Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА НЕФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 августа 2017г.
METHODOLOGY NON-FINANCIAL SUPPORT OF EXPORT ORIENTED SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS, PROJECT APPROACH

 

Guseva M., Lyalin A., Brikoshina I., Nikitina E.

 

Тhe State University of Management,Moscow, RussianFederation

 

Аннотация.В статье обозначена важная роль нефинансовой поддержки в развитии экспортно- ориентированного малого и среднего бизнеса, а также представлены основные функциональные направления для создания целостной проектной методики поэтапной поддержки.

Ключевые слова: экспортно-ориентированный малый и средний бизнес, нефинансовая поддержка, государственная поддержка, методика, диагностика, иностранные рынки, анализ, оценка ресурсов предприятия.

Abstract. The article outlines the important role of non-financial support in the development of export- oriented small and medium-sized businesses, also presents the basic functional areas to create holisticproject methods of gradual support.

Key words: export-oriented small and medium businesses, non-financial support, government support, methodology, diagnostics, foreign markets, analysis, evaluation resources.

Малый и средний бизнес (далее – МСП) играет важную роль в современной экономической, политической и социальной жизни любого государства с рыночной системой хозяйствования. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике значительна как с точки зрения вклада в формирование внутреннего валового продукта и в процесс создания новых рабочих мест, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности национальной экономики и внедрения новых технологий.

Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса является важнейшим направлением развития российской экономики. Также необходимым является развитие экспорта и укрепление экспортного потенциала страны. Так как приоритетной задачей государства является диверсификация экспорта путем увеличения его несырьевой составляющей. А основным инструментом для решения этой задачи являются рост экспортно-ориентированных МСП. В следствии чего, одной из ключевых позиций в процессе интеграции экономики России в мировое хозяйство должно стать создание и дальнейшее совершенствование программы по оказанию комплексной государственной поддержки малому и среднему бизнесу, планирующему вести экспортную деятельность.

На данном этапе существует три основных барьера, с которыми сталкиваются экспортно- ориентированные МСП - финансовые, организационные и информационные.

Чтобы преодолеть эти барьеры государство в рамках федеральной программы оказывает финансовые и нефинансовые меры поддержки экспортно-ориентированным МСП. Финансовым мерам сейчас уделяется большое внимание, и на данный момент, в соответствии с разработанной программой, проводится их плановое совершенствование и доработка, тогда как нефинансовым мерам не уделялось должного внимания. Вследствие чего МСП, выходя на внешний рынок, не обладает необходимыми знаниями, навыками и инструментарием для осуществления дальнейшей деятельности.

Вследствие этого на данный момент наиболее актуальной задачей является разработка методики поэтапного предоставления нефинансовой поддержки бизнесу в целях вывода продукции на иностранный рынок и дальнейшему эффективному функционированию предприятия.

Далее я постараюсь обозначить основные блоки и направления для создания целостной методики.

1)  Внутренняя диагностика состояния и возможностей для выхода на иностранные рынки

При первичном обращении потенциального экспортера, центру необходимо получить первичную информацию для дальнейшего выстраивания плана работы и мероприятий по организации комплексной и эффективной поддержки.

Цель – определение степени готовности бизнеса к выходу на внешние рынки. Сбор необходимой информации можно организовать двумя методами:

·                   Анкетирование: выдача респонденту готовой структурированной формы,

·                   Личная беседа с респондентом, для более детального сбора информации (интервьюирование).

Необходимо получить информацию о продукте и объеме производства, и о предполагаемых рынках сбыта продукции.

На этом этапе центру необходимо провести диагностику и оценку следующих направлений: Экспортный потенциал товара определяется исходя из следующих показателей и характеристик:

а) Ассортимент; возможности расширения ассортимента (разнообразные модели, размеры, цвета, различные по ценовой политике), коэффициент обновления товара;

b)   Располагают ли товар или услуга уникальным рыночным преимуществом (уникальные свойства, качество, цена, инновационная технология) для иностранных потребителей;

c)     технологические характеристики товара;

d)     Соответствие товара международным стандартам в области защиты окружающей среды и санитарным нормам.

