Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗДАНИЕ МАРКЕТИНОГВОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРАГНИЗАЦИИ CREATE MARKETINGOVOY POLICY EDUCATIONAL ORGANIZATION

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2018г.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы создания маркетинговой политики в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Рассмотрен комплекс маркетинговых коммуникаций для сферы образования, основы создания маркетинговой политики.

Abstract: The article deals with the problem of creating marketingovoy policy in educational institutions of secondary vocational education. The complex of marketing communications for education, the basics of creating a marketing policy.

Ключевые слова: образование, маркетинг, маркетинговая политика профессиональное образование, эффективность маркетинговой деятельности.

Key words: education, marketing, marketing policy professional education, the effectiveness of marketing activities.

О маркетинге уже давно говорят не только известные маркетологи, управленцы, экономисты, социологи, представители инженерной социологии и психологии, информатики, технических отраслей знания, но и другие специалисты, в том числе и в области реализации образовательных услуг.

Очевидно, тот кто хочет успешно и эффективно реализовывать образовательные услуги, должен искать новых покупателей, выявлять их нужды, проектировать и совершенствовать уже существующие соответствующие образовательные программы, всеми доступными и законными способами продвигать их на рынок образовательных услуг, устанавливать адекватные текущему моменту времени цены и т.д.

Иными словами, успешная образовательная организация в нынешних условиях экономики должна производить такие продукты образования, которые максимально соответствовали бы требованиям рынка труда, непосредственно работодателям (заказчикам квалифицированных специалистов) и пользовались спросом у потребителей образовательных услуг. Только в этом случае профессиональные образовательные организации достигнут одной из поставленных целей - получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей.

П. Друкер считает, что главной целью маркетинга является достижение такой рыночной позиции организации, при которой усилия по сбыту продукции, товаров (услуг) оказываются ненужными. "Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать сами себя". [2, с. 17] Отсюда понятно, что главной составляющей маркетинга и в образовании является деятельность по обеспечению наличия нужных образовательных продуктов и услуг для нужной аудитории, в нужном месте, в нужное время, по подходящей потенциальному покупателю цене при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта.

Большое значение в развитии маркетинга в образовании играет четко разработанная маркетинговая политика организации. И особенно важна роль права при осуществлении маркетинговой деятельности, которая заключается в использовании правовых средств, способствующих достижению в том числе и предпринимательских целей образовательной организации. Это прежде всего правовые средства, обеспечивающие высокое качество образовательных услуг, патентно-лицензионную защиту и чистоту, приоритетную защиту интересов потребителя и др. Также особое значение имеют положения нормативных (локальных) актов образовательной организации, обеспечивающие процесс продвижения услуг образования на рынок. Ключевую роль играет договор как экономико-правовое средство, регулирующее взаимоотношения субъектов экономики. [3, с. 89] Поскольку предприятие самостоятельно организует свою деятельность, в том числе самостоятельно определяет организационную структуру управления и самостоятельно планирует основную деятельность и сбыт, следует признать, что вопросы организации маркетинга на предприятии регулируются локальными правовыми актами самого предприятия.

Правовое закрепление маркетинга как принципа деятельности организации в условиях современной экономики может обеспечиваться путем включения в устав образовательной организации общих норм, касающихся маркетинга, и в том числе его приоритета в определении возникающих между подразделениями (филиалами образовательного учреждения) и службами задач. Так, с помощью указанных норм обеспечивается выполнение разрабатываемых в образовательном учреждении маркетинговых программ.

В положении о маркетинговой службе наряду с целями, задачами должны быть обозначены и закреплены вопросы деятельности, к которым относятся: 1) разработка программ маркетинга по существующим специальностям и направлениям; 2) исследование рынков образовательных услуг; 3) разработка новых образовательных программ, курсов и товарных знаков; 4) определение цен на услуги; 5) осуществление рекламы и технического обслуживания потребителей; 6) организация продвижения образовательных продуктов; 7) общее руководство маркетинговой деятельностью и др.

