Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
30 июля 2016г.

В последнее время в выступлениях официальных лиц все чаще можно услышать о необходимости реформирования системы государственного управления. Так, в апреле председатель правительства Д.А. Медведев выступил с инициативой создания специальной комиссии для подготовки новой реформы - разработки системы оценки деятельности государственных служащих на основе КPI, а также значительного изменения структуры органов исполнительной власти РФ [6 ] . Данная инициатива была поддержана Президентом РФ.

Эти преобразования будут естественным продолжением ряда нововведений, принимаемых с 2004 года в рамках масштабной административной реформы. В июне 2010 года в рамках бюджетного послания Президента одной из поставленных задач стало сокращение численности федеральных государственных служащих на 20% [4]. Основной целью такого сокращения являлась оптимизация расходной части бюджета.

Стоит отметить, что данная задача на уровне федеральных органов исполнительной власти была выполнена лишь частично. На рисунках 1-3 представлена динамика численности сотрудников десяти крупнейших федеральных министерств, служб и агентств в период с 2011 по 2015 годы [5]







Так, в период с 2011 по 2014 год сокращения численности служащих на 20% процентов удалось достичь только одному федеральному министерству (Федеральное министерство здравоохранения – сокращение на 40,7%), одной федеральной службе (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – сокращение на 21,3%) и четырем федеральным агентствам. Нельзя не сказать, что в указанном периоде почти в половине федеральных органов исполнительной власти количество работников сократилось менее, чем на 10%. В 2015 увеличилось количество министерств, служб и агентств, в которых наблюдается тенденция уменьшения численности служащих. Скорее всего, с учетом кризиса, это связано с оттоком занятых в другие сектора экономики.

 Вместе с тем, в период с 2011 по 2015 годы кадровый состав некоторых федеральных органов исполнительной власти значительно увеличился. Так, численность сотрудников министерства обороны возросла на 71%, федеральной антимонопольной службы – на 45%, федерального агентства специального строительства – на 97%, федерального агентства по делам молодежи – на 107%.

Таким образом, сопоставляя параллельно происходящие процессы сокращения и роста численности различных федеральных органов исполнительной власти, можно сказать, что за четыре года в абсолютном выражении численность госслужащих этих органов осталась неизменной. С учетом этого, возможно, стоит обратить внимание на альтернативные способы сокращения затрат, связанных с обеспечением функционирования данных органов и повышения эффективности их деятельности. На наш взгляд, следует сместить акцент на развитие человеческого капитала в сфере государственного управления.

Одна из секций Петербуржского международного экономического форума 2016г. была посвящена человеческому капиталу. В рамках обсуждений была несколько раз высказана идея о том, что в современных условиях развитие так называемых soft skills – навыков менеджмента, лидерства, маркетинга и др. - становится все более актуальным не только в бизнес-сфере, но и в сфере государственного управления. В рамках данной секции Президентом Boeing Russia/CIS Сергеем Кравченко был обозначен портрет менеджера будущего. Так, по его словам, такой управленец должен обладать уверенными навыками лидерства, сильной внутренней мотивацией, значительной открытостью и быть ориентированным на сотрудничество [2] .

Следует отметить, что первые шаги на пути создания системы обучения федеральных чиновников высшего уровня управления уже заложены. Так, в конце апреля 2016 года Корпоративным университетом Сбербанка была запущена новая программа «Современные технологии менеджмента и их использование в реформе государственного управления», в рамках которой пройдут обучение восемьдесят заместителей федеральных министров[3]. Важной особенностью данной программы является то, что она направлена на развитие лидерских качеств, в качестве лекторов выступают руководители крупных компаний, таких как Google и др., а также практикующие бизнес- консультанты. Данная программа является важной вехой в становлении системы обучения государственных служащих, но для получения максимального эффекта необходимо увеличивать охват обучаемых и разрабатывать подобные тренинги для руководителей всех уровней управления органов исполнительной власти.

