24 августа 2019г.
Инновационные изменения в области экономики требуют соответствующих изменений в системе высшего образования, а также его адаптации к общественным требованиям и запросам и, несомненно, к рынку труда, что в свою очередь, обуславливает тесное взаимодействие таких его участников, как: рынок труда, образовательная система и государство [4].
На самом деле взаимодействие образовательных учреждений и рынка труда в России несколько противоречиво, так как произошло нарушение баланса межуровневой подготовки кадров, где незначительным является вклад работодателя в повышении профессиональных характеристик специалистов. Немаловажным фактором является и коммерциализация высшего образования, снижение его качества, неразвитость инфраструктуры рынка образовательных услуг вузов, высокая безработица и др. [6,7].
Первые задатки кризиса образования были озвучены еще в 1967 г. директором Международного института планирования образования Ф. Г. Кумбсом на Уильямсбургской конференции ЮНЕСКО в докладе под названием «Всемирный кризис образования» и на основании этого выступления в 1970 г. была выпущена монография «Кризис образования в современном мире: системный анализ» [8]. Сутью, описываемой Кумбсом проблемы, является разрыв между системой образования и ускоренным развитием научно-технического прогресса. В купе с этим негативом усиливающееся отставание системы образования от научно-технической революции привели к девальвации ценности высшего образования. Сандаков Д.Б. пишет, что современный кризис образования на постсоветском пространстве был вызван тем, что объективно уменьшилась (и продолжает уменьшаться) потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров. Кумбсовкский кризис был вызван усложнением «среды обитания» системы образования, наш же кризис был вызван её резким упрощением [10].
Изменяющаяся рыночная экономическая среда вовлекает высшую школу в новые хозяйственные отношения, но происходит недооценка ее многоаспектного характера функционирования. Образовательные организации обретают статус социально значимых структур, т.е. выступают в качестве пульсаров- инноваторов, являясь поставщиками высококвалифицированных специалистов, реализующих соответствующие навыки в рамках производственных процессов, создавая новые технологии, товары, услуги. Мы это назвали бы рождением или генерированием некоего интегрированного рынка труда под воздействием таких факторов: развитие высокотехнологичных новых отраслей производства; переход от жестко иерархических организационных структур к сетевым структурам, в центре которой модель «обучающейся организации»; цифровизация экономики [2].
28 июля 2017 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», где определено, что «цифровая экономика повышает конкурентоспособность нашей страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и ее национальный суверенитет» [9].
Среди основных направлений Программы, в ракурсе темы нашей статьи, нами выделены к рассмотрению следующие два: первое - это рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики и второе – это совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами [9].
Системное рассмотрение этих сегментов, тенденций развития и условий взаимодействия рынка труда и системы образования, подвели нас к выработке условий и конкретных предложений по их взаимодействию (Смотри таблицу 1).
Таблица 1- Тенденции развития и условия взаимодействия рынка труда и системы образования по основным направлениям Государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1,9].
Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
|
Основные направления программы
|
Условия взаимодействия сегментов и тенденций
|
№
|
Сегмент
программы
|
Тенденции развития
|
1
|
Рынок труда
|
Растущие диспропорции спроса и предложения
рабочей силы в отраслевом и квалификационном разрезе
|
Система прогнозирования потребностей рынка в выпускниках системы образования
|
Система образования
|
Расширение объемов платных образовательных
услуг без анализа дальнейшего трудоустройства обучающихся
|
2
|
Рынок труда
|
Перспектива роста емкости рынка труда в условиях
экономического роста
|
Учет рынком потребностей и перспектив развития государственной системы образования
|
Система
образования
|
Отсутствие действенной системы трудоустройства
для студентов бюджетных отделений
|
3
|
Рынок труда
|
На местном (региональном, муниципальном) уровне
развитие инвестиционно привлекательных отраслей
|
Социальное партнёрство
между участниками рынка и бизнес-структурами системы образования
|
Система
образования
|
Отставание системы образования от изменений,
происходящих на рынке труда
|
4
|
Рынок труда
|
Привлечение иностранной рабочей силы
|
Успешность процессов реструктуризации промышленной и инвестиционной политики
|
Система образования
|
Низкий уровень готовности выпускаемых
специалистов к реальной практической деятельности, что приводит к необходимости дополнительной подготовки
|
Решение ключевых вопросов Программы требует перестройки механизма учебных процессов и обучения специалистов в течение всей жизнедеятельности, так как ускоряющиеся технологические изменения опосредуют радикальную трансформацию содержания как самих профессий, так методологий и методов их профессиональной подготовки в вузах.
