Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, ОСНОВАННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Авторы:
Город:
Калуга
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2018г.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, и исследована их классификация. Сделан вывод о важности применения интеллектуального капитала как конкурентного преимущества компании.

Ключевые слова: факторы конкурентоспособности, конкурентоспособность, интеллектуальный капитал.

Сегодня во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдается рост и развитие конкуренции, усложнение механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Как следствие, возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью компаний.

Конкурентоспособность предприятия - это свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность имеет более 50 определений, которые можно разделить на три группы [1, с. 248]:

1)   базирующиеся на совокупности внешних и внутренних факторах деятельности компаний;

2)   базирующиеся на конкурентоспособности продукта;

3)     основанные на конкурентоспособности продукта и конкурентном потенциале всякого бизнес- процесса фирмы.

Итоги проведенного анализа определения «конкурентоспособность» фирм позволяют отметить 6 ведущих характеристик данной категории:

1)       продукция очень максимально удовлетворяет необходимости покупателей (соответствие цена/качество);

2)   предприятие действует в рамках закона;

3)   владельцы фирмы довольны размером прибыли;

4)     персонал удовлетворен собственной работой и заработной платой и всецело разграничивает корпоративную культуру компании;

5)   предприятие заботится об окружающей среде, планомерно уменьшая вредное воздействие на нее и используя только экологически чистые сырье и технологии;

6)     предприятие формирует и создает основные ценности – оказывает содействие (в том числе и трудоустройство) бедным и инвалидам. Реализует различные волонтерские и социально - общественные проекты и программы.

Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов обосновывают разный набор факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, и, соответственно, по-разному классифицируют их.

Согласно исследованию М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние [2, с. 288].

Р.А. Фатхутдинов классифицирует факторы конкурентоспособности компании, разделяя их на две группы: внешние и внутренние [3, с. 326].

Заслуживает   внимания     классификация    факторов    конкурентоспособности,    приведенная    Е.С. Брулёвым: [4, с. 115].

1)      Определяющие удовлетворенность потребителя- соотношение свойства продукции фирмы условиям потребления; присутствие на предприятии критерий для увеличения свойства продукции; насыщение рынка продуктами предприятия; присутствие на предприятии веяний к наращиванию собственной толики рынка; своевременность выхода продукта на рынок.

2)        Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности- финансовая эффективность изготовления, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная энергичность предприятия; экономическая стабильность предприятия; размеры вложений.

3)   Определяющие интенсивность маркетинговых усилий- положительное отношение к покупателям; престижность рекламы; лестный наряд предприятия; мощь конкуренции, состоять и быть участником в благотворительных акциях; инноваторский маркетинг.

4)       Определяющие качество менеджмента- эффективность управления трудовыми ресурсами; присутствия систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала организаций.

Особая классификация факторов конкурентоспособности компании представлена в работе Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой. Данные авторы предлагают их группировку в зависимости от степени возможного влияния на конкурентоспособность со стороны государства и предпринимателей [6].

Следует выделить несколько неотъемлемых признаков конкурентоспособности:

-   относительность (конкурентность) означает, что конкурентоспособность проявляется в результате сравнения данных одного субъекта с данными конкурентов (относительно конкурентов). Не может быть абсолютной конкурентоспособности, т.е. конкурентоспособности без сравнения с соперниками. Относительность обеспечивает конкурентный контекст категории конкурентоспособности, без него конкурентоспособность превращается в эффективность, результативность, производительность, качество, темп роста и иные внутрифирменные показатели деятельность предпринимательской структуры;

-   обусловленность означает, что конкурентоспособность зависит от условий поведения фирмы и ее конкурентов на конкретном рынке, в отношении отдельной товарной группы. О конкурентоспособности отдельного хозяйствующего субъекта можно говорить только применительно к результатам конкуренции на определенном отраслевом рынке с определенным составом конкурирующих субъектов предпринимательства по поводу определенного товара.

Если фирма монопродуктовая, и функционирует только на одном региональном рынке, тогда обусловленная рынком относительная конкурентоспособность и будет ее общей конкурентоспособностью. Можно рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности для многопродуктовой фирмы, с агрегированием показателей ее частных конкурентоспособностей по категориям товаров и по рынкам. Но в смысле экономической конкуренции такой интегральный показатель будет малосодержательным, особенно если на разных рынках по разных товарам фирма сталкивается с неодинаковым составом конкурентов.

-    объективность конкурентоспособности- это не совокупность субъективных оценок о результатах деятельности фирмы, а объективно, имманентно присущее ей свойство. Субъективные оценки конкурентоспособности есть лишь отражения объективной ситуации на определенный момент времени.

- динамичность- отношения конкуренции, длящиеся во времени, и показатель конкурентоспособности может быть предложен по состоянию на конкретную дату.

Итоги проведенного исследования сущности, признаков и условий формирования конкурентоспособности компаний позволили представить авторское видение содержания и группировки факторов конкурентоспособности.

В предоставленной классификации факторов конкурентоспособности учтены наиболее максимальное количество как внешних, так и внутренних факторов с учетом влияний времени, проблем и тенденций социально-экономического развития различных стран.

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства.

Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

В обществе знаний с главной производительной силой- наукой грамотное использование информации является залогом успешного развития организации.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, эффективное управление физическим (материальным), финансовым и, в особенности, интеллектуальным капиталом является немаловажным для получения преимуществ над своими конкурентами в постиндустриальном обществе.

С недавних пор намного выше стал уровень понимания важности человеческого капитала, который подразумевает особое внимание к навыкам, умениям и знаниям сотрудников, позволяет реализовать инновации, чтобы улучшить качество жизни людей. За счет того, что инвестиции в человеческий капитал возрастают и набирают популярность, организация способна максимизировать свои выгоды.

Важным аспектом становится правильное руководство деятельностью персонала, поддержание корпоративной культуры, в связи с этим, стимулирование высокой ответственности рабочих играет огромную роль в работе организации. Можно сделать вывод, о том, что развитие новых знаний персонала посредством плановой организационной политики в области обучения положительно влияет на интеллектуальный капитал.

 

Список литературы

 

 

1.   Багов В.П. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие. – М.: ИД «Камерон», 2016. – 248 с.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2014. – 288 с.

3.    Гапоненко Т.В. Организация управления интеллектуальным капиталом в условиях становления экономики знаний // Вестник Донского государственного технического университета. – 2015. – Т. 9. –№ 2. – С. 322–327.

4.    Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество: избранное / пер. с англ. П.А. Алябьева, С.А. Батасова, О.С. Васильева и др. // Антология экономической мысли. – М.: Эксмо, 2018. -115 с.