Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Эффективность функционирования любого общества определяется результативностью деятельности отдельных отраслей и эффективностью государственной политики. В свою очередь результативность отраслей экономики во многом определяется состоянием товарных рынков, количеством участников, наличием хозяйственных и иных отношений между ними, свободой предпринимательской деятельности, состоянием конкуренции.

   В конкурентных экономических условиях предприниматели и фирмы свободны в своих действиях, самостоятельно определяют объемы производства товаров и услуг, самостоятельно ищут потребителей своего товара, самостоятельно формируют и назначают цену на свой товар, свободно вступают в экономические отношения с другими лицами. Именно конкуренция является главным условием свободного предпринимательства. В свою очередь свободное предпринимательство обеспечивает наличие конкурентных отношений на рынке.

   Конкуренция понуждает предпринимателей и фирмы к эффективным действиям на рынке, заставляет их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Важнейшим условием эффективной конкуренции является свободная торговля и обмен товарами на всем экономическом пространстве, которое включает как российские, так и иностранные рынки. При таких условиях ответная реакция от потребителей без искажений и оперативно через продавцов доходит до поставщиков и производителей товаров, что позволяет им самостоятельно и своевременно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

   Конкуренция способствует прогрессу экономики за счет повышения эффективности производства, создания условий для концентрации ресурсов в наиболее развитых и привлекательных секторах экономики, насыщения товарных рынков разнообразными товарами и услугами, снижения уровня издержек производства и обращения, росту потребления товаров и услуг и, соответственно, обеспечивает рост валового внутреннего продукта (ВВП). Конкуренция среди товаропроизводителей побуждает участников рынка активно внедрять инновации, совершенствовать технологии, рационально использовать ограниченные природные и иные ресурсы. Свобода потребительского выбора способствует оздоровлению экономики, не позволяя действовать неэффективным фирмам и предпринимателям. Любое искусственное ограничение свободы входа на рынки, перемещения товаров между территориями, введение запретов и ограничений для свободного обращения товаров на рынке будет иметь негативные последствия для конкуренции и национальной экономики, а также приведет к ограничению свободы выбора товаров и услуг потребителями.

   В современных условиях действия экономических санкций в отношении российской экономики, падения курса национальной валюты и значительного роста цен на потребительском рынке именно конкуренция в производственной секторе может служить действенным механизмом сдерживания роста цен. Использование только административного ресурса, проведение многочисленных проверок, привлечение продавцов к административной ответственности не даст желаемого результата. Единственный эффективный путь – создание условий для развития конкуренции среди товаропроизводителей.

   Развитие рыночных отношений в обществе предполагает уменьшение прямого вмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства. Государство как субъект рыночных отношений, с одной стороны, может поддерживать через систему соответствующих институтов экономически оправданное состояние конкурентной среды, а с другой – создавать определенные препятствия в виде административных или политических барьеров для деятельности отдельных субъектов рынка.

    Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. Однако, определяя роль государства в условиях развития рыночных отношений, необходимо учитывать и важнейший постулат рынка – его способность к саморегулированию. Исторически в России сложилась ситуация активного вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность субъектов рынка. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления далеко не всегда могут найти адекватные рыночной экономике пути взаимоотношений с хозяйствующими субъектами. Они компенсируют это тем, что принимают подзаконные акты, касающиеся вопросов лицензирования, квотирования, усложнения порядка регистрации и сделок с имуществом, создания дополнительных барьеров в распределении земельных участков, предоставления в аренду производственных и служебных помещений, оформления договоров и др. Исходя из этого, должны быть выработаны адекватные способы выстраивания отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами.

   Полномочия органов власти, ставящие в зависимость от них действующие на рынке хозяйствующие субъекты, и практика использования некоторыми участниками рынка властного патронажа, запрещенная Конституцией Российской Федерации и антимонопольным законодательством, до настоящего времени еще не изжиты. Достаточно сильная потребность в административном регулировании хозяйственной деятельностью субъектов должна быть нейтрализована системой сдержек и противовесов в виде законодательного закрепления норм. Особая роль в этом процессе принадлежит антимонопольному законодательству.

