Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

Современный предприниматель, занимающийся торговой деятельностью, должен четко понимать, что один из факторов успеха его бизнеса – это отслеживание, анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка того товара, на котором он специализируется.

Рынок детских товаров в России очень разнообразен и включает в себя несколько укрупненных товарных групп, внутри которых огромное число конкретных товарных позиций. На Рисунке 1 представлена структура продаж на российском рынке детских товаров в 2013 году.


Рис.1. Структура продаж российского рынка детских товаров в 2013 г. [1]

 

Данные Рисунка 1 свидетельствуют о том, что в общем объеме продаж более 30% составляют товары для новорожденных, поскольку государственные программы, направленные на увеличение рождаемости, в последние несколько лет позволили достичь поставленной цели и спрос на данную группу товаров резко возрос.

Главными критериями развития рынка детских товаров считаются рождаемость в стране, уровень потребления товаров для детей и доходы взрослого населения страны. Для рынка товаров для новорожденных самым значимым критерием развития является именно рост рождаемости в стране.

Численность постоянного населения Самарской области на 1 января 2014 года по предварительной оценке составила 3210,7 тыс. человек. Число родившихся, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 1,5 процента (Табл.1).


Таблица 1 Показатели рождаемости населения в Самарской области за 2012 – 2013 гг.

 

Группа населения

 

2013 г.

 

2012 г.

 

Прирост(+) Снижение (-)

 

На 1000 человек населения

 

 

 

 

2013 г.

2012 г.

Новорожденные, чел.

39560

38989

+571

12,3

12,1

Источник: Самарастат

 

   Таким  образом,  благодаря  государственной  поддержке  молодых  семей  и  введению  программ  «Материнский капитал» и программ по ипотеке происходит рост спроса на рынке детских товаров. Однако очень сложно прогнозировать сохранение данной тенденции в связи с завершением данной программы в 2016 году. Следует отметить, что оборот рынка обеспечивается за счет того, что одежда для детей, игрушки и обувь требуют постоянного обновления, поэтому спрос на детские товары не имеет прямой зависимости от цен и уровня дохода семьи.

    Каждый вид товара имеет свою специфику. Например, «игрушками» называют не только товары для детей от 0 до 18 лет, но и компьютерные игры. Существую также виды игрушек, которые дарят взрослым как сувенир (например, большие мягкие медведи, зайцы и т.д.). До сих пор идут споры о возрастных границах рынка детских товаров. Наиболее часто встречается деление на рынок товаров для новорожденных (от 0 до 3 лет): кроватки, коляски подгузники, смеси, товары для кормления, одежда. А верхними границами детского возраста считается возраст совершеннолетия – 18 лет.

   Важной особенностью рынка детских товаров является целевой потребитель, поскольку решение о покупке, как правило, принимают родители, а продукт «потребляют» дети. Это касается, прежде всего, возрастного сегмента от 0 до 3 лет. Но чем старше ребёнок, тем он больше включается в процесс выбора товара.

   Для исследования современного рынка детских товаров могут быть использованы различные методы маркетинговых исследований. Практики рынка  детских товаров с каждым годом все более активно осуществляют взаимодействие, используя как возможности полевых, так и кабинетных исследований. Динамичное развитие рынка детских товаров в России сопровождается развитием реальных и Интернет- площадок, на которых проходит обсуждение современных тенденций и разработка инструментов управления деятельностью предприятий с учетом изменения предпочтений родителей и детей.

   Так, ежегодным в России стал форум «Секреты детского маркетинга», собирающий профессионалов в этой области. В 2014 году прошел четвертый форум, в рамках которого участники обсудили, каким будет новый и особенно требовательный потребитель будущего, как строить с ним коммуникации, что должно быть заложено в бренд детского товара для успешного продвижения на рынке.

   Возможности для понимания конъюнктуры рынка детских товаров и наиболее эффективных систем взаимодействия на нем представляет конференция Kids Startups, на которой встречаются эксперты рынка электронной коммерции и те, кому важно понимание направлений его развития.

Главным критерием при выборе товаров для детей у родителей остается критерий безопасности. Однако еще одна тенденция, требующая пристального внимания компаний-производителей и ритейлеров, заключается в том, что все в большей мере родителями востребованы игрушки, которые позволяют «освободиться» от ребенка на время игры, то есть исключить потребность ребенка во взрослом на этот момент.

   Данная тенденция сформировалась под воздействием усложнения ритма жизни родителей и запросов общества в обеспечении семьи доходом. К сожалению, можно говорить о том, что этот фактор является негативным, с точки зрения воспитания и развития ребенка, поскольку, вовлекаясь в совместный процесс игры, ребенок быстрее обучается и кроме этого развивает свои коммуникативные способности. В свою очередь, взаимодействие «предмет - ребенок» без участия взрослых, приучает ребенка к самостоятельности, но не имеет таких характеристик в аспекте развития личности и коммуникаций.

