Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

В Прогнозе долгосрочного социально –экономического развития Российской Федерации на период до 2030 году предполагается, что будет достигнута стратегическая цель развития РФ - обеспечен выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность  и реализацию конституционных прав граждан. По уровню производительности труда российская экономика вплотную должна приблизиться к мировой технологической границе, а качество жизни граждан превысит средний уровень для стран - участниц Организации экономического сотрудничества и развития[6].

Для достижения этих целей требуется модернизация содержания основных образовательных программ и методов обучения. В стремительно меняющемся мире образование составляет основу прогрессивного движения к построению глобального инновационного общества, экономики, основанной на знаниях. Эффективная система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных компетенций, генерирование новых идей и их воплощение, является  основной движущей силой реализации конкурентных преимуществ инновационного развития экономики[10,p.2].

Многие страны мира проводят реформирование системы образования. Европа осуществляет модернизацию системы высшего образования в соответствии с Лиссабонской стратегией, направленной на превращение Евросоюза в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономическую зону в мире [1]. Стратегия наметила пять ключевых целей: повышение конкурентоспособности, создание динамичной экономики, основанной на знаниях, увеличение занятости, обеспечение социальной сплоченности, улучшение состояния окружающей среды.

Разработанная в европейских странах инновационная стратегия в системе высшего образования делает акцент на двух взаимосвязанных направлениях: развитие человеческого капитала для инноваций и внедрение инноваций в образование и обучение[9,p.1]. Как подчеркивается в данной стратегии, без формирования и развития человеческого капитала невозможно осуществлять инновационную деятельность. С другой стороны, эффективное внедрение инноваций в образовательный процесс способствует повышению качества человеческого капитала[8,с.122-127].

Изучение и обобщение мирового опыта развития системы образования в университетах мира позволяет сделать вывод о том, что инновационность современных образовательных программ определяется трансформацией и сменой парадигм в области педагогики, контента учебных материалов. Значительное место в этом процессе занимает широкое использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и электронного обучения, что обеспечивает переход от репродуктивного усвоения знаний к когнитивному.

Основные причины возрастания роли электронного обучения в современном мире – широкомасштабное, комплексное внедрение технических новшеств педагогики, развитие дистанционного обучения, организационные изменения, актуализация способа получения знаний и возрастание доходности образовательных проектов. Электронное обучение позволяет добиться высокого качества обучения, ориентированности преподавателя на студента, совершенствования педагогических методов, гибкости подачи материала, доступности инфраструктуры ВУЗа, эффективности процедуры обеспечения методологической базы последующих разработок.

Одной из наиболее перспективных для электронного обучения становится применение технологий Web

2.1 , которые обеспечивают активное взаимодействие пользователей. Студенты хотят быть полноценными участниками процесса обучения, его авторами и рецензентами. Новые технологии сделали учебный процесс гибким и не зависимым от места и времени обучения. Инструментами е-elearning 2.0 являются блоги, вики, подкастинги, социальные закладки, хостинги медиапроектов [3,с.25-30].

ИКТ оказывают как положительное, так, к сожалению, и отрицательное влияние на систему образования. С одной стороны, они открывают огромные возможности для дистанционного обучения, которое само по себе подразумевает большую долю самообразования и развития. С другой стороны, исследователи этой проблемы отмечают, что, например, «скольжение по поверхностям» Интернета освобождает учащегося от необходимости не только занимать активную позицию по «добыванию» знаний, но и от самостоятельного мышления[5]. Каждый практикующий преподаватель согласится с этим.

Между тем, любому человеку, избравшему для своей реализации сферу деятельности в экономике, основанной на знаниях, будет необходим широкий спектр компетенций, дающих возможность, с одной стороны, учиться и переучиваться, с другой – заниматься самообразованием[7].

Новые тенденции в развитии общества, вызывая необходимость смены парадигмы в области педагогики, влияют на педагогическую систему, изменяя все элементы этой системы: цель и содержание обучения, самих обучаемых и обучающих, методы, средства и формы обучения. В информационно-образовательных средах (ИОС) каждый из этих элементов педагогической системы получает новое звучание, изменяя своё содержание.

Возросший объём информации, необходимой при изучении дисциплины, не позволяет преподавателю вместить её в отведённые для этого академические часы, что предъявляет повышенные требования к организации самостоятельной работы студентов. Возрастание роли самостоятельной работы студентов повышает в практике современного образования значимость форм и методов работы, стимулирующих самостоятельность и творчество студентов.

