

 

 

Ситуация отображенная в таблице 1 свидетельствует о том, что благоустроенность сельского жилого фонда улучшается, но все еще отстает от городского уровня. Успешно осуществляется водоснабжение сельских поселений в Ставропольском крае. Напряженной остается ситуация со снабжением сельского населения газом.

Проведенный анализ свидетельствует о наличии серьезных проблем в состоянии практически всех объектов инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности Ставропольского края и неудовлетворительном, в большинстве своем, качестве предоставляемых ими услуг сельскому населению края.

Проводимая в последние годы государством политика по обеспечению устойчивого развития сельских территорий не смогла в полной мере остановить процесс снижения социально-инфраструктурного обслуживания сельского населения, создать благоприятные условия для устойчивого развития сельских территорий края, подразумевающего стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий.

Отсутствие должной согласованности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления выразилось в ведомственной разобщенности управления сельскими территориями, отсутствии целостной стратегии и эффективных механизмов реализации программ развития села, ограничении доступа сельских жителей к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективности их использования.

В связи с этим требуют незамедлительного комплексного решения вопросы повышения уровня и качества жизни сельского населения, приближения условий жизнеобеспечения на селе к городским стандартам.

  

Список литературы

 

1.     Корсенюк А. И., Рязанов М. Ю. Решение проблемы малочисленных населенных пунктов региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 5. – С. 56–60. – URL: http://e- koncept.ru/2015/65299.htm.

2.     Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 года //официальный        интернет-портал        правовой       информацииhttp://www.pravo.gov.ru - 04.05.2015.

3.     Теория, методика и практика оценки уровня и перспектив социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края: учебно-практ. пособие. Под общ. ред. Н.В. Тарасенко. Ставрополь: АГРУС. 2013. 180 с.