   Кроме того, ребёнок быстро растет и потребности в товарах меняются. Например, детское  питание требуется в среднем 12 - 18 месяцев, подгузники - около полутора лет. А такие товары как коляска, манеж, кроватка приобретаются один раз. Таким образом, потребительская лояльность, выражающаяся в повторных покупках товаров определённой марки, имеет ограниченный характер.

   Специфично для этого рынка и большое рaзнообразие каналов продаж. Товары для детей представлены не только в специализированных детских магазинах, но и в аптеках, в магазинах косметики и бытовой химии, в торговых центрах, в неспециализированных магазинах, в супер- и гипермаркетах, в неорганизованной рознице и даже на рынках. При этом детский ассортимент для большинства перечисленных каналов продаж является лишь сопутствующим и имеет рад ограничений.

   Для большинства молодых мaм (родителей) поход в магазин возможен только в том случае, когда можно взять мaлыша с собой. Поэтому никаких затруднений не возникает, если в магазине имеется специальная комната для этих целей, где ребенка можно покормить и перепеленать. Продажа товаров для детей через сеть Интернет является очень перспективным направлением на рынке детских товаров. Это очень удобно, тaк как покупки можно производить в спокойной неторопливой обстановке прямо из дома, цены на товары могут быть ниже рыночных, существуют совместные закупки. Во многих Интернет-магазинах предполагается доставка покупки прямо до двери, что очень удобно для современных мaм, которые с грудными детьми становятся менее мобильными. Кроме того, товары в интернет-магазине бывают эксклюзивными.

   В этом году объем рынка детских товаров в офлайне достиг 320 млрд. руб. И самую большую долю рынка занимают одежда и игрушки (по 28% на каждый сегмент) , 23% приходится на товары для новорожденных, 12% - на книги, 9% - на обувь. Рынок детских товаров в онлайне вырос до 29,8 млрд. руб. (около 7% от всего оборота детских товаров сейчас, но потенциально онлайн-продажи вырастут до 15-20% от общего объема продаж) [1].

    Факторами роста на перспективу станут следующие: возможность купить товары в любое время, не выходя из дома, рост средних доходов на ребенка (сейчас расходы на ребенка составляют от 1000 до 3 000 рублей в месяц) и экспансия крупных сетей в регионы.

   Кроме того, на рост покупок детских товаров через интернет влияют высокая лояльность клиентов и их желание экономить, но приобретать для своих детей качественные товары известных брендов. Именно этот фактор конкурентоспособности предлагают своим потребителям предприниматели, занимающиеся электронной коммерцией. Рынок онлайн-продаж детских товаров растет на 25-30% [2].

   Уровень сервисного обслуживания и высокaя квалификация торгового персонала и его предупредительное отношение к покупателям также позволяют заслужить лояльность молодых и потенциальных родителей. В целом, на рынке товаров для детей увеличилось число компаний, которые оказывают услуги, выделяя их в качестве целевой аудитории и оказывая им те или иные виды услуг. У родителей появляется свободное время, и они могут использовать его на свое усмотрение. Например, детские развивающие и обучающие клубы формируют доход не только себе, но и торговым предприятиям, находящимся неподалеку от клуба.

   Еще одной особенностью современного рынка детских товаров является появление такой категории родителей, которая воспринимает траты на своего ребенка как инвестиции в будущее, которые через определенное время должны принести отдачу. Поэтому сегодня на рынке доминируют товары, обладающие полезными, обучающими и развивающими свойствами.

    Из последних тенденций можно отметить конкуренцию между универсальными сетевыми магазинами детских товаров в сегменте детской одежды и фирменными магазинами известных брендов. Многие магазины, например, такие как зарубежные «H&M» или «Zara», российские «GloriaJeans», «Sela», «Oodji» запускают детские линии одежды и организуют в своих магазинах специальные зоны продаж детских товаров. Например, компания «Oodji» запустила в 2012 году линию одежды «OodjiKids».

Таким образом, к современным тенденциям на рынке детских товаров можно отнести:

1.      Увеличение спроса на товары для новорожденных;

2.      Рост числа компаний, оказывающих услуги, ориентированные на детей в качестве целевой аудитории (парикмахерские, стоматологии, кафе, развивающие клубы);

3.      Увеличение доли Интернет-магазинов как канала продаж товаров для детей;

4.      Расширение ассортимента известных брендов одежды товарными линиями для детей различного возраста;

5.      Траты на ребенка – инвестиции в будущее; родители готовы тратить еще больше.

 

Список литературы

1.      1.Ассоциация предприятий индустрии детских товаров. http://www.acgi.ru

2.      Самарастат. http://samarastat.gks.ru