Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ АСПЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИИ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Среди основополагающих задач модернизации образования особое место занимает необходимость создания в образовательных учреждениях устойчивой системы сохранения, укрепления и развития здоровья каждого обучающегося. Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения.

Актуальность проблемы формирования мотивации здорового образа жизни современного школьника определяет способность выполнения ими учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Реформирование системы образования учитывает персональную роль педагога в сохранении, укреплении и развитии здоровья школьников. Это качественно новая практика, не сводимая к уже имеющимся лечебно- диагностическим процедурам: не лечение как таковое, а обучение человека быть здоровым (С.В. Дементьева, Л.С. Сулягина, 1998; Б.В. Кабарухин, М.А. Черкасова, 2000).

Установка на здоровый образ жизни не появляется сама по себе, а формируется в результате определенного психологического и педагогического воздействия. Обучение действиям, направленным на сохранение, укрепление и развитие здоровья, будет тем успешнее, чем большими осознанными валеологическими и педагогическими знаниями и умениями обладает учитель.

Педагогические знания дают представление о методах проведения профилактической работы с учащимися, способах, приемах обучения и формирования мотивации здорового образа жизни школьников (Л.Ф. Пшеничная, 2000).

На современном этапе модернизации образования происходит активное внедрение в практику школ образовательных технологий, позволяющих оптимизировать учебно-познавательный и воспитательный процессы, способствуют повышению мотивации учения, активизируют познавательную и творческую активность учащихся, формируют их новый взгляд на окружающий мир, который теперь предстает для них не через призму отдельных предметов, а как единое целое. Применение педагогами современных образовательных технологий обучения повышает самооценку обучающихся, дает им хороший опыт социализации, укрепляет личностные качества, способствует эмоциональной разрядке, нейтрализует стрессогенный школьный фактор.  Приоритет учительской позиции меняется на подлинное партнерское сотрудничество.

Естественной и неотъемлемой частью современных технологий обучения является проектная деятельность. Участие в работе над коллективным и индивидуальным проектом способствует формированию у учащихся умений отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, посвященной разным сферам жизни и деятельности человека, научным открытиям, использовать возможности информационных технологий. Дети учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать обоснованные гипотезы, делать аргументированные выводы.

Исследовательские работы обучающихся по проблемам здоровья, направлены на формирование у школьников осознанной потребности в здоровье как жизненно важной ценности, стремлению к здоровому образу жизни. Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность осмыслить и осознать образцы здорового образа жизни, способствует распространению этих образцов поведения среди своих сверстников, членов семьи, своего окружения. Самое важное, что школьники показывают, как им удается для этого использовать возможности повседневной жизни.

В своих творческих работах учащиеся затрагивают особенно волнующие их проблемы. Достаточно высоко оценивают авторы работ значение физической активности в сохранении, укреплении и развитии здоровья (зарядка, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях, туристические походы и пр.). Главным образом используются школьные возможности. Из всех проблем, связанных со здоровьем, те, что связаны с физкультурой и спортом, более всего интересуют учащихся.

Анализ проектных работ показал, что авторы осведомлены о понятии здоровья и факторах его определяющих. Большинство авторов рассматривает его через призму здорового образа жизни, через свое неприятие саморазрушающих норм поведения, таких как табакокурение, наркомания, алкоголизм, токсикомания. Но, к сожалению, во многих работах авторы обращают внимание лишь на отдельные стороны этих явлений, поэтому проблема здоровья нередко сводится только к соблюдению гигиенического режима, или только к отказу от вредных привычек, или к спортивным или общеукрепляющим мероприятиям. Целостная же картина здоровья, как общечеловеческой ценности отражена в небольшом количестве работ.

Наиболее важный аспект вопроса формирования здорового образа жизни школьников заключается в их собственном отношении к здоровью. Лишь немногие оценивают его значимость – не для общества в целом, а для себя. Наиболее ярко отношение к своему здоровью прослеживается в работах обучающихся, которые когда-то по каким-либо причинам нанесли ему осознанный или неосознанный вред, приведший к частичной его потере. Это приводит к выводу о том, что здоровье начинают ценить тогда, когда наступает его дефицит, когда оно резко ухудшается.

