Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЫНОК, МОНОПОЛИИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2015г.

    В подавляющем большинстве стран мира господствует современная экономическая система, которую мы делим на три крупные социально-экономические части: рынок (рыночная основа экономики, основанная на конкуренции товаропроизводителей), хозяйственные или капиталистические монополии и государство как экономический субъект. До последней четверти 19 века существовала одночастная, монолитная экономическая система. В современной экономике она становится только одной из трех частей. Таким образом,

    Первая часть есть «рыночная основа»,«рынок» - это совокупность частных собственников, хозяйствую- щих субъектов (предпринимателей и капиталистов), координация деятельности которых, происходит на рынке, и естественной средой их экономических отношений является конкуренция. Важным элементом рыночной экономики является монополия собственности капиталистов и предпринимателей на средства производства, которая помимо положительных черт, привносит в рыночную систему ряд негативных моментов. Этот элемент рассматривается нами не как отдельная часть современной экономической системы, а как имманентно присущий признак чисто рыночной экономике.

    Вторая часть - «хозяйственная или капиталистическая монопольная часть» - это множество очень крупных предприятий, образованных путем слиянием крупных капиталов, и которые не имеют конкурентов.Этой части нет в рыночной экономике. Она появляется в период ее гибели, при монополистическом капитализме в последней четверти 19 века.

    Третья часть – «государство» как экономический субъект - орган власти, административно-политический субъект, но который непосредственно связан с хозяйственной деятельностью, с экономикой. Государство как экономический субъект современной экономики появился в 1930-егг. Вначале в США, а потом в других странах. Эта экономическая система является трехчастной, и назвать ее, поэтому трехзвенной нельзя, так как эти части сосуществуют вместе, но не обуславливают друг друга, не являются звеньями одной цепи.

    Посмотрим связь между рынком и монополией. В этой совокупности монополия зависит от рынка, ибо подобно раковой опухоли произрастает на теле рыночной экономики (известно, что причиной образований монополий является конкуренция). Но с другой стороны рыночная экономика в ее чистом виде как капитализм свободной конкуренции из-за монополий погибла в конце19-начале20 века навсегда. То есть рыночная экономика «не терпит» монополий.

    Рыночная экономика, с другой стороны, в естественном ее состоянии «не терпит» вмешательства в ее функционирование государства, т.е. государство не может быть естественным элементом рыночной системы, экономическим субъектом. Таким образом, ни монополия, ни государство не могут быть звеньями рыночной экономики в ее естественном виде. Таким образом, рыночная экономика представляется как единая, неделимая, самовоспроизводящаяся экономическая система, функционирующая исключительно на основе объективных внутренне присущих ей законов.

     Но, когда рыночная экономика погибла (еще в конце 19 века) под влиянием господства монополий из-за уничтожения монополиями рыночного регулятора, тогда нужно было решать вопрос о выживании экономики, о спасении капитализма. В 1933 году начала формироваться новая экономическая система управления экономикой, которую сейчас в теории называют смешанной. Если чисто рыночная экономика была естественной, функционировала на основе объективных экономических законов, то в монополизированном секторе не было объективных законов. Система оказалась неуправляемой. Рыночные же законы там существенно искажались и на этой основе нельзя построить эффективную координацию рыночных субъектов. Государство вообще есть внешний по отношению к экономике агент, не может быть естественным рыночным субъектом. Однако в смешанной системе оно позиционируется искусственно как экономический субъект. Поэтому смешанная экономическая система не может быть не чем иным как искусственным социально-экономическим образованием.

    Экономическими субъектами в рыночной экономике могут быть только частные собственники средств производства, действующие на основе индивидуального самоуправления самоокупаемости и прибыльности. Государство действует по совсем другим принципам, связанным с субъективной деятельностью государственных чиновников. Понятно, что субъективное управлению экономикой не совместимо с объективными законами рынка, государство не подчиняется «невидимой руке рынка».