При том, важно определить уровень защищенности торговой марки; обладает ли предприятие международными лицензиями и патентами или готово получить их. В целях возможного повышения экспортного потенциала на обозначенном рынке необходимо получить также ответы на вопросы об интеграционных характеристиках экспортного товара, а именно: какова степень усвояемости продукта на иностранном рынке и в какой степени продукт отвечает запросам местных потребителей.

Немаловажно оценить, насколько эффективно функционирует система сбыта и продаж действующего предприятия и каковы возможности переноса ее на иностранный рынок, а также имеются ли условия для внесения изменений в нее, насколько мобильно действует программа стимулирования и мотивации сети сбыта.

Производственный потенциал является одной из важных составляющих при определении возможностей для принятия решения о начале экспортной деятельности. Необходимо дать оценку способности предприятия производить и накапливать произведенную продукцию. Важно учитывать также такую способность, как гибкость производственного процесса в целом. Предприятие, желающее выйти на экспорт, должно подготовиться к потенциальному увеличению спроса и быть способным выполнить заказы. Следует учитывать свои материально-технические характеристики, например, такую, как возможность сложившейся системы распределения, основная функция которой доставить продукт покупателю в надлежащем виде и в согласованные сроки. Оценивание возможности по поддержанию прогнозируемого увеличения спроса при заключении экспортных контрактов, предприятие должно проработать следующие направления предстоящей деятельности: (прогнозируемые показатели и характеристики предстоящей экспортной деятельности) (натуральные показатели или процент имеющихся к показателям, которые могут быть достигнуты)

Объемы используемых и свободных производственных мощностей

Возможности увеличения производительности без дополнительных существенных финансовых затрат

Возможность подключить субподрядчиков или закупить продукцию у других производителей при недостаточности производственных мощностей. (наличие налаженных партнерских связей и объемы продукции, которые они обеспечивают).

Анализируя материально-технические показатели, необходимо учитывать нижеперечисленные факторы: (наличие каналов передачи)


·                                          Возможности системы распределения продукции;

·                                          Уровень базовых знаний в области таможенных операций, уровень транспортного обслуживания предприятия, вопросы упаковки, складирования, перевозки;

Соответствие упаковки товара международным стандартам (подлежит ли она повторному использованию;

Размер доли материально-технического обслуживания;

Наличие систем электронного обмена информацией. Способно ли предприятие технически адаптировать свой продукт (упаковку, этикетки) в зависимости от потребностей в пожелании клиентов, климатических и географических условий, действующих законодательных постановлений т норм на иностранном рынке и при наименьших затратах.

Возможность и ресурсы предприятия для обеспечить сервисное обслуживание за границей, его форма (замена, ремонт, передача во временное пользование и стоимость обслуживания) и стоимость.

Начинать экспорт предприятие должно с составления финансового плана нового для него вида деятельности (экспорта). Главной целью плана должен стать расчет объема финансовых ресурсов для покрытия расходов как на внутреннем рынке, так и на иностранном. Анализ финансовой состоятельности предприятия позволит оценить его возможность вкладывать средства в запуск проекта по выходу на иностранные рынки, а также научит правильно распределять финансовые ресурсы. Кроме того, необходимо рассчитать, есть ли необходимость в привлечении заемных средств либо кредитовании. Это поможет при дальнейших процедурах получения финансовых мер поддержки соответствующими подведомственными органами инфраструктуры.

Центр проводит анализ основных финансовых показателей компании, для определения текущего финансового состояния.

-           анализируются данные об имеющихся краткосрочных и долгосрочных кредитах;

-           величина и динамика собственного капитала;

-           объему оборотных средств;

-           запасу финансовой прочности;

-           рентабельности.