Проблемой, непосредственно связанной с возможностью формирования компетенций и образования специалиста инновационного типа, является недостаточность у выпускников школ и студентов младших курсов мотивации, а также навыков самостоятельной работы, поиска и анализа информации. Необходимо значительно усилить те элементы педагогической системы, которые формируют навыки самостоятельной работы, мышления и креативные качества будущих специалистов. С этой целью необходимо, начиная уже с первого курса, прививать студентам эти навыки на всех стадиях познавательного процесса – поиска, идентификации, анализа, усвоения, обобщения и генерации знания. Одним из шагов, направленных на достижение этой цели, является преодоление репродуктивного стиля подачи материалов лекции посредством введения опережающего самостоятельного ознакомления студентов с материалами лекции. Результат самостоятельной работы в большой степени зависит от уровня мотивации студента, для активизации которой необходимо создание системы адекватных и эффективных стимулов.

Для определения мотивации в процессе опережающей подготовки к занятиям в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ)было проведено анкетирование студентов первого курса, для чего исследовательской группой была разработана анкета, ответы на вопросы которой позволили достичь определённых результатов. Поскольку студенты ещё не сталкивались с опережающей системой подготовки к лекциям, мы начали изучение их поведения с исследования процесса подготовки к семинарским занятиям. Важно было понять, какие стимулы заставляют студентов готовиться к семинарам. 77% студентов ответили, что эту подготовку стимулирует балльно - рейтинговая система, 56% - желание лучше понять пройденный материал, 30% опрошенных ответили, что их стимулируют устные опросы на занятиях и им не хочется при этом выглядеть хуже своих товарищей[2, с.20].

Процесс взаимодействия преподавателя и студентов представляется системой, в которой элементами взаимодействия выступают: содержание курса; методика преподавания, скорректированная с целью выделения элементов, необходимых для проведения самостоятельной работы; модифицированная структура учебно- методического комплекса (УМК); система дистанционного обучения «Виртуальный кампус»;система стимулов и мотивации.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать их цели и задачи, разработать методические указания, подобрать учебную, справочную и научную литературу. Опережающая самостоятельная работа (ОСР) теоретического характера успешна и эффективна только тогда, когда студентам доступны необходимые методические материалы.

Для размещения этих материалов эффективно использование Виртуального кампуса, в котором по каждой теме должны быть выложены материалы: календарный план с указанием сроков выполнения работ, структурно – логическая схема содержания темы, на которой выделены элементы для самостоятельного изучения, показано их место в курсе и взаимосвязь с другими элементами темы; презентации, разъясняющие эти вопросы, планы коллоквиумов, практикумы, объявления, ссылки на источники информации в Интернете, список литературы для подготовки по теме [4,с.95]. Обучающая система позволяет проводить промежуточное и итоговое тестирования, размещать индивидуальные задания. Для установления обратной связи со студентами в процессе ОСР используется консультационный форум, выходя на который студенты могут задавать вопросы по сложным проблемам курса.

Разработка методики педагогического обеспечения ОСР студентов в процессе подготовки к лекциям основана на следующих принципах: опережающего обучения, интерактивности, индивидуализации обучения, идентификации, регламентации обучения, опоры на базовые знания и умения, обратной связи, допустимости внешнего контроля и самооценки.

Методика педагогического обеспечения ОСР студентов представляет собой следующие этапы работы:

1)    Обоснование сущности, значения, целей и задач ОСР.

2)    Знакомство студентов с системой заданий по ОСР для самопроверки и указаниями по их выполнению.

3)     Определение дидактических единиц темы курса, которые могут быть вынесены на самостоятельное изучение. При этом преподаватель должен руководствоваться тем, что предлагаемый для ОСР студентов материал:

а) знаком по школьным учебникам;

б) изучался в других учебных курсах ; в) является лёгким для понимания.

4)Разработка      методических      материалов,      необходимых      для       организации      ОСР       студентов: усовершенствованных    УМК     по    дисциплинам,     опережающих    заданий,    контрольных    работ    в     форме компьютерного тестирования.

5) Самоорганизация студентов и их непосредственная деятельность над выполнением составленных преподавателем заданий.

6) Контрольно-оценочный этап – осуществление оперативной проверки и корректировки деятельности студентов, осуществление промежуточного контроля.

Наше исследование подтверждает, что важнейшим стимулом для выполнения ОСР студентов является использование балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов. Использование этой системы контроля направлено на повышение качества учебного процесса на основе регламентации промежуточных контрольных мероприятий по каждой учебной дисциплине, структурирования и активизации ОСР студентов, повышения объективности оценки успеваемости и результатов итоговых контрольных мероприятий.