Помимо программы Сбербанка, реализуемой на федеральном уровне, на наш взгляд, стоит обратить внимание и на усовершенствование некоторых государственных программ по подготовке кадров, которые относятся к регионам. В частности, на одной из последних сессий Национального аккредитационного совета бизнес-образования была отмечена необходимость актуализации Государственной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ [1]. По нашему мнению, дополнение состава участников программы представителями органов исполнительной власти регионов позволит улучшить навыки их командной работы. Более того, объединение в рамках обучения в единые команды госслужащих и представителей организаций позволит улучшить качество и эффективность их взаимодействия в процессе реальной работы, а также создаст дополнительные возможности для реализации инновационных проектов.

При разработке или актуализации программ обучения управленческих кадров органов исполнительной власти одним из самых важных элементов, по нашему мнению, является механизм оценки эффективности обучения. Для каждой подобной программы должны быть четко проработаны не только компетенции «выпускника», но и механизм оценки результатов его обучения. Это позволит более эффективно расходовать бюджетные средства.

Примечательным является опыт некоторых регионов России по созданию собственных центров обучения. Так, по инициативе Губернатора Калужской области Анатолия Артамонова был создан «Центр современных знаний», где ежегодно проходят обучение руководители муниципальных образований и главы администраций. Центр уже доказал свою эффективность [2] .Подобный опыт может быть распространён и в других регионах РФ.

Создание на уровне регионов «центров обучения» позволит накапливать единую базу лучших практик управления и будет способствовать лучшему обмену знаниями между регионами. Более того, опираясь на опыт бизнес компаний, необходимо внедрять систему ротации управленческих кадров между регионами-донорами и регионами-реципиентами. Под ротацией в данном случае понимается временное перемещение сотрудников (на срок до двух месяцев) с целью обмена знаниями и решения текущих задач. Такое перемещение позволит повысить у руководителей навыки внутренней мотивации, поскольку перед ними постоянно будут возникать новые вызовы, а также сократить разрыв в эффективности управления регионами РФ.

Принцип непрерывного обучения государственных служащих должен быть внесен в стратегию развития государственной службы РФ. Более высокие требования к уровню образования чиновников, а также большая эффективность принимаемых и реализуемых ими решений на всех уровнях позволит повысить престиж государственной службы, что, в свою очередь, приведет к привлечению талантливых и мотивированных молодых кадров.

Таким образом, создание системы обучения управленческих кадров органов исполнительной власти РФ для всех уровней управления, нацеленной на улучшение навыков лидерства, усиление внутренней мотивации, развитие открытости и ориентации на сотрудничество позволит сократить государственные расходы на обеспечение деятельности органов исполнительной власти, а также повысить эффективность и престиж государственной службы.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Итоги сессии «Перспективы развития управленческого образования в России». Официальный сайт Национального аккредитационного совета делового   образования.[Электронный  ресурс].   –    Режим    доступа: http://nasdobr.ru/news/itogi-sessii-perspektivy-razvitiya-upravlencheskogo- obrazovaniya-v-rossii/

2. Материалы панельной сессии «человеческий капитал-главный актив экономики».   Официальный  сайт   Петербуржского  международного экономического форума 2016.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forumspb.com/ru/2016/sections/62/materials/309/sessions/1386#

3.     Полякова Ю., Никольская П., Милюкова Я. Греф научит заместителей министров управлять страной // РБК. Финансы - 2016 [Электронный ресурс].URL: http://www.rbc.ru/finances/21/04/2016/57175dc19a79472d9aeb14aa (дата обращени я 26.06.2016 )

 4.     Совещание по вопросам оптимизации численности государственных служащих. Официальный сайт Президента РФ.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/8954

5.     Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов. Федеральная служба государственной статистики.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/plat29.htm

6.     Стеркин Ф., Мереминская Е., Прокопенко А. Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину измениться // Ведомости. Политика - 2016 [Электронный ресурс]. URL:            https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/04/22/638724- dmitrii-medvedev-predlozhil-vladimiru-putinu-izmenitsya   (д ата о бр ащени я  24.06 .2 016 )