Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ЦЕЛЬ К САМОРАЗВИТИЮ, ДОСТУПНАЯ ЛЮБОМУ ИНДИВИДУ ИЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРИВИЛЕГИЯ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ В НАШЕ «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ»

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2017г.

Аннотация: Большинство экономистов современности ищут ответ на извечный вопрос. Что есть главный двигатель бизнеса, прогресса, экономики в целом? Многие обращают свои взоры к инновационным изобретениям, однако, помнят ли они, что их тоже создал человек? В данной статье поднимается вопрос важности человеческого потенциала. Дается представление современных реалий не такими, как они представлены в большинстве СМИ, но реальных проблем, с которыми сталкивается большая часть человечества, даже максимально низменных из них, о которых в обществе часто непринято говорят, либо о тех, что считаются давно решенными, хотя они существуют по сию пору.

Ключевые слова: международная экономика, человеческий потенциал, развитие человечества, индекс человеческого развития, глобальные проблемы человека.

Развитие человечества и человека – вот два главных вопроса, которыми уже многие века задается большинство ученых и философов. В чем секрет процветания общества? Что верно или ложно понимать под человеческим развитием, личностным самосовершенствованием, а как следствие глубиной потенциала человека, нации и общества в целом – возможности быть лучше? В своей работе я предлагаю исследовать данные вопросы, а также понять способно ли государство помогать и поощрять своих граждан к саморазвитию, возможно ли выжить в условиях, когда большую часть своего времени современный человек проводит на работе, где компания не всегда готова вкладывать деньги и время в своих работников, в условиях, когда страны больше озабочены безопасностью границ, нежели тем, насколько высокоразвиты, свободны в своем выборе, обеспечены, открыты в своем выборе и нацелены на самообразование его граждане. А ведь нужно понимать, что именно индивиды, как думающие и творящие составляют общество, населяющее планету.

Человеческое развитие – есть крайне важный критерий современного сосуществования человека с обществом. Он имеет прямое отношение к свободам человека - свободе реализации потенциала каждого отдельного индивида. Однако важен феномен человеческого развития не только и не столько в индивидуальном разрезе, но в совокупности, именно в этом заключается особенность данной концепции - всеобщность человеческого развития, зависящая от ее индивидуального характера. Однако, принцип всеобщности это одно, особенно в теоретическом смысле, а его воплощение на практике – совсем иное.

Чтобы обеспечить человеческое развитие всем

и каждому мало просто определить характер и причины обездоленности тех, кто остался обделенными. Для решения проблем, мешающих сделать человеческое развитие всеобщим, необходимо выдвинуть на передний план некоторые аспекты перспективного подхода к структуре и оценке человеческого развития. Например, ключевое значение для человеческого развития тех имеют те, кто в настоящее время обделен, имеют или наоборот не имеют права и защищенность человека, голос и автономию, коллективный человеческий потенциал и взаимозависимость альтернатив выбора. Аналогичным образом, для оценки человеческого развития и обеспечения того, чтобы его плодами мог воспользоваться каждый, необходимо учитывать качество результатов человеческого развития, а не только их количество, выходить за рамки средних показателей и проводить дезагрегирование статистических данных (в частности, по гендерному признаку).

Говоря о потенциале  и возможностях необходимо рассматривать некие конкретные аспекты и понятия, на основе изучения, измерения которых можно вынести те или иные выводы. Такие критерии я представляю на рисунке 1. На мой взгляд, наличие или отсутствие тех или иных, степень их наличестования и качества присутствия способны дать цельное представление о возможностях развития человеческого потенциала в той или стране или часть света.




Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Само собой человечество, для понимания того, эффективны ли используемые ее методы производит различные расчеты, такие, как, например, индекс человеческого развития, который на протяжении многих лет показывает, на сколько успешно человечество в искоренении своих вековых проблем, таких как голод, необразованность, отсутствие прав у определенных групп населения, детский труд и многое другое.

На рисунке 2 я представляю общую тенденцию показателя ИЧР, глядя на которую, можно отметить, что согласно проведенным исследованиям программы, которые проводят различные фонды по защите людей, их прав и свобод фактически работают.


Обратившись к рисунку 2 можно увидеть достаточно радужную картину происходящего, но достаточно ли этого в действительности? С какими проблемами сталкивается общество, причисляющее себя к постиндустриальной стадии развития человечества?