Еще одна проблема связана с использованием свободного времени подростков. Эта проблема имеет непосредственное отношение как к формированию правильного представления о здоровом образе жизни. В работах решительно все школьники указывают, что употребление алкоголя, наркотиков, курение чрезвычайно вредны для организма человека, но гораздо меньше таких, в которых отражена активная позиция позитивного влияния на других: одноклассников, товарищей, членов семьи. Практически все обучающиеся считают, что быть здоровым важно для человека, хотят быть здоровыми. Они считают важным, прежде всего наличие силы, воли, мотивов. Подростки, твердо знающие о вреде наркотических веществ, часто не способны противостоять давлению приятелей, компании и фактически вовлекаются в наркотическую зависимость помимо своей воли, если не подготовлены настолько, чтобы эффективно противостоять давлению. Понятно, что для этого одними рассказами о вреде тех или иных веществ не обойтись: необходимо формирование соответствующих мотивов здоровья.

Среди различных возможностей ведения здорового образа жизни, на которые указывают обучающиеся в своих проектах на первое место выходят возможности школьной системы: создание оптимальных условий микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат) через совместную деятельность детей и взрослых в образовательном процессе (В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко и др.); обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Б.Г. Ананьев, Т.М. Давыденко, Г.В. Акопов, С.Л. Рубинштейн и др.). Второе место занимает семья: внутренние условия, традиции, этно-социальный состав, материальное обеспечение и пр. Признавая наличие этих факторов, обучающиеся подтвердили, что школа с ее образовательным и развивающим потенциалом может и должна стать наиболее эффективным средством формирования мотивации здорового образа жизни как школьников, так и взрослых. Это положение еще раз подтверждает вывод о необходимости развертывания активных действий в системе образования по усилению работы образовательного учреждения в направлении сохранения, укрепления и развития здоровья всех участников образовательного процесса, повышения роли самих учащихся в этом процессе.

Проектная деятельности предусматривает получение достаточно полной информации о здоровье и здоровом образе жизни обучающихся, о зонах опасной и безопасной жизнедеятельности, условиях формирования здорового образа жизни, факторах риска, представляющих угрозу здоровью, выбора средств уменьшения их влияния. Проектная деятельность предоставляет возможность выразить и защитить интересы учащихся в области сохранения, укрепления и развития здоровья, выявить меры их вовлечения в здоровьеразвивающую деятельность, исследовать предпочтительные варианты здорового образа жизни.

Результаты исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, школьники имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

При формировании мотивации здорового образа жизни обучающихся необходимо учитывать сложность воздействия на их поведение и грамотно выбирать методы с учетом имеющегося опыта. Следовательно, при проектировании педагогической системы формирования здорового образа жизни школьников необходимо учитывать следующие этапы (В. В. Колбанов):

1.      Диагностика ситуации: конкретизация проблем и их поведенческих компонентов (в том числе валеологическая скрининг-диагностика здоровья), выяснение влияния внешней среды и общества.

2.   Формулирование стратегической цели, определение ее достижимости и реальности сроков.

3.   Решение о соответствии имеющейся программы какой-либо целевой группе и прогнозирование эффекта.

4.   Определение тактики действий (форм, методов, средств).

5.   Осуществление плана действий в соответствии с намеченными сроками, выявление препятствий.

6.   Оценка эффективности (соотношение полученного результата и запланированного).

7.       Дальнейшее планирование деятельности (разработка экспертного заключения и рекомендаций; целесообразность продолжения программы, ее модификация с учетом выявленных побочных эффектов).

Идеи развития личности школьников и сохранение, укрепление и развитие их здоровья тесно связаны с оздоровлением среды во всей полноте ее проявлений: от ближайшего окружения, пропаганде здорового образа жизни и преодолении негативного воздействия на здоровье до глобальных проблем, связанных с экологией природы и социально-психологического климата общества. Таким образом эта деятельность приобретает государственную значимость.

 

Список литературы

1.      Дегтерев Е.А. Управление современой школой. Выпуск №8. Педагогика здоровья. Изд. «Учитель», 2005.

2.      Новикова Н.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: Библиотека руководителя образования, 2002.

3.      Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в РФ. М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. Библиотека руководителя образования, 2002.

4.      Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента. М.: Мин. Образования РФ, 2001.