Из вышеперечисленного можно сформулировать определение «Маркетинговая политика образовательной организации» - это комплекс решений о взаимодействии ценовой политики образовательной организации, (с различными методами стимулирования сбыта образовательных услуг) и документ, в котором излагается и обосновывается порядок определения стоимости обучения, в зависимости от значимых для образовательных процессов факторов. [4, с. 2]

Как было замечено выше, на сегодняшний день уже очевидно, что маркетинговая политика в образовательной организации должна быть разработана в виде локального документа. Принцип Маркетинговой политики: рыночный подход к образованию в целом, основанный на приоритете потребителя как главного агента рыночных отношений, на его потребностях, интересах и запросах. Далее будут определены основные шаги маркетинговой политики, которые послужат фундаментом разработок маркетинговой политики образовательной организации.

В локальном акте «Маркетинговая политика» одним из основных пунктов должно быть – ценообразование.

При формировании цены образовательной услуги учитываются:

-     согласно Статьи 252 НК РФ экономически оправданные и документально подтвержденные затраты;[1, с. 252]

-   согласно Статьи 248 НК РФ доходы компании; [1, с. 248]

-   методы стимулирования сбыта.

Следующим важным пунктом Маркетинговой политики образовательной организации должны стать методы стимулирования сбыта услуг образования.

Это могут быть:

предоставление абитуриентам на момент поступления в колледж, а также иногородним студентам на время обучения общежития по льготным расценкам.

снижение стоимости обучения до 25 процентов при условии привлечения абитуриентов из числа друзей и знакомых.

снижение стоимости обучения на 10-30 процентов на образовательные продукты, продаваемые через технологии интернет-маркетинга. Это снижение может быть оправдано, так как интернет –маркетинг в сегодняшних реальных условиях: 1) позволяет учитывать изменения экономической среды, происходящие под воздействием интернет-технологий; 2) расширяет роль маркетинга в деятельности предприятий, дополняя его новыми возможностями за счет изменения характера информационного обмена с рыночным окружением и использования интернет-технологий в условиях изменяющегося информационного пространства; 3) позволяет адаптировать маркетинговую деятельность под изменения интернет-технологий. В итоге расширяются экономические возможности образовательных организаций, развивая их маркетинговый комплекс.

Если организация зафиксировала снижение доходов, чистой прибыли по итогам месяца, квартала или года, тогда можно зафиксировать в маркетинговой политике снижение цены несколько процентов с целью увеличения количества абитуриентов. [5, с. 128]

Выплата премий преподавателям и прочим сотрудникам образовательной организации по итогам приемной компании в случае привлечения большого количества студентов.

Уместно было бы описать организационные меры, такие как обязательность маркетинговой политики для всех сотрудников образовательной организации.

Преуспевающие бизнесмены и специалисты по маркетингу говорят о маркетинге еще и как о своеобразной "философии бизнеса", "философии ведения деловых операций"[6], а не только как о важнейшем звене в системе управления и сбыта. Пока его дух и идеи не пропитают всю образовательную организацию, не проникнут в каждую ее ячейку, начиная с высших эшелонов руководства, маркетинг никогда не станет эффективным и для образования.

 

Список литературы

 

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от29.12.2017)

2.Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Маркетинг в образовании // учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение (по отраслям)" / Москва, 2015. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности.

3.   Голубков, Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 89 -104

4.   Мочалова Ю.В., Сорокина О.А. Маркетинг образовательных услуг вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67649

5.     Шопенко Д.В., Кныш М.И., Гончарук О.В., Управление финансами предприятия. Учебное пособие. – СПб.: 2016. - 264 с. - ISBN: 5-86007-358-5.

6. Гильдия маркетологов, http://marketologi.ru/

7. Энциклопедия маркетинга, http://marketing.spb.ru/

© Ю.В. Бобырева, 2018