К ключевому фактору успеха предприятия можно отнести его внутреннюю структуру, где, предполагается, существует структурное подразделение, занимающееся вопросами экспортной деятельности, а его сотрудники отвечают современным квалификационным требованиям, профессионализмом, мобильностью и обучаемостью и обладают практическими навыками. К ним должны предъявляться повышенные квалификационные требования, поскольку в международной торговле требуется особая тщательность в исполнении служебных обязанностей в связи со сложностью ведения бизнеса.

Особое внимание стоит уделить предприятиям в которых действует совет директоров. В  этом случае предприятию будет рекомендовано включить в его состав хотя бы одного специалиста по ведению экспортной деятельности, для того чтобы он мог непосредственно курировать данную деятельность.

2)   Содействие в составлении бизнес-плана и исследовании рынков

На этом этапе проводится обработка и анализ полученных данных в целях создания комплекса мероприятий, направленных на содействие обратившейся компании выйти на новый рынок сбыта.

Оперируя полученной информацией от компании, необходимо составить перечень стран потенциальных импортеров. Направить запросы в торгпредства вышеуказанных стран и в евро-инфо корреспондентский центр для получения информации об интересующем рынке, и по возможности информацию о политической, экономической, социальной и технологической сводке. На основании анализа полученной информации от торгпредств и ЕИКЦ выбрать ключевые зарубежные рынки.

Согласно полученной информации принимается решение о целесообразности и плане проведения целевого маркетингового исследования потенциального рынка сбыта, для получения необходимой и достаточной информации.

Исследование проводится либо созданной  командой проекта на базе центра, либо с помощью привлечения консалтинговых организаций, специализированных на исследованиях зарубежных рынков.

Целью проведения маркетингового анализа является представление отчета по:

• товарной группе производимой продукции

• потенциальным рынкам и сегментам

• динамике рынка

• емкости рынка

• количестве конкурентов

• имеющихся барьерах входа

Центр поддержки консультирует предприятие в ходе разработки и формирования маркетингового плана, а также необходимости привлекает сторонних экспертов и соответствующие консалтинговые фирмы.

Заблаговременно до того, как предприятие заключит свой первый внешнеторговый контракт, ему потребуется разработать маркетинговый план экспорта. Хорошо известная в маркетинге теория «4Р» является его основой и имеет построение в четырех основных координатах планирования.

Таблица 1: Комплекс маркетинга

 

Product

Товар

Price

Цена

Promotion

Продвижение, реклама

Place

Место/рынок сбыта

 

В международной торговле количество составляющих «Р» увеличивается до тринадцати, и стратеги международного маркетинга уже имеет боле сложную конфигурацию:

Таблица 4: 13 "Р"

 

Payment

оплата – особенности расчетов по внешнеторговым сделкам

 

Personnel

 

кадры предприятия – наличие знаний и опыта ведения экспортной деятельности

Planning

планирование – подготовка бизнес планов

Paperwork

документация - подготовка пакета экспортной документации

Practices

учет национальны особенностей ведения бизнеса в других странах

Partnerships

сотрудничество – выбор партнера

 

Politics

 

стратегия ведения экспортной деятельности на текучий момент и перспективу

Positioning

позиционирование – как предприятие будет представлено на рынке

 

Protection

защита – меры для защиты предприятия от возможных рисков и защита прав интеллектуальной собственности

 

Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако, фактически, сбыт является одной их функций маркетинга и часто не самой существенной. Если предприятие хорошо работала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров  и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только предприятие действует на высоко конкурентном рынке.

Процесс обмена требует определенных действий. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие процессы, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Важным этапом подготовки к ведению экспортной деятельности является составление стратегического экспортного бизнес плана. Экспортный бизнес-план это – ключевой документ для целенаправленного и планомерного ведения бизнеса, который также дает доступ к получению кредитов и формированию начального капитала. Экспортный бизнес-план следует рассматривать как инструмент управления, который может изменяться в зависимости от полученного опыта, достигнутых результатов выбора стратегии и достижения поставленных целей. Чтобы достичь успеха на международном рынке, предприятие должно разрабатывать бизнес-планы по крайней мере на срок от 3 до 5 лет.