Реализация метода опережающей самостоятельной подготовки к лекциям в процессе преподавания экономической теории на младших курсах предполагает, с одной стороны, использование системы стимулов для усиления мотивации к самостоятельной работе студентов, а с другой, построение этой системы стимулов с учетом специфики экономической теории как дисциплины, заключающийся в следующем:

а)Экономическая теория является базовой дисциплиной, формирующей представления об основных понятиях, взаимосвязях, категориях и структурах экономической действительности. В большинстве случаев (за исключением выпускников школ с экономической специализацией), предметы экономической теории, прежде всего, микроэкономика, являются первым знакомством слушателей не с экономической практикой, а с ее научным отображением. Сложность этого этапа заключается, во-первых, в новизне восприятия абстрактного образа экономической реальности, а во-вторых, в необходимости преодоления некоторых уже сложившихся «бытовых» представлений об экономических явлениях.

б)Экономическая действительность, составляющая предмет изучения экономической теории, на современном этапе является средой динамично изменяющейся, с высокой степенью неопределенности этих изменений. Эти свойства диктуют необходимость постоянного мониторинга событийи возникающих на их основе теоретических выводов и практических разработок.

в)Экономическая теория, являясь отображением одной из сфер человеческой деятельности, неразрывно связана с психологией, социологией, политикой, статистикой и историей. Поэтому в процессе изучения экономической теории необходимо освоение некоторой части информационного поля областей знания, подготовка по которым также отсутствует у студентов младших курсов.

г)В связи со структурной сложностью предмета экономической теории не существует возможности изучения  ее на удовлетворительном уровне  лишь при помощи усвоения основных определений и законов.

Необходимо понимание всей сложности взаимосвязей и закономерностей экономической действительности в ее развитии и динамике.

Важным является также учёт специфики преподавания на младших курсах.

Структура построения Системы контроля в рамках БРС для ОСР студентов включает в себя оценку:

1)   опережающей проработки материалов лекций.

2)   развернутых ответов, докладов, решение задач на семинарах.

3)   контрольных аудиторных мероприятий (тестирование, контрольные работы).

4)   успешности участия в сквозных тестированиях в Виртуальном кампусе.

5)   самостоятельных письменных творческих или исследовательских работ (эссе, рефераты).

Баллы, полученные студентом в течение семестра и на экзамене, суммируются и полученный результат ложится в основу расчета индивидуального рейтинга студента.

Критериями оценки работы студента являются формируемые компетенции:

1)      когнитивные, представляющие навыки самостоятельной работы на всех стадиях познавательного процесса – постановки задачи, поиска, идентификации, анализа, усвоения, обобщения информации и генерации знания, а также его использования в дальнейшей работе. Это проявляется в успешности обучения и его высоких показателях в развитии познавательной и творческой активности;

2)    функциональные, проявляющиеся в том, что студент должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности;

3)    личностные, предполагающие поведенческие умения в конкретных ситуациях мотивацию получения высшего профессионального образования и трудоустройства по выбранной специальности, в развитии позитивных установок, в становлении интересов студентов к самостоятельной работе, осознании ее роли в профессиональном становлении и раскрытии новых возможностей.

 

Список литературы

1.      Болонский процесс и его значение для России: Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С.А Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

2.      Горяинова Л.В. Данилина Я.В. Развитие познавательных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы с целью формирования специалистов инновационного типа. // Открытое образование. 2010,№ 3. С.18-24.

3.      Горяинова Л.В., Калмыкова О.В. Использование инструментов Web-2.0 в учебном процессе ЕАОИ // Сборник материалов НПК «Искусство управления человеческим потенциалом в контексте вызовов XXI века» - М.: МГУ ЭСИ, 2008. С. 25-30

4.      Калмыкова О.В. О применении средств новых информационных технологий в учебном процессе// Перспективы развития информационных технологий. 2013, №16.С.94-99

5.      Марача В.Г. Современное образование, практическое знание и предмет педагогических исследований. XIV чтения памяти Г.П.Щедровицкого,2008 – Сайт некоммерческого института развития. Научный фонд им. Г.П. Щедровицкого // URL: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/5). Дата обращения 14.04.2014.

6.      Прогноз  долгосрочного  социально  –  экономического  развития  Российской  Федерации  до  2013г.//URL:http:// www. economy.gov. ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_068

7.      Розин В.М., Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учеб-ных и образовательных предметов, XIV чтения памяти Г.П.Щедровицкого,2008г. Сайт некоммерческого института развития. Научный фонд  им. Г.П.Щедровицкого//  URL:  (http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3). Дата обращения 14.04.2014.

8.      Шулаева О.В. Человеческий капитал: компетенции для инновационного раз-вития.//Управление инновациями: теория, методология, практика.2014, №8.С.122-127

9.      Innovation Strategy for Education and Training. OECD, Paris, 2008, p.1.

10.   Tertiary Education for the Knowledge Society. OECD, Paris, 2008. p.2