Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
02 августа 2017г.

Создание СЭЗ - весьма действенное и перспективное направление развития экономики отдельных территорий и районов, главным образом ориентированных на формирование производственного потенциала и сферы услуг, способных свободно экспортировать продукцию. Однако, несмотря на то, что основным универсальным регулятором функционирования любого рыночного хозяйства является прибыль, привлекательность помещения иностранными инвесторами своего капитала в экономику зон, расположенных на территории других стран, объясняется не только фактором высокого прибыльного экспорта [3]. Ведущую роль играет и фактор получения дополнительных источников природного сырья, расширения рынков сбыта продукции, уже не пользующейся спросом на традиционных рынках других стран.

У Российской Федерации богатый опыт в создании СЭЗ. На её территории уже действует 17 особых экономических зон. Они отличаются и по географии размещения – от Санкт-Петербурга до Хабаровска, и по приоритетным направлениям развития: туризм, технологии, логистика, промышленность.

29 ноября был принят Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [2]. В нём регламентируется создание такой зоны сроком на 25 лет с возможностью продления, и предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Для Крыма выбрана модель Калининградской ОЭЗ, т.к. у обеих зон выгодное географическое расположение и есть выход к морям (в Крыму – к Чёрному, в Калининграде – к Балтийскому) [1]. Крым очень привлекательный регион для вложения инвестиций. Уже сейчас есть много желающих развить на полуострове свой бизнес или инвест-проект, но сдерживают санкции. Возможно, через 5-10 лет, когда санкции будут отменены, многие захотят использовать любую возможность, чтобы поучаствовать в развитии региона.

Участникам зоны Крым будет предоставлен законом особый режим предпринимательской деятельности, а именно: особенности градостроительной деятельности и землепользования, особый режим налогообложения, а также возможность предоставления субсидий на возмещение затрат, в том числе на уплату налогов, пошлин и сборов при ввозе необходимых для строительства и обустройства объектов инвестиционных проектов.

Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму, и сделать условия максимально выгодными и привлекательными, как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.

Льготы для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе включают:

·                                          в течение трех лет с момента начала работы в СЭЗ доходы на прибыль облагаются по ставкам 2%, то есть в девять раз ниже основной ставки (18%). Создание инвестором новых рабочих мест компенсирует пониженную ставку поступлениями налога на доходы физических лиц.

·                                          при работе на НДС – льготы на налоги во время помещения продукции под таможенную процедуру свободной зоны таможенного контроля;

·                                          возможность нулевого налогообложения на имущество организаций в течение 10-ти лет;

·                                          общие размеры страховых взносов на 10-летний период снижены до 7,6%;

·                                          земельный налог не уплачивается в первый 3-летний период работы.

Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок, или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы – в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов.

В частности, Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» 26 сентября 2016 года на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности. В нем говорится о включении в состав территории СЭЗ морские воды и территориальное море вдоль прибрежной линии Крымского полуострова. Целью этого расширения является стремление содействовать увеличению числа желающих получить статус участника свободной зоны, что может привлечь дополнительные инвестиции в регион.

Кроме этого, расширение СЭЗ на море обеспечит возможность использования транспортных средств, помещённых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также поспособствует развитию транспортной инфраструктуры, яхтенного туризма и парусного спорта, организации грузопассажирских перевозок, созданию дополнительных рабочих мест.

Принятие закона будет способствовать увеличению количества желающих получить статус участника СЭЗ в Крыму и привлечению дополнительных инвестиций в экономику региона.

Законопроектом № 41764-7 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в части расширения видов деятельности) предлагается установить возможность осуществления добычи подземных вод участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, а также разведки и добычи минеральных подземных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, используемых для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

В первую очередь от этого законопроекта выиграют сельхозпроизводители и предприятия винодельческой отрасли. Благодаря данному закону крымские и севастопольские виноделы смогут получить статус участника свободной экономической зоны и пользоваться теми преимуществами, которые дает этот статус. Ряд предприятий Республики Крым и г. Севастополя, использующие подземные воды в рамках одного из направлений своей основной деятельности, не могут получить статус участника свободной экономической зоны и пользоваться соответствующими льготами, поскольку в соответствии с базовым ФЗ участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых (а подземные воды отнесены к полезным ископаемым).

Министерство финансов Крыма провело анализ поступления доходов за семь месяцев в бюджет от 480 субъектов — юридических лиц, которые зарегистрированы в едином реестре участников свободной экономической зоны Крыма по состоянию на 1 июня 2016 года.

Поступления в консолидированный бюджет республики Крым по данным субъектам увеличились на 844,1 млн. руб. За 7 месяцев 2015 года от данных организаций поступило в консолидированный бюджет 1578,2 млн. руб., за 7 месяцев 2016 года — 2422,3 млн. руб. Темп роста составил 153,5%.

Наиболее существенным  оказался рост собираемости налога на доходы физических лиц — на 264,1 млн. рублей, темп роста — 197,3%. Поступления по налогу на прибыль увеличились на 69,7 млн. рублей или на 123,6%.

Представленные субъектам хозяйственной деятельности СЭЗ в Крыму налоговые и таможенные льготы являются для современной России беспрецедентными и значительно превосходят возможности особой экономической зоны в Калининградской области, особенно в области малого и среднего бизнеса. Сейчас идёт активная работа по налаживанию инфраструктуры региона.

 

Список литературы

 

1.       Иванова В.Н. и др. Особая экономическая зона в калининградской области: несовершенство основ законодательной базы / Экономические науки. 2015. №6 (127). С. 90-97.

2.        Федеральный закон Российской Федерации от 29 нояб. 2014 г. №377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

3.        Экономика: Учебное пособие. Издание пятое / Под редакцией Э.А. Кузнецова. – Х.: Одиссей, 2010. – 512 с.