На удивление, многие люди полагают, что человечество уже почти не сталкивается с такими проблемами, как труд детей, бедная старость, когда пожилым людям не выплачивается пенсия, а значит, они вынуждены работать, почти искоренено понятие неоплачиваемого и насильственного труда, однако, это не так, и подтверждение этому данные рисунка 3.


Как можно увидеть из рисунка, ситуация не отличается позитивностью. Около трети людей пенсионного возраста не получают пенсии вообще, еще треть пенсию получает, однако, она крайне скудная, чтобы на нее можно было устроить достойную старость, достаточно большое количество, если помнить, что в графике мы рассматривать 7,3 миллиарда людей проживающих на Земле, получают крайне низкую заработную плату, около 30% процентов от взрослого населения человечества заняты неоплачиваемым трудом, а около 10% заняты принудительным трудом, куда до сих пор входит рабство, которое крайне распространено в наиболее отсталых странах Азии, Африки, а также в некоторых уголках Индии. В современности не принято это афишировать, так как порабощение человека человеком считается неприемлемым и невозможным. На телевидении редко передают новости о людях даже из развитых стран, которые были украдены и проданы в рабство, однако, такая проблема существует и ни в коем случае нельзя закрывать на нее глаза.

В современном обществе одной из проблем является довольно распространенная замкнутость людей. В этом многие ученые видят определённые условия для деградации потенциала человека, так как понятие потенциала человечества в такой ситуации становится размытым. Проведенные в разных странах исследования показывают, что не всегда люди обращают внимание на отсутствие людей, которых по логике должны видеть каждый день, не всегда человек подойдет и окажет помощь тому, кто находится в беде, или тому, кому стало плохо. Именно такое поведение, безразличие к такому же человеку как ты, дает повод таким проблемам, как кража людей и их в дальнейшем насильственный труд и угнетение. Сложно говорить o    потенциале человечества, когда зачастую отсутствует элементарное понятие безопасности индивида, который, казалось бы, находится в развивающемся обществе. Не просто определить потенциал человечества и в условиях ограниченной доступности людей к даже самым базовым потребностям. Так на рисунке 4 представлено количество людей, которые в те или иные годы недополучало тех или иных необходимых благ, или страдало от отсутствия таких аспектов человеческой жизни, как квалицированный медицинский уход, отсутствие доступа к образованию и даже простой нехватки чистой безопасной для потребления воды.


Как можно отметить из рисунка 4 ключевыми проблемами разных лет стали: отсутствие необходимых человеку санитарных условий, безграмотность населения, хронический голод и т.д. Потенциал человека и человечества при таких условиях приближен к нулю.

Иная же проблема, с которой сталкивается общество при рассмотрении вопроса человеческого потенциала, менее радикальна, но также важна для общества, нацеленного на развития потенциала человека как природного индивида до максимально возможного уровня - феномен гендерного неравноправия. Говоря о потенциале экономического развития того или иного предприятия или региона мы говорим о конкретных целевых показателях, которые необходимо выполнить в тот или иной период времени, однако, для многих стран, как оказывается, существует и гендерное распределение выставления таких целей. Так, во многих странах в наше время существует понятие разрешения и запрета женщине на работу, в других женщины могут реализовать себя лишь в узком круге профессий, где исторически было принято видеть женщину, в иную же деятельность дорога женщине закрыта. Полная картина реалий отношения современного общества к человеческому потенциалу женщины приведена на рисунке 5.




Эту же тенденцию можно увидеть и при исследовании крупных управленческих должностей. Как можно увидеть из рисунка 6, во многих странах Азии и бассейна Тихого океана или, к примеру, Латинской Америки количество женщин на крупных управленческих позициях далеко от уровня занятости на таких же позиция женщин из стран Северной Америки или Восточной Европы.

