Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   В настоящее время под влиянием глобализации мировой экономики возрастает экономическая взаимо- зависимость государств, происходит расширение интеграционных объединений и переход к новым формам взаимодействия, обостряется международная экономическая конкуренция между странами. Международная экономическая интеграция в настоящее время является неотъемлемым феноменом мировой экономической жизни, расширяются ее масштабы и усложняются  формы, увеличивается количество стран, активно участвующих в этом процессе. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между степенью участия государства в интеграционных процессах и уровнем развития его экономики.

   В целях развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, энергетической, транспортной, экологической, культурной, образовательной и других областях была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

   С точки зрения внешней политики ШОС необходима для стран Центральной Азии, так как членство в общепризнанной международной организации улучшает их позиции среди других стран мира. Государства этой организации имеют разный уровень развития, различные экономические базы, методы и ориентиры. В данном случае для достижения согласованного сотрудничества на политическом и экономическом уровне потребуются сильная политическая воля, выполнение обязательств и способность руководства государств- членов реализовывать цель регионального сотрудничества.

   В настоящее время ШОС играет важную роль в экономическом разделе сфер влияния в Центральной Азии, а также выполняет функцию действенного инструмента региональной экономической интеграции. Все страны-участницы организации и наблюдатели заинтересованы в дальнейшем повышении активности экономического сотрудничества в  рамках ШОС  с учетом своих национальных интересов.  Основой ШОС является «Шанхайская пятерка», история которой началась с практической инициативы по укреплению доверия и сокращения военной силы в приграничных районах КНР с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном [1].

   Для государств-участниц ШОС важно региональное сотрудничество в сфере экономики, что предполагает упрощение условий торговли и инвестирования, включая улучшение инфраструктуры, выравнивание таможенных пошлин и тарифов, чтобы достичь экономического роста. В 2003 году была принята долгосрочная программа, рассчитанная до 2020 года.

   В странах с разным уровнем экономического развития прямые иностранные инвестиции играют важную роль. Важны мотивы иностранных инвесторов и те цели, которые стоят перед принимающей стороной, а также проводимая политика правительства по отношению к иностранным инвесторам. Значение ПИИ для стран- реципиентов велико, так как сопровождается передачей новых технологий и применением новых, более современных управленческих решений. [2] Для того, чтобы показать роль прямых иностранных инвестиций в экономике государств-участников ШОС и на мировом рынке инвестиций, проанализируем ряд показателей, характеризующих роль ПИИ в экономике страны.

    Показательный индекс прямых иностранных инвестиций ранжирует страны ШОС в зависимости от количества получаемых ими прямых иностранных инвестиций относительно ВВП: 


где ПИИi –       приток ПИИ в i-ую экономику, ПИИм – общемировой приток ПИИ, ВВП i –    ВВП i-ой экономики, ВВП м – общемировой ВВП.

    Для оценки данного показателя важны не только размеры национального рынка, но и деловой климат, экономическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктура, квалификация трудовых ресурсов и используемые технологии, инвестиционный климат и результаты политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Табл.1 представлены места семи стран-членов ШОС по занимаемым ими местам в мире, ранжированные на основе значений показательного и потенциального индекса ПИИ.

Таблица 1 Место стран ШОС по показательному и потенциальному индексу ПИИ [3]

 

Экономики

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Ранжирование по показательному индексу

Россия

62

65

60

58

56

57

Китай

97

83

86

84

82

79

Казахстан

18

9

25

24

22

23

Узбекистан

92

77

74

74

73

71

Киргизия

37

51

36

34

33

34

Таджикистан

110

109

117

114

114

113

Ранжирование по потенциальному индексу

Россия

9

8

8

7

7

6

Китай

30

27

26

25

25

23

Казахстан

44

54

53

50

49

47

Узбекистан

109

106

105

104

103

101

Киргизия

97

90

91

89

88

88

Таджикистан

110

109

110

111

109

108


   Самое высокое место среди стран ШОС занимал Казахстан – 23 позиция среди стран мира по итогам 2013 года. Важно отметить, что за рассматриваемый период эта позиция значительно колебалась от 25 места в 2010 году до 9 места в 2009 году.

