Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    В СССР за отсутствием частных заводов, задача обеспечения граждан полностью лежала на руководстве страны. Легковой автомобиль был очень востребованным товаром, но до 70-х годов приоритет в производстве отдавался грузовым и военным авто. Массовая автомобилизация СССР началась после строительства Волжского автомобильного завода в Тольятти (ВАЗ) при участии Итальянских инженеров из концерна FIAT, их модель легла в основу автомобильной марки «Жигули» и была первой запущена на конвейер завода. Так же с нуля был построен завод «ИжАвто» и другие заводы, сформировав в стране автопарк легковых автомобилей.

    К середине 80-х годов Советское автомобилестроение заняло пятое место в мире по суммарному производству (с учетом грузовиков и автобусов), однако доля легковых авто составляло немногим более половины (по 1,2 млн. из 2,2 млн. в 1985 и 1986 годах) что намного ниже, чем в развитых странах.

    В то же время в Советской экономике стали появляться кризисные явления, которые остановили рост производства, и после развала СССР, советское автомобилестроение, сконцентрированное в России, Украине и Белоруссии распалось на национальные автомобильные промышленности. [1]

    С переходом на рыночную экономику производство столкнулось с большими трудностями, повлекшими за собой развал прежней экономической системы. Нельзя сказать, что в 90-е годы отрасль была полностью разрушена, за десятилетие, в среднем, производство составило 2/3 от объемов 80-х годов. Отечественная продукция все еще являлась лидером на рынке, занимая самую обширную нишу автомобилей эконом класса, но оставшиеся обязательства в социальной сфере, морально устаревшее и изношенное оборудование, необходимость модернизации производственных процессов требовали значительных финансовых вложений которые было сложно провести из-за нестабильного финансового состояния страны.

    С наступлением стабильности в экономике, государство начало проводить протекционную политику в отношении автомобильной промышленности, в соответствии с утвержденной правительством «Концепцией развития автомобильной промышленности России» от 16.07.2002 N 978-р.

    Данная концепция сформировала и объединила цели и задачи, стоявшие перед государством: «создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов хозяйствования»

   В рамках этой концепции были приняты меры по воздействию на автомобильный рынок, рассчитанные на срок до 2010 г. [8]

   В частности, решено было сохранить принятую ранее ввозную пошлину в размере 25% для новых и подержанных авто и 30% для авто старше 7 лет, до вступление во Всемирную Торговую Организацию

    Одним из самых главных шагов стал указ правительства, в 2005 году вводивший режим промышленной сборки, установив нулевые пошлины на ввоз автокомпонентов с условием последующей сборки на заводах в России по технологии CKD (от англ. Сomplete Knock Down, «полноразборный») или же 5-% ставку при SKD (от англ. semi knocked down «полуразобранный») сборке [7]. Также, сборщикам предъявлялись дополнительные требования: автопроизводители, как правило, берут на себя обязательства в течение семи лет создать мощности по сварке, окраске кузова и сборке в объёме не менее 25 тыс. автомобилей в год, а также сократить перечень импортируемых компонентов на 30 %, иными словами, берут обязательства по локализации основного производства и производства автокомпонентов [11]

    Первыми организаторами производства в режиме промышленной сборки стали российские предприятия «ИжАвто» и «Северсталь-авто», наладившие сборку южнокорейских моделей.[4]

    В 2006 году заявки на использование режима промышленной сборки начали подавать иностранные концерны. В частности, с июля 2006 года на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск»

    В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж были выпущены в России. Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий отрасли и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промышленной сборке». В результате в течение нескольких лет доля легковых автомобилей, произведенных в России, постепенно росла и в 2010 году вдвое превысила объём продаж импортных легковых машин.[4]

    В конце 2010 года отмечалось, что результат работы режима «промсборки» с 2005 года — создание 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнёрстве с российскими компаниями). Практически все глобальные игроки воспользовались предложенными условиями, пришли в Россию и открыли свои предприятия, к концу десятилетия иномарок Российского производства было собрано чуть менее половины от общего количества новых авто. (Рисунок 1)


Рис.1. Динамика производства легковых автомобилей в РФ в 1993-2010 г.г.

