Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
02 августа 2017г.

Проектный подход к управлению  организациями в настоящее время  испытывает  новую  волну интереса российских компаний. Причина данной тенденции связана с происходящими изменениями во внешней и внутренней среде компаний. В будущем ожидается увеличение важности и роли проектов для стратегического развития организаций. Это обусловливается следующими изменениями: сокращением жизненного цикла продукта; обострением глобальной конкуренции; увеличением объема знаний; уменьшением размера компаний; увеличением внимания к клиенту; необходимость выбора и развития новой бизнес-модели управления. Необходимость новой бизнес-модели обусловлена развитием новых индустрий и технологий, таких как: беспилотные автомобили, доставка дронами, умный дом, 3D- промышленность, искусственный интеллект, дополнительная реальность (виртуальная), новая медицина. Все это требует новых форм финансирования проектов.

Одной из основополагающих задач управления проектом является организация его финансирования, что подразумевает обеспечение проекта инвестиционными ресурсами.

В настоящее время проектное финансирование расценивается как один из наиболее эффективных способов применения современных финансовых инструментов и схем, позволяющих аккумулировать значительные финансовые ресурсы из разных источников и устранять риски инвестиционного проекта через их перераспределения между его участниками. Проектное финансирование часто становится единственно возможным способом привлечения ресурсов из-за высоких рисков проекта и больших объемов необходимых капиталовложений.

Проектное финансирование — вид финансирования, при котором кредиторы в качестве обеспечения выделенных на данный проект денег не требуют залога активов, а соглашаются принять в этом качестве будущие финансовые потоки от проекта. Следовательно, сам проект является единственным или основным способом обслуживания долговых обязательств.

Проектное финансирование характеризуется особым способом обеспечения реальности получения запланированного денежного потока по проекту. Она достигается путем выявления и распределения всего комплекса связанных с проектом рисков между всеми участниками проекта.

Основополагающие правила проектного финансирования: его целевой характер; долгосрочный характер вложений; повышенная стоимость  кредитов и займов, включая премию за процентный риск; использование инструментов минимизации кредитного риска; построение адекватной привлекаемым источникам финансирования организационно-финансовой модели реализации проекта.

За последние 20 лет проектное финансирование широко применяется в сырьевом секторе, телекоммуникационной сфере, при строительстве нефте- и газопроводов, гидро- и теплоэлектростанций, мостов, тоннелей, автодорог, портов, аэропортов и других инфраструктурных объектов и распространено в основном в развитых странах.

Типичным примером применения механизма проектного финансирования является проект строительства тоннеля под проливом  Ла-Манш, который в 1993 г. соединил Великобританию и континентальную Европу [2].

Данный проект был реализован только за счет частных инвестиций, без вмешательства государства, что явилось первым случаем в истории. В рамках проекта предполагалось строительство двух железнодорожных и одного вспомогательного туннеля под проливом Ла-Манш, а также строительство двух терминалов для приема и отправки поездов на территории Великобритании и Франции. Еще одним аспектом явилась разработка и изготовление специальных составов для перевозки пассажиров и грузов по туннелю, предполагалось строительство терминалов для таможенного оформления грузов, а также создание необходимой инфраструктуры, планирующее соединение нового транспортного коридора в транспортные системы двух стран.

Общий объем финансирования проекта составил 6 млрд англ. ф. ст. Из которых, 5 млрд ф. ст. было предоставлено в виде долгового финансирования, так называемой специальной проектной компании консорциумом из 40 банков, которые привлекли к участию в финансировании еще больше банков, общее количество которых составило в итоге 225. Еще 1 млрд англ. ф. ст. было получено от инициаторов проекта с британской и французской сторон в виде взносов в уставный капитал проектной компании.

Самым известным проектом в России считается проект под названием «Голубой поток» (1997 г.). [2]. Данный проект представляет собой газопровод, проведенный между странами России и Турции, который протянут по дну Черного моря. Для строительства морского участка газопровода распределение долей участия составило 50% на 50%. Финансирование проекта «Голубой поток» осуществлялось следующим образом: ОАО «Газпром» и Blue Stream Pipeline Company B.V. Финансирование было предоставлено консорциумом, в который входят более 30 банков во главе с банками West LB, Banca Commerciale Italiana и Mediocredito. Также компании привлекли 626 млн. долл. от японского банка Fuji Bank, гарантом которого выступили Министерство торговли и промышленности Японии, а также Японский банк международного сотрудничества.