Влияние рынка труда на образовательные учреждения значимо, поэтому последние должны быстро перестраиваться, мобилизуя организационные и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени. В противном случае, консервативные вузы окажутся неконкурентоспособными и банкротами.
Для решения проблем не только выживания, но и дальнейшего развития, в системе высшего образования необходимо культивировать тесную взаимосвязь государственного и рыночного механизмов, чтобы регулировать оказание рыночных образовательных услуг. Государство, в лице своих вузов, разрабатывающих и внедряющих прогрессивные образовательные стандарты (как для бюджетников, так и для контрактников, ибо они получают дипломы единого образца), с одной стороны, заказчики, в лице того же государства, обучающихся и их родителей, с другой стороны, должны располагать информацией о состоянии рынка труда, своевременно предпринимать меры для решения возникших проблем [3].
В решении такой сложной задачи, важную роль могут сыграть технологические инновации по организации подготовки молодых специалистов в стенах вузов. Это касается механизмов прохождения производственных практик по росновационным технологиям, выгодным, не только с точки зрения повышения эффективности процедур подготовки, но и коммуникабельности (информационно-теле- коммуникационные имитационные, цифровые и т.п. технологии) [6].
Еще одна серьезная проблема – это неправильная ориентация абитуриентов, обусловленное недостаточностью информации и искаженным представлением о выборе профессии, когда часто в качестве ориентира служит престиж будущей профессии, размер будущих доходов и т.п. В советское время первые позиции занимали ценностный ориентир интересной работы, общественная значимость и индивидуальные предрасположенности к конкретным видам трудовой деятельности, формирующихся в процессе профориентационной работы [5].
Искаженная система ценностей, сложившаяся у абитуриентов и их родителей, вкупе с отсутствием стратегии развития адекватной системы образования, не подкрепляемые материальным участием бизнес- сообщества в образовательных программах, предопределяют дисбаланс и диспропорции на рынке труда, падение престижа и интереса к получению дипломов наших вузов.
Общий вывод: кардинальное инновационное реформирование системы образования - путь решения проблем его адаптации к потребностям рынка труда, требующий усилий государства, частного сектора и бизнес-сообщества в ракурсе фундаментальных перемен: от выработки современной парадигмы, до внедрения принципов перевернутых образовательно-производственных процессов.
Список литературы
1. Бондаренко О.В. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3 (часть 1) – С. 114-116.
2. Будущее образования: глобальная повестка – М.: Skoltech, 2015 –204 с.
3. Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России: монография. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 288с.
4. Канчукоев В.О. Инновационные образовательные технологии: проект «СИФО» - Концепция альтернативной организации и прохождения образовательно-производственных практик в высших учебных заведениях России / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. № 43(280). С. 50-62.
5. Канчукоев В.О. Инновационные методологии и технологии перевернутого образовательно- производственного обучения в вузах России / Успехи современной науки и образования. - 2016. Т.1. №10. С. 45-47.
6. Канчукоев В.О., Канчукоева Л.Б., Соблирова Л.К. Инновационно-инвестиционная деятельность в региональной хозяйственной системе: организационно-экономические проблемы управления и пути их решения / Terra Economicus. - 2009. Т. 7. № 4-2. С. 104-107.
7. Канчукоев В.О. Теоретические аспекты формирования виртуальных бухгалтерий и специальных имитационных фирм и организаций (СИФО) для учебных целей при ИДПО в вузах России. В сборнике научных трудов по итогам МНПК памяти профессора Б.Х. Жерукова. - 2016. С. 548-553.
8. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М.: 1970.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации 28 июля 2017 г. № 1632-Р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
10. Сандаков Д.Б. Разрушение образования: кризис или антикризисная программа? // Центр Сулакшина: Центр научной политической мысли и идеологии. - 14 ноября 2017.