Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСМИССИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ИНСТИТУТЫ И КАНАЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
29 июля 2016г.

В данной работе представлены результаты исследования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в России. Даны общие представления о возможности эффективного функционирования основных каналов трансмиссионного механизма.

    

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, каналы монетарной трансмиссии, условия эффективного функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, ставка рефинансирования.

 TRANSMISSION MECHANISM OF THE MONETARY POLICY: INSTITUTES AND CHANNELS OF IMPACT ON ECONOMY

 Kuzmina V.S. student of a magistracy of Economic Theory department Kuzmina O. Yu. Candidate of Economic Sciences, associate professor Samara State University of Economics, Samara



In this work results of research of the transmission mechanism of a monetary policy in Russia are provided. A general idea about a possibility of effective functioning of the main channels of the transmission mechanism is given.

Keywords: monetary policy, transmission mechanism of a monetary policy, channels of monetary transmission, condition of effective functioning of the transmission mechanism of a monetary policy, refunding rate.

 

Денежно-кредитная политика оказывает мощнейшее воздействие на состояние экономики страны в целом, а именно на уровень цен, объем производства, состояние платежного баланса, размер и дефицит государственного бюджета. В этой связи вопрос о том, что собой представляет механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальную экономику, чрезвычайно актуален как в научном, так и в практическом отношении.

Теория трансмиссионного механизма в развитых странах начала разрабатывается еще в 1930-х гг. Понятие трансмиссионного механизма в экономическую науку вводится школой Джона Мейнарда Кейнса. Трансмиссионным (передаточным) механизмом он называет совокупность переменных, через которую предложение денег оказывает влияние на экономическую активность. Денежно-кредитное регулирование, изменение объема денежного предложения воздействуют на воспроизводство исключительно путем давления на инвестиционный процесс и только в том случае, если оно способно изменить психологическую ситуацию на денежном рынке, снизив норму процента, считает автор [1]. Опубликовав свою работу по анализу экономической активности в 1936 году, Кейнс не получает признания среди экономистов. Однако популярности данный труд достигает в 1950-х — начале 1960-х годов, когда большинство ученых приняли систему доказательств автора.

Схематически трансмиссионный механизм Кейнса можно представить следующим образом:


Рис 1. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики по Кейнсу

 

Под влиянием инструментов денежно-кредитного регулирования модифицируется реальное денежное предложение, приводящее к трансформации рыночной процентной ставки по кредитам. С увеличением денежного предложения рыночные ставки на денежном рынке падают, при уменьшении — растут, что, в свою очередь, приводит к изменению инвестиционных расходов. Данная корреляция предполагает, при прочих равных условиях, следующую зависимость: чем ниже рыночные процентные ставки (стоимость долгосрочного кредита), тем больший объем инвестиций в основной капитал могут реализовать организации. В свой черед, инвестиции связаны положительной зависимостью с динамикой совокупного национального дохода.

Между кейнсианцами и монетаристами имеет место быть несовпадение взглядов относительно принципа действия трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Фридман и ряд сторонников его теории доказали, что мощнейшее влияние на экономическую активность оказывают деньги. Монетаристы не ставят перед собой первоочередной задачей визуализировать с помощью чего предложение денег воздействует на совокупные расходы. Они изучают эффективность денежно-кредитной политики, проверяя тесноту взаимодействия совокупных расходов и изменения денежного предложения. Таким образом, школа монетаризма во главе с нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом трансмиссионный механизм как таковой отрицает.

С течением времени ученые - экономисты больше не рассматривают денежное предложение как главную детерминанту макроэкономических изменений, включая цену. Прямое таргетирование инфляции выходит на первый план, отодвигаю на второй план денежное таргетирование. Трансмиссия денежно-кредитной политики определяется теперь как механизм, с помощью которого Центральный банк Российской Федерации, применяя инструменты денежно-кредитной политики, модифицирует экономику в целом и инфляцию в частности.