    В 2009 году правительство признало, что комплекс мер по привлечению  иностранных инвестиций в машиностроение оказались недостаточными для ее полноценного развития. В связи с чем Правительственной комиссией по повышению  устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009 г. было                             принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года [10] Неудовлетворенность  правительства  результатами  было  связано  с  низкой  степенью  локализации производства,  формулы  оценки  уровня  локализации  были  условными,  производитель  мог  достигать необходимого уровня локализации с помощью учета различных затрат: включать стоимость технологий и патентов, услуг, накладных расходов, рекламы, а также уплаченные налоги. Вместо основных технологичных и сложных компонентов в России предпочитали закупать простые комплектующие, как уплотнители дверей, стекла,  и  другие  изделия.  Экономически  оправданных  предпосылок  к  развитию  технически  сложных современных предприятий обслуживания Российского машиностроения не было создано. К тому же доля отечественных производителей (в основном АвтоВАЗа, являющегося лидером рынка) постоянно падала, уступая «иномаркам» в ужесточающейся конкурентной борьбе. (Рисунок 1)

    В связи с чем в начале 2011 года вступили в силу новые правила работы иностранных автопроизводителей в России (промсборка-2), которые стали существенно жёстче. Режим промсборки-2 в обмен на низкие пошлины обязывает автоконцерны к запуску в России производств мощностью 300—350 тыс. автомобилей в год, уровень локализации в 60 % и инвестиции в НИОКР[12].

    В 2008-2009 годах из-за последствий мирового финансового кризиса снизились продажи автомобилей впервые за шесть лет, вдвое обвалив продажи. (Рисунок 1)

     Необходимость принятия мер по восстановлению рынка подтолкнула правительство к разработке программы по утилизации старых автомобилей на 2010-2011 г.г., по которой покупателю нового авто, предоставляется скидка в 50 000 рублей в обмен на утилизацию своего старого. Список автомобилей, которые можно было приобретать по акции состоял из авто Российской сборки и определялся Правительством. В ходе действия программы правительство постепенно расширяло перечень автомобилей, которые можно приобрести с «утилизационной скидкой»

     Данная мера, в первую очередь, была нацелена на поддержку спроса продукции «АвтоВАЗа», как крупнейшего отечественного производителя, и за 2010 год 42% его продаж были произведены по данной программе. [9]

    В начале 2012 года Минпромторг сообщил, что существует возможность продления бюджетной поддержки утилизации подержанных легковых автомобилей. Однако, скорее всего, станет адресной и направленной на отдельные категории граждан (люди с ограниченными возможностями, малоимущие) и отдельные регионы России

    С весны 2009 года по 2011 год в России наряду с программой по утилизации была запущена программа льготного автокредитования, направленная на стимулирование продаж за счет рефинансирования части процентной ставки по кредиту. В программе участвовали автомобили отечественной сборки, стоимостью сначала до 350 т.р., затем 600 т.р. За период действия программы по ней было выдано приблизительно 350 тысяч кредитов.

    Мера была вынужденной и затрагивала не только автомобильную промышленность, но и финансовый сектор. Выдача автокредитов банками в 2008-2009 гг. упала в несколько раз, потянув за собой и продажи автомобилей. Доля купленных в кредит авто тоже значительно сократилась в ответ на значительное увеличение ставок по кредитам. (см. Рисунок 2)

    По данной программе было реализовано приблизительно 9.5% от общих продаж и 30% от общего числа кредитов. [16]

    Министерство промышленности и торговли РФ, начиная с июля 2013 года, возобновило государственную программу льготного автокредитования, в которой участвовали автомобили Российской сборки стоимостью до 750 000 рублей, но была свернута досрочно 31 декабря.


Рис.2. Динамика выдачи автокредитов в России в 2007-2011

 

     Как посчитало правительство, главная ее цель была достигнута — уровень производства легковых автомобилей был увеличен. Так, за время действия программы было выдано 260 тысяч льготных кредитов.

    При этом Минпромторг заявил, что продолжит мониторинг рынка и при необходимости предложит новые меры по поддержке отечественного производителя.[17]

    Вступление России во Всемирную торговую Организацию, как ожидается, принесет перемены на автомобильный рынок. 23 августа Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. В соглашении с ВТО оговорено, что отныне в России будут снижены ввозные таможенные пошлины на коммерческие и легковые автомобили. Пошлины на новые легковые автомобили снизятся с 30% до 25%, а затем в течение следующих шести лет (переходный период, согласованный с ВТО) – до 15% от стоимости

    Снижение ввозных пошлин на автомобили сопровождалось введением с 1 сентября утилизационного сбора, который будут платить все импортеры легковых и коммерческих машин, включая частных лиц. Власти предполагают, что данная мера несколько компенсирует снижение пошлин. Производители, работающие в режиме промсборки в России, будут освобождены от уплаты сбора в том случае, если возьмут на себя обязательства по организации утилизационных производств [18]

    Согласно данным Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка утилизационного сбора составит 20 000 рублей за легковой автомобиль и будет умножаться на повышающий коэффициент, размер которого зависит от возраста и объема двигателя автомобиля

