03 августа 2018г.
В статье рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, и исследована их классификация. Сделан вывод о важности применения интеллектуального капитала как конкурентного преимущества компании.
Ключевые слова: факторы конкурентоспособности, конкурентоспособность, интеллектуальный капитал.
Сегодня во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдается рост и развитие конкуренции, усложнение механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Как следствие, возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью компаний.
Конкурентоспособность предприятия - это свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность имеет более 50 определений, которые можно разделить на три группы [1, с. 248]:
1) базирующиеся на совокупности внешних и внутренних факторах деятельности компаний;
2) базирующиеся на конкурентоспособности продукта;
3) основанные на конкурентоспособности продукта и конкурентном потенциале всякого бизнес- процесса фирмы.
Итоги проведенного анализа определения «конкурентоспособность» фирм позволяют отметить 6 ведущих характеристик данной категории:
1) продукция очень максимально удовлетворяет необходимости покупателей (соответствие цена/качество);
2) предприятие действует в рамках закона;
3) владельцы фирмы довольны размером прибыли;
4) персонал удовлетворен собственной работой и заработной платой и всецело разграничивает корпоративную культуру компании;
5) предприятие заботится об окружающей среде, планомерно уменьшая вредное воздействие на нее и используя только экологически чистые сырье и технологии;
6) предприятие формирует и создает основные ценности – оказывает содействие (в том числе и трудоустройство) бедным и инвалидам. Реализует различные волонтерские и социально - общественные проекты и программы.
Разные авторы в зависимости от своих научных взглядов обосновывают разный набор факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, и, соответственно, по-разному классифицируют их.
Согласно исследованию М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние [2, с. 288].
Р.А. Фатхутдинов классифицирует факторы конкурентоспособности компании, разделяя их на две группы: внешние и внутренние [3, с. 326].
Заслуживает внимания классификация факторов конкурентоспособности, приведенная Е.С. Брулёвым: [4, с. 115].
1) Определяющие удовлетворенность потребителя- соотношение свойства продукции фирмы условиям потребления; присутствие на предприятии критерий для увеличения свойства продукции; насыщение рынка продуктами предприятия; присутствие на предприятии веяний к наращиванию собственной толики рынка; своевременность выхода продукта на рынок.
2) Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности- финансовая эффективность изготовления, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная энергичность предприятия; экономическая стабильность предприятия; размеры вложений.
3) Определяющие интенсивность маркетинговых усилий- положительное отношение к покупателям; престижность рекламы; лестный наряд предприятия; мощь конкуренции, состоять и быть участником в благотворительных акциях; инноваторский маркетинг.
4) Определяющие качество менеджмента- эффективность управления трудовыми ресурсами; присутствия систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала организаций.
Особая классификация факторов конкурентоспособности компании представлена в работе Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой. Данные авторы предлагают их группировку в зависимости от степени возможного влияния на конкурентоспособность со стороны государства и предпринимателей [6].
Следует выделить несколько неотъемлемых признаков конкурентоспособности:
- относительность (конкурентность) означает, что конкурентоспособность проявляется в результате сравнения данных одного субъекта с данными конкурентов (относительно конкурентов). Не может быть абсолютной конкурентоспособности, т.е. конкурентоспособности без сравнения с соперниками. Относительность обеспечивает конкурентный контекст категории конкурентоспособности, без него конкурентоспособность превращается в эффективность, результативность, производительность, качество, темп роста и иные внутрифирменные показатели деятельность предпринимательской структуры;
- обусловленность означает, что конкурентоспособность зависит от условий поведения фирмы и ее конкурентов на конкретном рынке, в отношении отдельной товарной группы. О конкурентоспособности отдельного хозяйствующего субъекта можно говорить только применительно к результатам конкуренции на определенном отраслевом рынке с определенным составом конкурирующих субъектов предпринимательства по поводу определенного товара.
Если фирма монопродуктовая, и функционирует только на одном региональном рынке, тогда обусловленная рынком относительная конкурентоспособность и будет ее общей конкурентоспособностью. Можно рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности для многопродуктовой фирмы, с агрегированием показателей ее частных конкурентоспособностей по категориям товаров и по рынкам. Но в смысле экономической конкуренции такой интегральный показатель будет малосодержательным, особенно если на разных рынках по разных товарам фирма сталкивается с неодинаковым составом конкурентов.
- объективность конкурентоспособности- это не совокупность субъективных оценок о результатах деятельности фирмы, а объективно, имманентно присущее ей свойство. Субъективные оценки конкурентоспособности есть лишь отражения объективной ситуации на определенный момент времени.
- динамичность- отношения конкуренции, длящиеся во времени, и показатель конкурентоспособности может быть предложен по состоянию на конкретную дату.
Итоги проведенного исследования сущности, признаков и условий формирования конкурентоспособности компаний позволили представить авторское видение содержания и группировки факторов конкурентоспособности.
В предоставленной классификации факторов конкурентоспособности учтены наиболее максимальное количество как внешних, так и внутренних факторов с учетом влияний времени, проблем и тенденций социально-экономического развития различных стран.
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства.
Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.
В обществе знаний с главной производительной силой- наукой грамотное использование информации является залогом успешного развития организации.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, эффективное управление физическим (материальным), финансовым и, в особенности, интеллектуальным капиталом является немаловажным для получения преимуществ над своими конкурентами в постиндустриальном обществе.
С недавних пор намного выше стал уровень понимания важности человеческого капитала, который подразумевает особое внимание к навыкам, умениям и знаниям сотрудников, позволяет реализовать инновации, чтобы улучшить качество жизни людей. За счет того, что инвестиции в человеческий капитал возрастают и набирают популярность, организация способна максимизировать свои выгоды.
Важным аспектом становится правильное руководство деятельностью персонала, поддержание корпоративной культуры, в связи с этим, стимулирование высокой ответственности рабочих играет огромную роль в работе организации. Можно сделать вывод, о том, что развитие новых знаний персонала посредством плановой организационной политики в области обучения положительно влияет на интеллектуальный капитал.
Список литературы
1. Багов В.П. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие. – М.: ИД «Камерон», 2016. – 248 с.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2014. – 288 с.
3. Гапоненко Т.В. Организация управления интеллектуальным капиталом в условиях становления экономики знаний // Вестник Донского государственного технического университета. – 2015. – Т. 9. –№ 2. – С. 322–327.
4. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество: избранное / пер. с англ. П.А. Алябьева, С.А. Батасова, О.С. Васильева и др. // Антология экономической мысли. – М.: Эксмо, 2018. -115 с.