Трансмиссионный (передаточный) механизм относится к разряду категорий, наименее изученных в отечественной экономической науке, хотя в последнее время заметно оживление внимания к этой проблематике (труды С.Р. Моисеева, К.Н. Корищенко, И. С. Иванченко, С. А. Андрюшина, М.Ю. Головнина, С.М. Дробышевского и А.В. Улюкаева и др.).

В то же самое время зарубежные авторы активно рассматривают и изучают данный вопрос. Исследованиями занимаются такие «великие умы», как Ф. Мишкин, Б. Бернанке, Дж. Теэлор М. Гертлер, Дж. Стиглиц, С. Цешетти, М. Тайлор, А. Кашьяп, К. Ромер, Д. Ромер и др.

Чем же объясняется такое различие в активности исследования данного вопроса?

Во-первых, в странах с развивающимися рыночными экономиками, к которым относится и Россия, неразвитость рыночных институтов, достаточно большое участие государства в экономике, ее монополизированность и другие особенности переходного периода оказывают значимое воздействие на результат влияния трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на макроэкономические показатели. Это серьезно осложняет проблему исследования этого вопроса.

Во-вторых, моделирование экономических процессов значительно  осложняется качеством данных статистических служб в развивающихся экономиках. К тому же короткие временные ряды не позволяют прогнозировать с высокой точностью.

В-третьих, согласно экспертным оценкам страны с развивающийся экономикой имеют достаточно большой теневой сектор, который влияет практически на все реальные макроэкономические показатели. Наличие теневого сектора необходимо учитывать также при анализе трансмиссионного механизма, что крайне затруднительно. Например, по оценке Министра Финансов РФ Антона Силуанова теневой сектор российской экономики составляет примерно 15-20% от ВВП РФ, а по оценке Всемирного банка, в России доля теневого сектора экономики составляет около 40%! Отсюда следует, что задача анализа функционирования трансмиссионного механизма в развивающихся экономиках, в том числе в России, — отнюдь не тривиальная и не может быть решена путем копирования моделей стран с развитой рыночной экономикой.

Механизм денежно-кредитной трансмиссии состоит из набора каналов, представляющих собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передается импульс изменений, порожденных денежными властями посредством инструментов денежно-кредитной политики.

В экономической теории на сегодняшний момент отсутствует единогласие по поводу структуры механизма денежно-кредитной трансмиссии и набора его составляющих: канал процентной ставки, благосостояния, цены активов, кредитный, канал валютного курса и др.

В дополнение к перечисленным каналам, каждый Центральный банк разрабатывает свои индивидуальные специфические каналы, приняв во внимание национальные особенности экономики. Например, немецкая модель включает в себя монетаристский канал, генерирующий импульсы изменений через процентную ставку.

Процентная ставка, в свою очередь, влияет на инфляцию через ценовой промежуток, который является отклонением уровня цен от равновесного уровня цены. Монетаристский канал, учитывают также в модели Европейского центрального банка. Здесь предполагается, что инфляция в долгосрочной перспективе  - денежное явление.

В Российской Федерации большинство каналов денежно-кредитной трансмиссии по тем либо иным причинам не могут функционировать эффективно. Канал финансового благосостояния экономических агентов не работает из-за того, что домашние хозяйства и фирмы не глубоко вовлечены в операции финансовых рынках. По той же самой причине не работает балансовый канал. Основная причина – незначительность доли финансовых активов в составе активов домохозяйств.

Канал замещения в российской экономике будет функционировать только при широком распространении потребительских кредитов на любые цели, кредитных карт, прочих розничных финансовых продуктов, которые предназначены для потребителей товаров и услуг. Также одним из условий работы данного канала является низкий уровень инфляции: малейшее изменение кредитной ставки сказывается на потребительских кредитах. К сожалению, данные критерии пока отсутствуют в Российской Федерации [5].

