14 февраля 2016г.
Проблема изучения психолого-педагогического потенциала личности учителя – фундаментальная проблема науки, имеющая междисциплинарный характер.
Одним из важнейших теоретико-методических вопросов является вопрос о развитии психолого- педагогического потенциала учителя, его педагогической составляющей. Педагогическая составляющая психолого-педагогического потенциала может формироваться и развиваться на базе следующих ключевых идеей: «горизонтального» и «вертикального» обогащения содержания образования; организации студенческого самоуправления; внеаудиторной работы со студентами; участия студентов в профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах; особой организации педагогической практики; проведения тренинговых занятий, рассчитанных на развитие интеллекта, креативности, общих познавательных потребностей и способностей; создания авторских, творческих программ; паритета учебных заданий дивергентного и конвергентного типов; организации учебной деятельности студентов с максимально возможным учетом их познавательных интересов и потребностей; расширения круга познавательных и профессиональных интересов студентов; доминирования исследовательской практики при изучении учебной дисциплины над рецептивным усвоением знаний; ориентации на интеллектуальную инициативу студентов; глубокой проработки каждой изучаемой темы; высокой степени самостоятельности в организации учебной деятельности; формирования способности к критичности в оценке собственных и лояльности в определении ценности чужих идей; актуализации лидерских возможностей в совместном, групповом обучении; сочетания индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.
Со студентами с целью формирования и развития педагогической составляющей их психолого- педагогического потенциала как будущих учителей начальных классов организовывались и проводились учебные занятия, рассчитанные на углубленное понимание потенциала и потенциального в личности и деятельности человека, осознание и адекватную оценку собственного психолого-педагогического потенциала, развитие интеллекта и позитивных мотивов социального поведения.
Процесс формирования педагогической составляющей психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов через обогащение содержания образования и его концепция, использованная в диссертации, имели два уровня, условно обозначенные нами как уровень «горизонтального обогащения» и уровень «вертикального обогащения» содержания образования.
Под «горизонтальным обогащением» содержания образования понимается система мер по дополнению традиционного учебного плана подготовки учителей в педагогическом университете специальными курсами, интегрирующими знания из разных предметных областей. Эти курсы были ориентированы на целенаправленное развитие у них базовых составляющих психолого-педагогического потенциала. По своему содержанию, по формам организации и методам они отличались от традиционных учебных курсов ориентацией не на узко предметные, а на общие психолого-педагогические компетенции, и были ориентированы на решение проблемы развития специалиста в трех основных направлениях, характеризующих психолого-педагогический потенциал будущего педагога: социально-психологическом, когнитивном и инструментальном.
В опытно-экспериментальной работе, организованной и проведенной в соответствии с изложенной выше концепцией психолого-педагогического потенциала и его развития, к учебным планам специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» и направления подготовки 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование (профиль Начальное образование) был добавлен блок специальных курсов, факультативов и тренингов. В нашем случае речь шла о комплексе занятий, дополнительно включенных в учебный план и ориентированных на осознание студентами – будущими учителями начальных классов – того, что такое психолого-педагогический потенциал, на развитие интеллекта, креативности, социальной компетентности и других элементов такого потенциала.
Одно из направлений работы по линии «горизонтального обогащения» содержания образования – развитие социально-психологической составляющей психолого-педагогического потенциала личности будущего учителя начальных классов. Решение проблем социально-психологического развития будущего специалиста предусматривалось также в ходе других занятий и внеаудиторной работы со студентами в университете. Эта линия экспериментального исследования проявилась и в организации студенческого самоуправления, в реализации внеаудиторной работы со студентами (профессиональные конкурсы, предметные олимпиады, студенческие научные конференции и др.).
Проводимое в этой связи экспериментальное исследование согласовывалось и вписывалось в действующие учебные планы Института психологии и педагогики Сахалинского государственного университета.
Кроме освоения студентами общепрофессиональных дисциплин, инструментальная линия развития психолого-педагогического потенциала была представлена многогранной, широкой системой инновационных форм и методов работы со студентами. К их числу относятся стажировки студентов в различных педагогических университетах, участие студентов в профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах, выполнении исследовательских грантов и проектов, студенческих научных конференциях.
Будучи включенными в процесс подготовки педагогов начальной школы, названные выше мероприятия решали свои задачи и реализовывали свойственные им функции. Долговременность проводимых занятий, равно как и лонгитюдный характер всего экспериментального исследования, создавали благоприятные условия для полноценного процесса формирования и развития психолого-педагогического потенциала будущего учителя начальных классов, позволяли последовательно выстраивать перспективную линию его развития на протяжении всех лет обучения в вузе.
Линия «вертикального обогащения» содержания образования в предлагаемой концепции формирования и развития психолого-педагогического потенциала касалась не столько модернизации учебного плана, сколько изменения в содержании программ традиционных учебных дисциплин. Принципиальным здесь является положение о том, что ориентация на развитие психолого-педагогического потенциала будущего учителя начальных классов требует постепенной замены общих, унифицированных программ авторскими, творческими программами. С этой целью были сформулированы принципы, опираясь на которые преподаватель высшей школы, работающий со студентами из экспериментальной группы, мог реконструировать содержание своего учебного курса.
С их учетом преподавателями Института педагогики ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» были переработаны программы всех основных учебных предметов. Соответствующие принципы были соотнесены с тремя составляющими психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов и сформулированы следующим образом: усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и обобщения предлагаемого материала; паритет учебных заданий дивергентного и конвергентного типов; организация учебной деятельности студентов с максимально возможным учетом их познавательных профессиональных потребностей; систематическое расширение круга интересов студентов, связанное с избранной ими профессией; доминирование исследовательской практики при изучении учебной дисциплины над репродуктивным (рецептивным) усвоением знаний; ориентация на интеллектуальную инициативу самих студентов; максимально глубокая проработка каждой изучаемой темы; высокая степень самостоятельности в организации учебной деятельности; формирование способности к критичности в оценке своих и лояльности в оценке чужих идей; актуализация лидерских возможностей студента в их совместном, групповом обучении; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.
Все три составляющих психолого-педагогического потенциала личности будущего учителя начальных классов, включая социально-психологические, когнитивные и инструментальные, одновременно совершенствовались и развивались во всех видах образовательной деятельности, а предложенные специальные формы и методы профессиональной подготовки в рамках концепции развития психолого-педагогического потенциала (деловые игры, анализ педагогических ситуаций, дискуссии, интервью, тренинги, диспуты, наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов-наставников и однокурсников, игровые методы, моделирование педагогических ситуаций, стажировки и т. п.) не были единственным источником формирования и развития психолого-педагогического потенциала будущих учителей начальных классов.
Список литературы
1. Romanova M.A., Afanasyeva D.A. Еnrichment education two level model of teacher education in university // Science, Technology and Higher Education. – January 30, 2014. – С. 251-253.
2. Потенциал личности: комплексная проблема: материалы четвертой Всерос. Интернет-конф., 7-9 июня 2005 г. / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2005. – 202 с.
3. Романова М.А. Моделирование психолого-педагогического потенциала личности учителя начальных классов. – Южно-Сахалинск: издательство СахГУ, 2013. – 248 с.
4. Савенков, А. И. Потенциал личности. // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005. Выпуск 5 (24). 182с.