Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
04 сентября 2016г.

Перспективы обновления образовательного пространства делают настоятельной задачу подготовки профессионала, способного к проектированию собственной деятельности в различных социокультурных ситуациях, готового находить пути решения возникающих проблем, вырабатывать особую стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Основным условием реализации этих требований, определяющим ориентиры высшего педагогического образования, является переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура.

Принципиально новым явлением общеобразовательной практики сегодня становится проектная культура педагога. Какие бы аспекты культуры мы ни рассматривали, везде обнаруживается проектное переживание мира, пронизывающее отношение человека к миру, к социальной предметной среде. Проектность признается определяющей, стилевой чертой, типологическим признаком культуры.

В сфере образования востребованность этого потенциала и, как следствие, включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса связано с тем, что постепенное замещение научно-технократической парадигмы на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической парадигмы послужило основанием для поиска нового облика образовательных систем, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса.

В современном технократическом обществе, развитие которого характеризуется необычайной подвижностью, изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать, прослеживается соединение технократического и гуманного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал, а это приводит к тому, что каждому педагогу необходимо овладеть проектной деятельностью в ее различных вариантах.

Доказано, что процесс формирования проектной культуры педагога будет тем эффективнее, чем более он направлен на создание инновационной среды, т.е. условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов профессиональной деятельности. В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль учителя как непосредственного носителя новаторских идей, инновационная деятельность которого становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Это требует от него специальной педагогической подготовки, на базе которой формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Следовательно, инновационная направленность формирования проектной культуры будущего педагога предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания студентов, создание в вузе определенной инновационной среды, включения проектной культуры в профессиональную подготовку будущих педагогов.

В настоящее время при организации педагогического процесса на первый план выходят задачи оптимизации образовательной деятельности, создания условий для стимулирования интереса учащихся к изучаемым областям науки, формирования умения самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, соотносить знания, полученные в ходе изучения различных предметов, выделять в них общие основы и различающиеся детали, взаимообогощать их. Одним из путей решения данных задач является введение в образовательный процесс метода проектов.

Использование метода проектов в высшей школе при подготовке будущих педагогов решает две основные задачи. С одной стороны, будучи включенными в проектную деятельность, студенты постигают ее алгоритм, постигают суть данной формы учебной работы, и, впоследствии, без труда могут сами отбирать содержание и организовывать проектную деятельность с детьми. С другой стороны, в проектной деятельности решаются дидактические задачи вуза. Педагогический потенциал проектного метода при подготовке студентов в высшей школе, как отмечает Е.С.Полат, заключается в том, что базой для этой формы работы является идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который достигается в ходе разрешения противоречия, порождающего определенную проблему [1]. Этот результат важен тем, что он реален, его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций. В качестве целей проектной деятельности выступают умения и навыки: рефлексивные, исследовательские, умения работать в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные, презентационные.

При подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности можно использовать следующие проекты.


Таблица 1

 Виды проектов при подготовке будущих педагогов


Практико- ориентированный проект

Такой проект, результаты от реализации которого заранее определены и могут быть использованы в практической деятельности. Преследует социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект

Как правило, выходит за рамки содержания учебных курсов. Исследование обосновывается, определяются задачи исследования, выдвигается гипотеза, происходит верификация гипотезы и полученных результатов. Во время исследования используются методы современной науки: моделирование, лабораторный или компьютерный эксперимент, социологический опрос.

Информационный проект

Имеет своей целью поиск, обработку, анализ и обобщение информации о каком-либо объекте. Результатом проекта является публикация в СМИ, в Интернете, на сайте.

Творческий проект

Как правило, имеет открытый результат, неизвестный до окончания проекта. К таким проектам относятся постановки, экскурсии, созданные видеофильмы, произведения изобразительного, литературного, декоративно-прикладного искусства.

 

Безусловно, как отмечают Андриевская Л.А и Салаватулина Л.Р., выполнение работ этого типа способствует овладению методами научного познания, развитию творческой деятельности у студентов: видение новых проблем в знакомых стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение альтернативы решения и др [2].

Как правило, любой проект имеет одинаковую структуру: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Если рассматривать вопрос о том, каким должен быть проект, персональным или групповым, то однозначной точки зрения не существует. Каждый из них имеет свои преимущества, и решать эту проблему придётся в каждом конкретном случае по-разному. Мы перечислим лишь их преимущества.


Таблица 2  

Сравнение персональных и групповых проектов


Преимущества персональных проектов

Преимущества групповых проектов

Студент самостоятельно выстраивает план работы над проектом.

Формируется чувство ответственности, выполнение работы зависит только от него самого.

На каждом этапе работы студент приобретает опыт (рождение идеи, проверка гипотезы, исследование, оформление результатов, презентация).

Формирование компетенций становится управляемым и осознанным процессом.

У студентов формируются такие коммуникативные компетенции, как сотрудничество и сотворчество. Проектная работа может быть выполнена на более глубоком уровне.

На каждом этапе работы над проектом возможно появление своего лидера, и вполне вероятно, что каждый из участников проекта может проявить свои сильные «профессиональные» стороны наилучшим образом.

При выдвижении гипотез, путей решения проблемы проявляется дух соревновательства и творчества, что в конечном счёте может привести к созданию неординарного проекта.

 

Таким образом, сложившееся противоречие между необходимостью формирования у студентов опыта реализации проектного метода и недостаточным уровнем сформированности у учащихся данного вида деятельности особенно остро ставит перед педагогами высшей школы задачу популяризации проектной деятельности в ходе формирования представлений студентов о сущности, а также положительных и отрицательных сторонах заданного метода. При этом работа по ознакомлению студентов с методом проектов и включению их в продуктивное обучение должна строиться на основе снятия психологического барьера перед данным явлением педагогической действительности. Разработка и реализация проектов должны быть включены в фонды оценочных средств, и как отмечает А.А.Шабалина, направлены на формирование навыков самостоятельной работы в учебной, научной и профессиональной деятельности, на развитие способности находить рациональные, конструктивные решения [3].

Безусловно, современная образовательная сфера не может полностью перейти на продуктивное обучение, основанное на методе проектов, но использование данной технологии организации обучения обладает неограниченными возможностями в формировании человека новой формации, а также подготовке студентов к реализации полученных в ходе педагогического процесса знаний на практике.

Список литературы

 

 

1.Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

2. Салаватулина Л.Р., Андриевская Л.А. Типизация самостоятельной работы в высшей школе [Текст]/ Л.Р.Салаватулина, Л.А.Андриевская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015.- № 10. С. 62-66.

3.Шабалина А.А., Парфентьева Л.В. Фонд оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст]/ А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. -№ 10. С.92-97.