Для строительства 1224-километрового трубопровода «Северный поток» через Балтийское море от бухты Портовая в России до Грайфсвальд (Германия) было привлечено 7,4 млрд. евро. Владельцем и оператором трубопровода выступает Nord Stream AG, акционерами которой являются ОАО «Газпром», Wintershall, подразделение BASF, E.ON Ruhrgas, подразделение E.ON, Gasunie (Голландия), GDF Suez (Франция). Акционеры обеспечили 30% бюджета пропорционально своим долям, остальные 70% были привлечены из внешних источников [1].

Среди крупных проектов, реализованных в России с привлечением проектного финансирования, модернизация аэропорта «Пулково», включавшая ремонт существующего внутреннего пассажирского терминала и строительство нового центрального пассажирского терминала. Объем инвестиций превысил миллиард евро.

С привлечением проектного финансирования строилась ТЭС «Полярная» в Салехарде, необходимый объем финансирования которой составляет 420 млн евро, из которых 70% было предоставлено Чешским экспортным банком в виде проектного финансирования. Остальные 30% - кредит, полученный под гарантии Ямало-Ненецкого автономного округа, а также собственные средства «Корпорация Развития» [1].

Проект «Сахалин-2» по добыче нефти и газа с северо-восточного шельфа острова Сахалин. Этот проект, помимо льготного режима налогообложения также включал в себя механизм  проектного финансирования.

Такие проекты могут быть претворены в жизнь только через механизм проектного финансирования. Ни одна из компаний самостоятельно не смогла бы осуществить похожий проект, так как ни одна из компаний по отдельности не обладает необходимыми финансовыми ресурсами.

Важнейшие особенности проектного финансирования в зарубежных странах следующие [3,4]:

-      определяющая роль государства в поддержании макроэкономической и законодательной стабильности, что обеспечивает минимизацию систематических рисков инвесторов и низкую волатильность основных эндогенных факторов проекта, расширение прямого и опосредованного участия государства в проектном финансировании;

-      финансирование  проектов  осуществляют  при  условии  создания  отдельного  предприятия (проектной компании);

-     реализацию крупных проектов проводят с участием банковского консорциума (сообщества банков), международные кредиты, как правило, связанные, то есть предоставляемые для стимулирования экспорта продукции предприятия в стране-изготовителе;

-    сформированы специальные методики для оценки денежных потоков от реализации проектов вследствие долгосрочного характера их финансирования; разработка и совершенствование методологии стоимостной оценки, обоснования управленческих решений, оценки и управления проектными рисками, реализации проектов в условиях неопределенности и др;

-     высокий уровень автоматизации процессов анализа/экспертизы проекта, мониторинга и контроля хода его реализации и соответствия достигнутых результатов запланированным в бизнес-плане;

-    наличие развитых международных информационных баз данных (big data) об опыте реализации проектов в разных странах, их параметрах, показателях эффективности инвестиций и т.д.;

-      многообразие инвестиционных моделей, структур, технологий и инструментов проектного финансирования при единых фундаментальных подходах и принципах, диверсификация видов, структуры и географии источников инвестиций;

-      разработка и совершенствование специализированных методик прогнозирования и оценки финансовых потоков инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования,

•    участие в оценке и организации финансирования инвестиционных проектов международных кредитных рейтинговых агентств.

В России начало проектному финансированию с участием государства было положено еще в 1995

году с выходом федерального закона № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. Данным законом было введено понятие соглашения о разделе продукции. Согласно заключаемым соглашениям, государство передает инвесторам права на поиск, разработку и добычу полезных ископаемых. Инвестор принимает на себя обязательства осуществить непосредственное проведение работ по разведке, добыче полезных ископаемых и получает свою долю продукции при ее разделе.

Организационная структура проектного финансирования в России медленно, но верно начинает складываться в последние годы. Создаются государственные институты поддержки финансирования международных и отечественных проектов. С 1995 года действует учрежденный Постановлением Правительства РФ Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ), ставший с 2010 года дочерним акционерным обществом Внешэкономбанка. Пока центром осуществляется поддержка проектов только инфраструктурного плана в региональном и муниципальном развитии социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры. ФЦПФ обладает реальным опытом организации работы в сфере проектного финансирования. За 2012-2014 годы при содействии ФЦПФ профинансировано проектов на сумму около 4 млрд. рублей.

Постановлением Правительства РФ от 11.10.2014 г. № 1044 утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования.