Центр поддержки консультирует предприятие в ходе разработки и формирования бизнес-плана, а также привлекает сторонних экспертов и соответствующие консалтинговые фирмы.

Бизнес-план должен содержать ответы на следующие вопросы:

-           какой вид продукции выбрать для выхода на зарубежный рынок;

-           каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться;

-           какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

-           сколько будет стоить необходимые ресурсы и где найти поставщиков;

-           каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

-           какой может быть цена на банную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

-           какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

-           каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

3)   Налаживание прямых контактов и оценка кадрового потенциала

Важно оценить уровень готовности работников предприятия к ведению экспортной деятельности. Для этого необходимо определить круг работников, имеющих опыт ведения экспортной деятельности (при наличии), определить, в каких областях знаний требуется провести повышение квалификации кадров, либо привлечь внешних специалистов. Важную роль играет фактор времени. Обладает ли предприятие временным лагом для повышения квалификации своих работников или их обучения.

Обучение по вопросам ведения экспортной деятельности проводится на базе центра или с помощью формирования экспортной команды на предприятии.

Центр поддержки курирует деятельность «экспортной команды», назначенной в МСП, направлена

на реализацию экспортно-маркетингового бизнес-плана, а также программ обучения / тренинг в области бизнес культуры и существующей практики ведения коммерческой деятельности намеждународных рынках.

Бизнес-миссия является важным инструментом при налаживании торгово-экономических контактов между странами. Минэкономразвития России совместно с торговыми представительствами РФ за рубежом и региональными центрами поддержки экспорта организует проведение бизнес-миссий в интересах российских МСП.

Региональные центры поддержки экспорта помогают экспортно-ориентированным МСП в организации бизнес-миссий, а также координируют их взаимодействие с другими участниками мероприятия.

Бизнес-миссия – организованное мероприятие, связанное с проведением переговоров представителей российских деловых кругов, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с потенциальными зарубежными партнерами с целью инициации внешнеэкономических проектов.

Цели проведения бизнес-миссии:

-           получение МСП экспортных заказов на поставку товаров и услуг;

-           продвижение российских инвестиционных проектов за рубеж;

-           установление и развитие торговых связей между российскими и иностранными компаниями;

-           подбор иностранных партеров для российских предприятий с целью реализации совместных проектов за рубежом.

Региональный центр поддержки экспорта проводит оперативный поиск выставочных мероприятий, проводимых в необходимой для МСП отрасли экономики, содействует МСП в принятии участия на международной выставке и координирует его действия с органами, предоставляющими государственную финансовую поддержку для участников данного мероприятия.

Участие в вставочных мероприятиях позволяет предприятию узнать больше о клиентах и их ожиданиях, получить немедленный  отклик  о продукции и  реакцию на предприятие, изучить рынок и конкуренцию на нем, оценить маркетинговый потенциал предприятия, определить возможных агентов и дистрибьютеров, идти в ногу с инновациями и новыми технологиями.

 

Список литературы

 

1.                   Федеральный  закон  от  24.07.07  г.  №  209-ФЗ  «О  развитии  малого  и  среднего предпринимательства в Российской Федерации.

2.                   Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 2012 г. (пункт 27). О реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

3.                   Друкер П., Макьярелло Дж. Менеджмент. М.: 2010. С. 480-487.

4.                   Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс»,2006. – 944 с.

5.                   Кравцов С.С. Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого бизнеса в условиях глобализации мировой экономики, 2008. С.15.

6.                   Оболенский В.П. Внешнеэкономическая специализация России. Особенности эволюции и перспективы диверсификации. М.: ВАВТ, 2011. 342 с.

7.                   Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / под. ред. проф. М. Л. Разу. – М.: Кнорус, 2006.