Развитость финансовых рынков и финансовых институтов, большая доля инвестиций, осуществляемых предприятиями за счет внешних источников – необходимые критерии для работы доходного канала – кэш канала (канала доходов и наличных поступлений). В российской экономике отсутствие эффективных рынков капитала и дефицит внешнего финансирования одна из проблем работы данного канала.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент остается только три канала трансмиссионного механизма денежно- кредитной политики, работающих в Российской Федерации: каналы валютного курса, банковского кредитования и монетаристский.

Механизм трансмиссии российской экономики в настоящий момент недостаточно развит и разработан. До последнего времени он базировался на канале валютного курса. В то же самое время иные денежно-кредитные сигналы либо не замечаются экономическими агентами под давлением массированной информации о валютных коридорах, стоимости бивалютной корзины и целевом значении курса рубля, либо остаются неиспользованными вследствие структурной неразвитости финансовых рынков и собственно денежно-кредитной системы.

Для анализа возьмем начало 2000-х годов, предкризисный период – 2007 год и очень сложный год для российской экономики – 2014г.

В начале 2001 г. суммарная капитализация российского фондового рынка составляет около 50 млрд. долл. США, или 19,4% валового внутреннего продукта (ВВП), а к концу предкризисного 2007 г. она достигает уже 1,34 трлн. долл., или 95,2% ВВП. В силу множества причин таких как, кризис на Украине, санкции и опасения о стагнации российской экономики инвесторы отказываются от российских активов. Суммарная капитализация российского рынка акций с начала 2014 года по ноябрь 2014 г. снижается на 234 млрд. долл. и составляет 531 млрд. долл.

В то же время отношение совокупного объема кредитов, выданных банками, к номинальному ВВП устойчиво колебалось в 1999-2002 гг. в диапазоне 13-16% и в конце 2007 г. приблизилась к отметке в 40% ВВП [2].

В это время в Российской Федерации складывается скорее рыночная финансовая система, нежели банковская. Однако, несмотря на значительную капитализацию фондового рынка, как таковая его роль в денежно-кредитной трансмиссии не велика, по причине сильной концентрации в биржах котируемых компаний, слабой вовлеченности широкого круга инвесторов, а также ряда других институциональных особенностей. Основная нагрузка по передаче импульсов денежно-кредитной политики лежит по-прежнему на канале банковского кредитования.

Также на основе проведенных исследований, ученые утверждают, что лишь один канал оставался функционирующим на протяжении практически всей новейшей истории России – канал непредвиденного уровня цен. Однако, этот канал не является каналом механизма денежно-кредитной политики, и поэтому, в данном случае необходимо говорить не о функционировании данного конкретного канала, а о неэффективности и малофункциональности остальных каналов.

В то же самое время финансовый сектор России все еще находится в стадии становления, что непременно оказывает влияние на все процессы, происходящие в экономике страны. В таких условиях традиционные каналы трансмиссионного механизма, описываемые в экономической теории, вполне могут оказаться неприемлемыми в работе.

С другой стороны попытка выделить определенные каналы воздействия приводит к вынужденному упрощению исключительно сложной экономической действительности и обусловлена необходимостью абстрагироваться от слишком большого количества параметров, оказывающих влияние на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики страны.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег / Д.М. Кейнс// пер. с англ. М.: Прогресс, 1978г.;

 2.     Банк России. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. 2015г.;

3.     Банк России. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году. 2016г.;

4.     Атабаев Н.У., Атабаева Г.К. Трансмиссионный механизм денежно- кредитной политики / Н.У. Атабаев, Г.К. Атабаева // Вестник КРСУ.– 2014 том 14. - №8. – С. 20-24;

5.     Семитуркин О.Н. Исследование эффективности каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики/ О. Н. Семитуркин//Деньги и кредит. – 2013. - №5. С.29-33;

6.     Фролов А. В.,. Сафонова О. Н, Володин В. М. Анализ трансмиссионного механизма монетарной политики в России /А. В. Фролов, О. Н. Сафонова, В. М. Володин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. – № 3 (7). – C. 126– 134.;

 7. www.cbr.ru – официальный сайт ЦБ РФ.