Программа устанавливает: а) критерии и порядок отбора инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования; б) критерии и порядок отбора российских кредитных организаций и международных финансовых организаций; в) порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации (далее - гарантии) по кредитам, выданным в целях реализации инвестиционных проектов, отобранных для участия в программе.

Критериями отбора инвестиционных проектов для участия в данной программе являются: а) реализация инвестиционного проекта на  основе проектного финансирования; б)  расположение на территории Российской Федерации производственной площадки инвестиционного проекта; в) реализация инвестиционного проекта в секторе экономики, являющемся приоритетным для развития экономики Российской Федерации; г) полная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как сумма всех затрат по инвестиционному проекту, за исключением процентов по кредитам, составляет не менее 1 млрд. рублей и не более 20 млрд. рублей; д) финансирование не более 80 процентов полной стоимости инвестиционного проекта за счет заемных средств; е) наличие разрешения на строительство (в случае осуществления строительных работ в рамках реализации инвестиционного проекта).

С 01.01.2016 года вступил в действие закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон призван стать серьезным шагом вперед в правовом регулировании многих аспектов, связанных с реализацией и финансированием инвестиций в России [6].

Вместе с тем, развитие проектного финансирования в России идет низкими темпами, специалисты называют следующие причины [5,6]:

-   более длительный прединвестиционный период, который занимает месяцы в мире и до 1,5 лет в России.

-   доля собственного капитала в новых проектах превышает среднюю в мировой практике (доля СК составляет порядка 15% в зарубежных странах, и находится на уровне 50 % в РФ), что объясняется более высокими рисками кредиторов.

-   отсутствие так называемых счетов-эскроу (когда все денежные потоки проекта находятся на одном счете, что позволяет увеличить прозрачность отчетности об использовании средств, к тому же, контроль за распределением таких средств становится более удобным).

-   преобладание нефтегазового сектора как сферы использования проектного финансирования, в то время как в мире традиционными секторами являются инфраструктура и электроэнергетика.

-   ставки проектного финансирования за рубежом составляют 6-10%, в России – 11 - 12% (при этом стоимость кредитов на строительство может доходить до 14%).

-       тенденция к повышенному валютному риску по причине того, что финансирование предоставляется в одной валюте, а продукция реализовывается в другой, из-за волатильности валютных рынков с высокими рисками валютных несоответствий осложняется развитие успешной практики.

-      процедурные сложности получения прозрачной отчетности, качественных бизнес-планов, гарантий и поручительств, большое значение личных связей – все это останавливает многих руководителей банков, особенно в региональных отделениях, от экспериментов по проектному финансированию.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать два основных вывода: во-первых, механизм проектного финансирования в России обладает определенными особенностями, отличными от зарубежной практики, и, во-вторых, рынок проектного финансирования в РФ имеет значительный потенциал роста, при условии устранения выявленных проблем.

Для улучшения качества и результативности проектного финансирования также необходимо совершенствовать систему мониторинга и контроля таких проектов на основе методологии управления проектами, расширение границ проектного анализа и требований к участникам проекта при проектном финансировании, развитие методик оценки и планирования стоимостных параметров и показателей эффективности проектов, создание единых методических рекомендаций по оценке проектов, которые будут объектами проектного финансирования.

 

Список литературы

 

1.   Исследование РБК. Крупнейшие проекты с привлечением проектного финансирования в России и в мире. Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/articles /25/06/2013/562949987553142.shtml

2.   Нестеренко Р. Проектное финансирование: мировая практика и российский опыт. Режим доступа: //http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=3395 (дата обращения 30.06.2017)

3.   .Никонова И.А., Смирнов А.Л. Проектное финансирование в России. Проблемы и направления развития. – М. : Издательство «Консалтбанкир», 2016. Режим доступа: http://mirkin.ru

4.     Пыркова Г.Х. Проектное финансирование в российской практике. / Тезисы доклада на IV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Научный потенциал студенчества в XXI веке". Том третий. Экономика.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2010

5.    Саенко Ю.В. Особенности проектного финансирования в России и проблемы его развития // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(24). Режим доступа: URL: http://sibac.info/archive/economy/9(24).pdf (дата обращения: 30.06.2017)

6.        Султанов    И.А.     Современные     методы     проектного     финансирования.    Режим     доступа:http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/proektnoe-finansirovanie.html (дата обращения 30.06.2017)