    Исходя из места каждой части в смешанной системе, можно определить роль каждой из них в этой системе. Итак, монополия играет единственную роль в рыночной экономике – разрушительную, т.е. исключительно негативную (несмотря на попытки некоторых авторов «обелить» ее, найти в ней положительные черты). Государство в этой системе вынуждено играть роль протектора для предпринимателей, защищать естественных рыночных и экономических субъектов от губительного воздействия монополий. Это – главная функция современного государства не столько как экономического, сколько административно-юридического субъекта. Монополии, подавляя конкуренцию и вместе с тем нормальную работу рыночного механизма (механизма координации), обуславливают накапливание диспропорций, бессмысленной растрате огромного количества ресурсов, создание благоприятных условий для созревания кризисов перепроизводства и недопроизводства и т.д. тормозят естественные тенденции развития общества. Рынок, освобожденный от монополий, сможет и будет исправно выполнять свои функции координации экономических субъектов, без серьезного вмешательства государства в хозяйственные вопросы предприятий. Сегодня же излишне активное государственное регулирование на основе субъективного мнения госчиновников слишком часто дает, и всегда будет давать сбои, приводя к низкоэффективной работе каждого предприятия и всех их вместе взятых, торможению и стагнации общественного производства. Подобно преступности, монополии (монопольные тенденции) в экономике неизбежно будут существовать, так как для них имеются причины в нашем несовершенном обществе. Например, до тех пор, пока существует рыночная экономика (хотя и не в чистом виде, а в качестве основы современной экономики) и неотъемлемый ее элемент конкуренция, до тех пор будут существовать монопольные тенденции (конкуренция – причина образования монополий). Понятно, что с монополиями, как и с преступностью надо беспощадно бороться (несмотря на то, что победить их нельзя). Отдельные немонопольные частные предприятия (аутсайдеры) создать организацию для борьбы с монополиями не могут, поэтому функцию уничтожения монополий должно взять на себя государство. Исходя из того, что монополии играют исключительно разрушающую роль в экономике, государство должно быть и честным судьей, выносящим справедливый приговор и жестким исполнителем этого приговора. Очевидно, стагнация производства в России, или недопустимо низкие темпы развития является следствием чрезмерного господства монополий.

    И, наконец, рассмотрим отношение между государством (первой частью системы) и третьей частью – рынком. Это традиционная дискуссионная  проблема, возникшая в области экономической теории (политэкономии) с 1933 года и продолжающаяся до настоящего времени, включающая в себя такие моменты, как мера (степень) возможной активности государственного вмешательства в экономику, сферы и методы (инструменты) такого вмешательства и др. с целью улучшить ее функционирование. Наше мнение по данному вопросу следующее. Предварительно сделаем два абстрактных предположения. Первое, господство монополий устранено, и они не влияют сколь-нибудь существенно на экономику. Второе, рыночная экономика представлена мелкотоварным производством (капиталистические предприятия и монополии отсутствуют). Идеальным вариантом отношения государства с экономикой, с бизнесом, как считали, например, А.Смит и Д.Рикардо было бы фритредерство, полная свобода и независимость предпринимательства от государства. Государство здесь не являлось бы экономическим субъектом, а выполнило бы административно-политические и правовые функции и только лишь собирало налоги в объеме, необходимом для выполнения этих функций. Такого рода экономическая система была бы идеальной потому, что функционировала бы исключительно автоматически, на основе объективных законов, следовательно, с максимальной эффективностью.

    Однако, в реальной действительности развитый рынок представляет из себя капитализм свободной конкуренции, где ведущую роль в экономике играют капиталистические (а не мелкобуржуазные) предприятия. В такой экономической системе подавляющее большинство граждан являются наемными работниками, а средства производства находятся в собственности капиталистов, следовательно, они (капиталисты) обладают монопольным правом собственности на свои средства производства. Здесь, также как всегда и везде в области экономики «монополия» привносит свою негативную лепту в экономику и жизнь. Негатив монополии на средства производства как на собственность проявляется в так называемых «провалах», «фиаско» рынка. К основным провалам рынка относят следующие: а)экономические кризисы(как следствия диспропорций); б)безработица; в) инфляция; г)имущественное и социальное расслоение населения;д)отсутствие интереса к созданию «общественных благ»; е) возникновение негативных внешних эффектов и др.. Все или почти все провалы рынка являются следствием монополии частной собственности на средства производства. Рассмотрим некоторые из них. Так причиной экономических кризисов перепроизводства, по нашему мнению является так называемое недопотребление наемных работников. Оно, в свою очередь, происходит от того, что капиталисты стремятся максимально сократить издержки производства, в основном за счет экономии на заработной плате: в то время как во время циклического подъема быстро растут цены и объемы производства, т.е. ВВП (ВВП∑= PQ), темпы роста зарплаты сильно отстают от темпов роста ВВП. Основные покупатели на товарном рынке не могу раскупить все возрастающую массу товаров. Следовательно, из-за желания собственников средств производства, капиталистов к экономии на рабочем классе происходит перепроизводство. Поэтому же возникает циклическая безработица. Поэтому же, очевидно происходит и имущественное расслоение в среде беднейших слоев населения. Мы неоднократно указывали на то, что, по крайней мере, самой главной причиной  инфляции являются именно монополии[1, 2]. Можно продолжать и дальше.

    Важно из этого сделать правильный вывод. Если в борьбе с хозяйственными монополиями государство выступает как неэкономический, а как административно-юридический субъект, то в преодолении провалов рынка государство становится уже экономическим субъектом, ибо при этом оно вынуждено активно вмешиваться в хозяйственную жизнь общества и частных собственников средств производства. Тем не менее, государство все- таки остается не естественным элементом рыночной системы, а искусственным,  хотя и экономическим, но внешним субъектом (экзогенной частью системы).

Список литературы

1.      Лиференко Ю.В Новый взгляд на теорию и практику инфляционного таргетирования // Финансы и кредит.– 2014. - №8(584).

2.      Лиференко Ю.В. Теоретические проблемы причин инфляции // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2013. - №1.