14 февраля 2016г.
Сегодняшние студенты живут в очень динамичное, наполненное событиями и переменами время. В условиях экономической нестабильности, рыночных преобразований, напряженности в социальной среде студентам приходится испытывать различные перегрузки. Повышающая стрессогенность окружающей действительности, дискомфорт нередко приводят к пассивности, к возникновению у студентов не только утомления и переутомления, но и особых психических состояний, относящихся к понятию «стресс». Возникает закономерный вопрос: что нужно сделать для сохранения высокой работоспособности и здоровья студентов? Могут ли они сами уменьшить влияние психотравмирующих ситуаций, присущих учебной и внеучебной деятельности? В практике психологической помощи, профилактики напряженности и стрессогенности успешно используются различные средства: аутогенная тренировка, медитация, цветотерапия, музыка, которые способствуют формированию психологической устойчивости. Особая роль отводится обучению студентов навыкам и приемам аутогенной тренировки - методике, состоящей из простых процедур, овладение которыми позволяет сформировать психологическую готовность к стрессовым состояниям.
Проведение психологической подготовки в период формирования профессионального мастерства педагогов обусловлено следующими обстоятельствами:
· актуальностью обучения будущих педагогов аутогенной тренировке, обусловленной спецификой предстоящей им профессиональной деятельности, для успешного выполнения которой требуются такие эмоционально-волевые качества, как выдержка, спокойствие, умение держать себя в руках;
· способностью аутогенной тренировки как комплексной по своему содержанию, механизмам и средствам методики обеспечить не только профилактический, но и мобилизационный эффекты;
· многолетней практикой применения аутогенной тренировки, свидетельствующей о доступности данного метода широкому кругу людей;
· возможностью приобретения студентами навыков аутогенной тренировки, которые положительно сказываются на успешности их учебной деятельности и поведения в напряженных ситуациях.
Особая значимость аутогенной тренировки для формирования профессиональных компетенций. Как отмечалось ранее, важным компонентом профессионального мастерства будущих педагогов являются качества, умения и навыки, характеризующие их способности самоорганизовываться, владеть собой, целесообразно управлять своим поведением и деятельностью. Занятия аутотренингом прямо способствуют их формированию. Кроме того, одной из основных профессиональных обязанностей будущих педагогов является подготовка учащихся к самовоспитанию. Организуя самовоспитание своих воспитанников, педагог сам приобщается к работе по самосовершенствованию личности, при этом уровень педагогического руководства самовоспитанием напрямую зависит от личного опыта педагога в работе над собой. Такова диалектическая зависимость между самовоспитанием педагога и результатами его профессиональной деятельности.
Аутогенная тренировка развивает способности личности к самопознанию, самооценке и самоуправлению, обладает сильным мотивационным воздействием на процесс самовоспитания, особенно его деятельностный, регулятивно-поведенческий этап, обеспечивая его систематичность, планомерность, последовательность [1].
Важнейшими элементами, которые в решающей степени предопределяют результаты профессионального самовоспитания, является самопознание, самооценка и самоуправление.
Самопознание нацелено на получение максимально полной информации о самом себе и служит предпосылкой для последующих самооценки и самоизменения, поскольку в управлении человека самим собой он руководствуется прежде всего знаниями о самом себе. Оно осуществляется с помощью самовосприятия, самонаблюдения, самоизучения, самоанализа.
Профессионально направленным самосознание становится в период профессионального самоопределения будущего педагога, его обучения, специальной подготовки и непосредственно практической деятельности. Базой для самопознания служит уровень развития познавательных способностей. При этом из всей совокупности знаний о себе человек выделяет и обособляет профессионально необходимые качества, умения и навыки. На основе познания и оценки последних формируется система представлений об идеальном (таком, каким должен быть педагог), динамическом (таким, каким он хочет себя считать, «Я-проект»), о реальном (таком, каким он является в настоящее время) облике Я педагога.
Для будущего педагога основным предметом познания, оценки и изменения становятся три группы качеств, умений и навыков. Первая из них определяет и отражает уровень развития его способностей изучать и понимать других людей, проникать в их внутренний мир: человечность, восприимчивость, отзывчивость, скромность, честность, справедливость, эрудированность, любознательность и др. Вторую группу составляют профессионально необходимые качества, умения и навыки, отражающие способности к активному воздействию на других людей: общительность, трудолюбие, увлеченность работой, профессиональная компетентность, профессиональный оптимизм и др. Третья группа качеств, умений и навыков отражает способности будущего педагог владеть собой, целесообразно управлять своим поведением и деятельностью, требовательность, самостоятельность, решительность, стремление к самовоспитанию и др.
Сформированные в результате самопознания и самооценки противоречивые образы Я не ведут автоматически к разрешению противоречий, а лишь создают определенные предпосылки. Главное – характер личностной мотивации, развитие которой и есть работа по самоизменению. Она осуществляется в процессе самоуправления. Осознанному управлению механизмами саморегуляции личности, их активизации и оптимизации способствует самоуправление, которое предполагает составление программы деятельности, контроль ее осуществления, волевые усилия по ее реализации. Объективация целей, намерений, желаний самосовершенствования студентов происходит в регулировании отношений и психических состояний, в отдельных поступках, в целостном поведении при решении сложных задач будущей профессиональной деятельности. Всестороннее самоуправление зависит от степени целеустремленности студентов, уровня развития способностей к самоорганизации.
Основываясь на отмеченных показателях, будущие педагоги могут быть распределены по группам, для каждой из которых характерен определенный уровень развития способностей и умений управлять собой. Повышение этого уровня представляет важную педагогическую задачу как для студентов, так и для педагогов. От ее решения зависят эффективность всего процесса профессионального самовоспитания и результаты педагогической деятельности [2].
Осознанное самоизменение личности осуществляется при помощи индивидуально формируемой системы методов. Основными методами самоуправления принято считать самоубеждение, самовнушение, самопоощрение, самопринуждение, самоприказ, самоупражнение, самопроверку.
Педагогический аутотрениг, включенный в систему самовоспитания, многократно усиливает воздействие на разные стороны жизнедеятельности будущих педагогов и может быть применен для формирования, развития и коррекции всего комплекса профессионально и личностно значимых, но недостаточно развитых качеств будущего педагога, а также нейтрализации отрицательных свойств, привычек в овладении основами педагогического мастерства.
Психологические исследования убедительно доказывают, что используя в процессе профессионального самовоспитания возможности аутогенной тренировки, можно сделать традиционный путь длительного, трудного восхождения к профессиональному педагогическому совершенству в десятки раз короче, причем доставляющим удовольствие и положительные переживания.
Список литературы
1. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов и др. – М.: «Академия», 2012.- 144 с.
2. Салаватулина, Л.Р. Исследование состояния организации самостоятельной работы студентов [Текст]/ Л.Р. Салаватулина // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Челябинск, 2015.- С.52-55