Одной из последних проблем, а точнее критериев доступного развития человеческого потенциала, объявленных мною в начале работе, но не последней по значению является проблема соразмерного улучшения индекса образованности и здоровья индивида. В своем исследовании данные индексы считаю логичным рассматривать именно воедино так как именно увеличение образованности, а значит, и знаний в том числе о болезнях и особенностях организмов повышают жизненный уровень индивида, и наоборот получение знаний не должно наносить вреда организму индивида в процессе. Так, если обратиться к рисунку 7, можно отметить, что в большинстве рассматриваемых территорий уровень образованности, как и уровень здоровья наций на представленных территориях повысился. Худшую тенденцию развития в свою очередь показали территории Южной Азии, а также территория Африки к югу от Сахары. Так в первом случае были улучшены, пусть и не достаточно мощно оба показателя, а вот во втором случае показатель здоровья нации, по сути, сильно не изменился, хоть и повысилась грамотность населения. Данное явление можно объяснить различными образовательными миссиями различных международных организаций, однако, в сфере здоровья данные миссии преуспевают не настолько успешно, в том числе из-за проблем указанных ранее, в том числе проблем нехватки чистой питьевой воды, которая по сути является разносчиком инфекционных заболеваний, в том числе всем известного вируса Эболы, которая на своем пути подвергла опасности, а также унесла жизни многих людей.


Итак, подводя итог всему вышесказанному, что бы хотелось сказать. Пожалуй, стоит отметить, что говоря о свободном обществе современности, свободном от стереотипов и проблем прошлых веков стоит говорить о том, что большинство проблем так и осталось с человечеством. Нельзя само собой сказать, что не решены были многие проблемы, или не уделяется времени, сил и денег всем вышеуказанным вопросам, однако, этого не достаточно.

Человеческий потенциал, как теперь понятно, есть не абстрактная категория, но вполне реальная и конкретная сфера деятельности и разработок современного общества. Человеческий потенциал – есть совокупное название ко всем действиям, которые может осуществить человек для улучшения и развития общества, государства и самого себя, находясь в равных условиях с другими представителями своего же вида. Проведенный анализ показал, что несмотря на всю развитость общества, на всеобъемлющий прогресс, который охватывает различные сферы жизни, так и остались простые и насущные проблемы, с которыми сталкивается огромный процент населения земного шара. Развитие человеческого потенциала напрямую связано с решением этих низменных, но при том основополагающих, первостепенных потребностей человечества. Обратившись к данной проблеме более глубоко, становится ясно, что проблема социального неравенства и отсталости части населения нашей планеты, тормозящая развития потенциала миллионов людей, может быть решена при достаточном денежном участии более богатой части населения планеты, ведь как можно жить в роскоши, осознавая, что у кого на планете просто не хватает чистой воды. Проблема же развития человеческого потенциала на уровне гендерного различия может быть решена, на мой взгляд, путем создания наднациональных органов, при участии всех стран, которые бы были способны издавать законы, запрещающие гендерную дискриминацию, и имеющие большую правовую силу, нежели законы отдельных стран. Такие органы могли бы освоить контроль за соблюдением выданных предписаний и дать возможность проявления потенциала согласно развитости и идейности человека, а не относительно его половой принадлежности. В целом, ряд направлений, которые помогут решить вышеуказанные проблемы представлены на рисунке 8. Буквально  четыре направления, каждая из которых делится на подзадачи способны, по моему мнению, решить большинство существующих проблем.

Вовлеченность каждого индивида в проблемы человечества – и есть развитие потенциала человека. Развитие потенциала индивида – есть развитие потенциала страны. Развитие потенциала страны – есть развитие потенциала экономики, а значит и места на политической арене. Развитие потенциала всех стран мира – есть путь к следующему этапу развития человечества.

Список литературы

 

 

1.   Воронина В.П.Мировое хозяйство и экономика стран мира: учебное пособие./ Под ред. Воронина В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. – М: Финансы и статистика, 2014

2. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник/ Под ред. Ломакин В.К.-М.:ЮНИТИ,2014

3.    Тарасевич Л. С. Макроэкономика: учебник для бакалавров; рекомендовано МО и науки РФ / Тарасевич Л.С. , Гребенников П.И., Леусский А.И. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013

4. Фигурнова Н.П. Международная экономика: учебник./ Под ред. Фигурнова Н.П.-М.:Омега-Л,2015

5. Щербанина Ю.А. Мировая экономика: учебник. /Под ред. Щербанина Ю.А. - М: Юнити, 2013

6. Юдин Б.Г. Человеческий потенциал как критический ресурс России: учебник/Под ред. Юдин Б.Г.– М.: Институт философии РАН, 2007