   В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего закона и иных федеральных законов. Таким образом, соответствующие нормы Конституции Российской Федерации являются основой антимонопольного законодательства и предают ему конституционную весомость. Кроме того, антимонопольное законодательство является федеральным и относится к исключительной компетенции Российской Федерации, устанавливая правовые основы единого рынка.

   Конституция Российской Федерации непосредственно содержит ряд норм, обеспечивающих реализацию полномочий антимонопольных органов в сфере выполнения контрольных функций, связанных с развитием рыночной конкуренции, ограничением монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и антиконкурентных действий органов власти и управления.

    Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная статья включена в первую главу Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и, таким образом, определяет базовые основополагающие принципы экономического устройства государства. В соответствии со статьей 135 Конституции эти положения могут быть пересмотрены только Конституционным собранием или всенародным голосованием (референдумом), но никаким иным органом государственной власти, включая высший законодательный орган – Федеральное Собрание Российской Федерации. Следовательно, они имеют высшую юридическую силу по отношению не только к любым иным актам права, но и к нормам других глав Конституции Российской Федерации.

   Любые акты, решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в Российской Федерации не должны нарушать данных положений Конституции государства. Кроме того, для ограничения и пресечения возможных нарушений базовых принципов экономического устройства Российской Федерации должно создаваться и применяться соответствующее законодательство, а также формироваться и наделяться необходимыми полномочиями органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением этих норм.

   Конституция Российской Федерации содержит положения, направленные на поддержание экономических основ конституционного строя, изложенных в ст. 8. В первую очередь, ст. 71 Конституции государства относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Без этих условий все принципы ст. 8 Конституции носят не более чем декларативный характер.

   Ст. 74 Конституции Российской Федерации устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких – либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а отдельные ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Тем самым Конституция Российской Федерации налагает определенные ограничения на возможные действия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению подобных ограничений.

Еще одним аспектом конституционного обеспечения реализации общих принципов экономического устройства государства является включение в Конституцию Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в экономической сфере. Ст. 34 Конституции устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности.  При  этом  не  допускается  экономическая  деятельность,  направленная  на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Права и свободы в экономической сфере, равно как и все иные права и свободы человека и гражданина, являются постоянно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и политической власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются  правосудием (ст. 18 Конституции государства). Любые  акты и действия органов государственной власти, направленные на ограничения прав и свобод граждан в экономической сфере, противоречат Конституции Российской Федерации.

   Перечисленные нормы Конституции Российской Федерации прямо касаются политики государства по ограничению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по сдерживанию конкуренции и нашли свое практическое воплощение в антимонопольном законодательстве и в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Так, статья 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» гласит, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Действие вышеперечисленных норм Конституции устраняет любые барьеры и препятствия как для перемещения товаров на всей территории государства, так и для выхода на рынок любых участников.

   Согласно пункта 4 статьи 3 вышеназванного закона участником закупки, т.е. поставщиком, подрядчиком, исполнителем, может быть любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. За счет такого неограниченного большого числа потенциальных участников и обеспечивается реальная и эффективная конкуренция за доступ к бюджетным деньгам, что приводит к снижению начальной цены закупки и экономии средств.

   Важнейшее значение имеет реализация принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 закона № 44-ФЗ. Согласно этой нормы контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция в сфере закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Любые действия государственных и муниципальных заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, которые приводят или могут приводить к ограничению конкуренции и необоснованному ограничению числа участников являются незаконными.

Список литературы

1.     Артемьев И.Ю., Пузыревский С.А., Сушкевич А.Г. Конкурентное право России: учебник. – М., ГУ ВШЭ, 2014, - 496с.

2.     Битва за конкуренцию/ Под ред. И.Ю. Артемьева. - М., ООО «ТМ-  Менеджмент», 2009. – 392с.

3.     Конституция Российской Федерации – М., Юридическая литература, 1993.

4.     Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М., Омега-Л, 2006. - 526с.

5.     Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие /под ред. А.Г. Цыганова. - М., Логос, 1999. - 368с.

6.     Таланцев Владимир. Антимонопольное законодательство и    регулирование.           Принципы, проблемы и практика применения. Lap Lambert Academiс Publishing, 2011. – 242с.

7.     Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

8.     Федеральный закон от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».