   Высокое место по этому показателю занимала Россия. В 2008 году была на 62 месте, а в 2013 году на 57 позиции. Важно подчеркнуть, что хотя у России показательный индекс ПИИ за рассматриваемый период и колебался, в целом в мировом табеле о рангах можно проследить тенденцию улучшения позиции России.

   Для анализа инвестиционной привлекательности экономик ШОС важен также потенциальный индекс прямых иностранных инвестиций. Этот показатель учитывает большое число факторов, которые влияют на экономическую привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов. Данный индекс – это среднее арифметическое показателей (в диапазоне от 0 до 1), которые характеризуют экономику исследуемой страны: ВВП на душу населения; темпы роста ВВП (за последние 10 лет) и перспективы роста; доля экспорта экономики в ВВП; доля экономики в мировом экспорте природных ресурсов; доля средств, выделяемых на НИОКР в ВВП; доля экономики в мировом притоке ПИИ (инвестиционный климат).

    Ранжирование экономик ШОС по потенциальному индексу ПИИ позволяет сделать вывод, что самыми привлекательными для иностранного инвестирования являются Россия и Китай. За период 2008-2013 годов по потенциальному индексу инвестирования ПИИ стабильно самую высокую позицию в ШОС занимала Россия: в 2008 году – 9, в 2011 году – 7, а в 2013 году поднялась даже на 6 позицию. Следовательно, из стран ШОС Россия является одной из наиболее привлекательных для иностранного капитала. Позиции, которые занимают страны-участницы ШОС по показательному и потенциальному индексам прямых иностранных инвестиций, коррелируют с притоком инвестиций в экономику этих государств (Табл.2).

Таблица 2 Приток ПИИ в страны-участницы ШОС, млн. долл. в 2008-2013 годах [3]


Страны

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Россия

74 783,0

36 583,0

43 168,0

55 084,0

51 416,0

79 262,0

Китай

108 312,0

95 000,0

114 734,0

123 985,0

121 080,0

123 911,0

Казахстан

14 321,8

13 242,5

11 550,7

13 903,0

14 022,1

9 738,5

Узбекистан

711,3

842,0

1 628,0

1 467,0

1 094,0

1 077,0

Кыргызстан

377

189,4

437,6

693,5

372,2

757,6

Таджикистан

375,8

15,8

15,8

11,1

289,9

107,8

 

    На основе показательного и потенциального индексов инвестирования ПИИ и применяя методику ЮНКТАД, была построена матрица интегральной инвестиционной привлекательности прямых иностранных инвестиций государств-участников ШОС (Табл.3)

Таблица 3 Матрица интегральной инвестиционной привлекательности ПИИ стран ШОС 2012-2013 годах [3]

 

Высокий показательный индекс ПИИ

Низкий показательный индекс ПИИ

Высокий потенциальный индекс ПИИ

Передовые экономики Россия, Китай

Малоперспективные Узбекистан

Низкий потенциальный индекс ПИИ

Перспективные Казахстан, Кыргызстан

Непривлекательные Таджикистан

 

    Согласно данным Табл.3 Россия благодаря высокому потенциальному индексу ПИИ входит группу передовых стран ШОС. Важно отметить, что потенциал ШОС далеко не исчерпан, организация приобретает необходимый авторитет не только в регионе, но и в мире в целом. Несмотря на имеющиеся проблемы и противоречия следует признать, что на сегодняшний день Шанхайская организация сотрудничества из всех существующих межгосударственных объединений в регионе, является необходимой и перспективной, прежде всего для государств Центральной Азии.

   Таким образом, проведенный выше анализ деятельности стран-участниц ШОС позволяет определить направления инвестиционного сотрудничества России со странами ШОС и выявить основные тенденции их дальнейшего развития.

 

Список литературы

1.     Шанхайская организация сотрудничества: экономическая интеграция и национальные интересы / Под общ. ред. акад. РАН А.И. Татаркина, акад. РАН В.А. Черешнева Екатеринбург: УрО РАН, 2010, 295 с.

2.     Удалов О.Ф., Бодрикова О.А., Камина А.Н. Влияние иностранных инвестиций на инновационное развитие экономики России // Креативная экономика, 2014. №9 (93). С.12-19

3.     http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=2443&lang=l