Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ – ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

Стремительные   темпы   развития   общества  неизбежно  ведут   к  изменениям  в   сфере   образования.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. С целью удовлетворения таких требований необходимыми видятся новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому на сегодняшний день в методике преподавания иностранных языков всё чаще прослеживается тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу [1].

При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся задействованы в процессе познания, у них есть возможность понимать и анализировать свои знания и умения. Интерактивный ("Inter" – взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [4]. Иначе говоря, основной целью интерактивного подхода к обучению иностранным языкам является развитие навыков самостоятельного поиска ответов и обучения посредством взаимодействия.

Следует отметить, что при таком подходе представляется необходимым взаимодействие учащихся друг с другом. В результате взаимодействия происходит увеличение словарного запаса  учащихся при выполнении совместных заданий, прослушивании аутентичного лингвистического материала и чтении. Такой род взаимодействия учащихся позволяет использовать свои языковые знания в условиях ситуаций, которые максимально приближенны к реальной жизни. К тому же, происходит это в атмосфере взаимной поддержки и доброжелательности, что даёт возможность не только получать новую информацию, но и развивать саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, трансформировать их в более высокие формы кооперации и сотрудничества [3].

Необходимо подчеркнуть, что интерактивные упражнения и задания ориентированы не столько на закрепление ранее изученного материала, сколько на активное изучение нового. Это и является важнейшим отличием интерактивной формы обучения иностранному языку от традиционной [6].

Многие специалисты считают, что интерактивные методы, используемые в учебном процессе, должны отвечать следующим требованиям:

·    активное, инициативное, творческое участие обучающихся в процессе получения новых знаний;

·накопление, формирование и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных работ обучающихся;

·    максимальная ориентировочность результатов обучения к сфере практической деятельности;

·тесное сотрудничество обучающихся и преподавателя в  планировании и осуществлении  всех этапов процесса обучения [2].

Также, считаю заслуживающим особого внимания и то, что в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. Для выполнения этой задачи целесообразно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

К интерактивным  методам обучения иностранному языку можно  отнести  такие как: работа в малых группах, ролевые игры, деловые игры, проектная методика, дискуссии, интерактивная лекция, эвристические методы и другие [5].

Рассмотрим один из таких методов: Метод «Пять по пять»

Он предполагает:

•   одновременное включение в работу учащихся всей группы;

•   развитие устной речи учащихся;

•   изучение довольно большого объема учебного материала в рамках одного учебного занятия;

•   дифференцирование задания соразмерно с уровнем подготовленности учащихся;

•   развитие умений работать с текстом. Этапы подготовки и проведения

Первый этап работы предполагает выбор учителем текста и деление его на несколько (три-шесть) ориентировочно равных по объему и законченных по смыслу частей. Далее учитель организует расстановку мебели в кабинете и делит учащихся на малые группы. Количество групп при этом должно соответствовать числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах также должно быть идентичным и не превышать шести.

Затем каждая группа располагается за отдельными столами, учащиеся получают по одной части текста.

Учитель предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. Работа учащегося над содержанием подразумевает внимательное прочтение текста, с целью более точной передачи его основного смысла другим учащимся в произвольной форме (учащийся составляет план, тезисы и т. п.).

По завершении работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Вследствие этого образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. В конечном итоге, образуются группы, состоящие из учащихся, каждый из которых имеет в расположении по одной части текста.

На конечном этапе учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Продолжительность работы составляет около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

По окончании работы учащимся предоставляется возможность задать вопросы друг другу. Учитель в свою очередь в форме вопросов осуществляет проверку понимания учащимися содержания полного текста.

Учителем также могут быть собраны на проверку тетради, в которых учащимися были зафиксированы основные тезисы.

Материальное обеспечение занятия: учебный текст, ксерокопии статьи.

При организации данной методики следует обратить внимание на следующие моменты:

•   важно проследить, все ли учащиеся в процессе представления частей текста слушают друг друга;

•   необходимо продумать конкретный механизм оценивания понимания учащимися полного текста;

•   является целесообразным рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.

Также важно учитывать, что при организации подобной деятельности могут возникнуть такие барьеры как:

•   трудность в преподнесении большого объёма материала на занятиях;

•   активная форма обучения требует чрезмерно много времени для подготовки занятия;

•   представляется невозможным применение активных методов обучения в многочисленной аудитории;

•    как результат, возможны негативные последствия: отношение педагогического коллектива к новым подходам; влияние оценки учащихся на работу преподавателя; влияние на продвижение по службе.

Существует ещё один барьер – это сопротивление самих учащихся новым подходам и методам. К тому же чем больше опыт учебной деятельности учащихся, тем большее противодействие можно встретить в учебной аудитории.

Важнейшим аспектом организации интерактивных форм обучения иностранному языку для учителя является необходимость учитывать вышеперечисленные барьеры при планировании своего урока и своевременная готовность прилагать определенные усилия по их преодолению.

Таким образом, основополагающими аспектами интерактивного подхода является то, что на занятиях иностранным языком могут организовываться индивидуальная, парная и групповая работа, применяться исследовательские проекты, ролевые игры, кроме того, осуществляется работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Использование интерактивного подхода в обучении  иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса, а также обеспечивает результативность обучения, однако требует от преподавателя тщательной подготовки к занятию и повышенного контроля деятельности учащихся при выполнении заданий.

 

Список литературы

1.      Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2004. – 47 с.

2.      Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель. – Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 2002. –262 с.

3.      Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.: Флинт, 2008. – 192 с.

4.      Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы [Текст]: сб. науч. ст. по материалам Международной науч.-практ. конф. – Хабаровск: ХГПУ, 2007. – С. 4–28.

5.      Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 1. – 43 с.

6.      Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филоматис, 2008. – 187с.