   Таким образом, сбор за легковую машину до трех лет для автокомпаний и индивидуальных предпринимателей составит 26 800 (автомобили с двигателем до 2 литров) и до 110 000 рублей (автомобили с двигателями более 3,5 литров [18]

    Кроме того, с 2018 года, когда прекратят свое действие существующие соглашения о промсборке. При этом государство обязуется субсидировать автоконцерны на сумму упущенных льгот. Летом 2013 года Госдума приняла закон «О государственной поддержке производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов», внесённый правительством России. Согласно документу, государство берёт на себя обязательства по компенсации потерь участникам инвестиционного режима промышленной сборки. Предполагается, что такие потери могут возникнуть у автопредприятий после 1 июля 2018 года в случае повышения ставок импортных пошлин в связи с приведением их в соответствие с правилами

    Действия государства за последние 10-15 лет направлены отнюдь не на поддержку покупателя, вся протекционная политика была направлена на поддержку и развитие экономики в целом, во многом за счет обычных покупателей. Глобальной целью является создание технологичной, саморазвивающейся, цельной отрасли Российской экономики. Причиной важности этой отрасли является его технологичность, ведь за каждой деталью стоит длинная цепочка от проектирования, добычи сырья, обработки и сборки до транспортировки и использования в автомобиле. За каждым звеном стоит развитие разных остраслей экономики. Поэтому режим промсборки-2 и ужесточал правила по локализации производства.

    Развитие автопромышленности может происходить только при растущих продажах. В конце нулевых правительство продемонстрировало свое стремление в поддержке продаж, активно приняв меры по обеспечению роста рынка. У государства есть механизмы и средства для поддержки спроса, и оно ими активно пользуется при необходимости. В ближайшие годы можно ожидать, что негативное влияние спада мировой экономики будут частично компенсироваться. У правительства есть опыт проведения стимулирующих программ и стремление их проводить.

   Рынок же сейчас находится в сложном положении: налицо замедление продаж, под влиянием тенденций мировой экономики, но продажи иномарок российской сборки растут за счет постоянного снижения доли отечественных авто. Так же ежегодно конкуренция на рынке становится все более и более напряженной, и будет усиливаться в будущем после начала действий правил ВТО под влиянием производителей, пока не представленных на рынке и ввоза подержанных автомобилей младше пяти лет.

    Хотя Российский рынок зависим от тенденций мировой экономики и на данный момент замедлился, эксперты склонны считать, что его емкость пока далека от насыщения и продажи будут расти в ближайшие 10 лет [20].

    Перспективы развития производства в России для иностранных брендов можно считать умеренно позитивными. Многие автогиганты обладают производствами, как в России, так и за рубежом, что добавляет им гибкости принятия решений при среднесрочном и долгосрочном планировании, особенно с учетом входа России в ВТО.

     Для отечественных производителей перспективы выглядят менее радостными, постепенное снижение продаж полностью Российских авто, усиление конкуренции, явное инженерное и технологическое отставание от мировых стандартов постепенно сказывается на продажах. В этом плане переход большинства российских заводов от собственного производства к партнерству с  мировыми автопроизводителями можно считать оправданным.

    Учитывая все эти факты, можно прийти к выводу, что будущее за постепенной интеграцией российских производств в составе крупных автомобильных холдингов, целями на ближайшее время видятся: подбор иностранных партнеров, оптимизация логистических и бизнес-процессов, участие в развитии внутреннего рынка автокомпонентов, что несомненно будет поддерживаться правительством России.

Список литературы

1.      http://ru.wikipedia.org/автомобильная_промышленность_россии
2.      http://autoconsultant.com.ua
3.      www.finanal.ru Российское машиностроение в системе международных экономических связей
4.      http://newsruss.ru/ Сборочные производства автомобилей-иномарок в России
5.      http://www.minpromtorg.gov.ru
6.      http://www.autostat.ru
7.      http://ru.wikipedia.org
8.      http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-instrukcii/q3b.htm
9.      http://ru.wikipedia.org/ Программа утилизации автомобилей в России
10.   http://www.businesspravo.ru
11.   http://expert.ru
12.   http://www.zr.ru/ Импорт не спасет – будет местная «Начинка»
13.   http://www.memoid.ru/ Программа утилизации старых автомобилей в России
14.   «И далее — в утиль»: «Российская газета» № 5690 (17) (27 января 2012 года)
15.   http://ru.wikipedia.org/ Автокредит
16.   http://www.autostat.ru
17.   http://www.mk.ru/ Программу льготного автокредитования продлят в 2014 году
18.   http://www.gazeta.ru/ День аВТОкомпаний
19.   http://provincialynews.ru/ Таможенные пошлины на автомобили после вступления в ВТО
20.   http://detroit.tomsk.ru